Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы функций государства
1.1 Определение понятия функций государства и их классификация
1.2 Признаки государственных функций. Формы и методы осуществления государственных функций
2. Классификации функций государства
2.1 Основные и неосновные функции государства
2.2 Постоянные и временные функции государства
ВВЕДЕНИЕ
В общей теории государства и права, вопрос о функциях государства на любом его этапе развития является одним из важнейших. В первую очередь, это связано с тем, что сущность самого государства и его социальное назначение проявляется в его функциях, вследствие этого, познание функций является предпосылкой понятия главного и определяющего в государстве. Во-вторых, структура государства определяется через функции государства. Это означает, что структура государственной деятельности определяется системой общественных отношений, на которые государство оказывает должное воздействие, и её невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений. Изменение структуры неразрывно связано с изменением функций.
Актуальность моей работы обусловлена тем, что вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение, что, несомненно, имеет актуальность в современный период. Данный вопрос позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под разными углами его разносторонней деятельности, функционирования. Характер и направление деятельности государства, правильность расстановки его приоритетов, уровень организованности и эффективности, все это можно определить только с помощью функций.
Научное познание государства любого типа в обязательном порядке предполагает рассмотрение его функций, которые представляют собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры государства в частности и общества в целом. В функциях государства отражается его сущность, реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении интересов населения страны.
Теоретическую основу моего исследования составляют теоретические положения о проблемах функций государства таких авторов как М.Н. Марченко, С.А. Комаров, А.Б. Венгеров, Л.А. Морозова, В.Н. Хропанюк. Данные авторы не ограничивались формальным изложением темы, останавливаясь на принципиальных спорных вопросах.
Вопрос функций государства был и остается до сих пор дискуссионным. К их определению и классификации существуют различные подходы. В юридической литературе существуют довольно противоположные точки зрения по этому вопросу.
Объектом моей работы выступают общественные отношения, складывающиеся в государстве, по средствам выполнения им государственных функций.
Предметом исследования являются государственных функций, их классификация.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, такие как исторический, логический, системный и сравнительный. Среди частнонаучных методов в ходе исследования применялись методы сравнительно-правового и сравнительно-исторического анализа, формально-юридический метод.
Цель исследования – изучение и анализ понятия и классификаций функций государства.
В соответствии с поставленной целью в рамках моего исследования необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие функции государства, с позиций различных ученых в определении функций государства;
- рассмотреть признаки функций государства;
- рассмотреть основные и неосновные функции государства;
- рассмотреть постоянные и временные функции государства;
- рассмотреть внешние и внутренние функции государства.
- проанализировать особенности форм осуществления функций современного государства.
Работа выполнена с использованием нормативно-правовых актов, в том числе Конституции Российской Федерации, юридической и учебной литературы.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. В первой главе освещаются теоретические основы функций государства, дается полное, на мой взгляд, определение понятия «функции государства». Здесь же представлены основные признаки функций государства. Вторая глава посвящена классификации функций государства на основе общепринятых критериев. В заключении сформулированы основные выводы по исследуемой теме.
1. Теоретические основы функций государства
1.1 Определение понятия функций государства и их классификация
Государство является самым главным и важным институтом в современном обществе, и вследствие этого оно наделено системой функций, без которых государство не является государством. Среди изучения как отечественных, так и зарубежных исследователей-правоведов проблема развития государства и его функций остается одной из самой главных на сегодняшний день. Правовое поле, в котором функционирует любое государство, должно соответствовать четкому контролю над выполнением функций государства и регламенту деятельности контролирующих органов[1]. По мнению В.Н. Хропанюк, понятие «функции государства» определяет наиболее приоритетную направленность деятельности государства. Основными направлениями законодательной, судебной и исполнительной деятельности в правовом государстве является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества[2].
Построение ключевых функций государства в условиях развития современного общества является основной задачей правоведов. Так, например, Л.А. Морозова при рассмотрении деятельности государства как «юридического феномена», сосредоточила свое внимание на понятии определения функций государства. Она дает следующее определение. Функции государства являются основными направлениями его деятельности, которые выражают сущность и назначение государства в обществе. Прежде всего, она отмечает, что все функции государства принято подразделять на две категории: внешние и внутренние. Другими словами, государство призвано решать внешние и внутренние политические задачи[3].
Функции государства призваны воздействовать на отдельные институты и элементы общественных отношений и гражданина. Полноценное и качественное выполнение данных функций подразумевает изменения в общественных отношениях[4]. Под воздействием функций государства может происходить стабилизация общества и иные процессы.
На данный момент, основываясь на вышесказанном, мы можем обозначить границы значения, которое имеют функции государства. Значение функций государства заключается в возможности государства влиять на все процессы, происходящие в нем и в обществе. В современном правовом поле необходимо обозначить формы, с использованием которых, происходит осуществление функции государства. В правовой науке под формами осуществления функций государства понимается «...внешние проявления функций государства, а также, деятельность государственных органов и должностных лиц, посредством которых реализуются функции государства»[5]. Выделяют правовые и организационные формы осуществления функций государства[6]. Основные формы осуществления функций государства представлены в рисунке 1.
Рисунок 1
Формы осуществления функций государства
Регламентирующая
Правотворческая
Правоисполнительная
Хозяйственная
Идеологическая
правоохранительная
Существенное различие функций разных типов государства становится сложным из-за определения классификации функций государства. На функции любого государства оказывает влияния его сущность. Сущность государства, в свою очередь, противоречива, она имеет две стороны, общесоциальное начало, и классовое начало. Общесоциальное начало обусловлено потребностями в обществе в целом, а классовое начало обусловлено его классовыми противоречиями[7].
В юридической литературе существуют большое количество классификаций функций государства. Выделяют следующие основные классификации функций государства[8]: (рис. 2)
Рисунок 2
Классификация функций государства
Классификация функций государства
Сфера деятельности (объекты воздействия)
Продолжительность действия
Социальная значимость
Правовые формы осуществления
Каждая из составляющей классификации имеет в свою очередь, свое разделение. Так, по сфере деятельность, функции бывают внутренние и внешние; по правовым формам осуществления - судебная, правотворческая, управленческая; по социальной значимости - общие и отдельные; по продолжительности действия - временные и постоянные[9].
В литературе, как говорилось выше, имеется большое количество разновидностей классификаций функций государства, так, например, В.Д. Переваловпредлагает классификацию функций государства по источникам возникновения: их можно подразделить на: а) функции, вытекающие из классовых противоречий; б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом; и по направленности функции государства, они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции решают внутренних задач государства, а внешние направлены на установление и поддержание отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга[10].
Общепринятым считается разделение функций по сфере деятельности, то есть на внешние и внутренние. Следует отметить, что среди ученых нет определённого разделения внутренних и внешних функций государства на конкретные перечни. Каждый исследователь-правовед выделяет свои перечни, которые имеют как различия, так и сходства от других[11].
По продолжительности действия различаю постоянные и временные функции государства. Постоянные функции государства действуют на всех этапах развития государства, например, экономическая функция, временные функции характеризуются недолговременным существованием.
По социальной значимости выделяют основные и неосновные. Основные функции — это «наиболее важные направления деятельности государства, которые охватывают ряд однородных направлений государственной работы», а неосновные функции государства включают в себя «более узкие направления деятельности государства».[12]
Данное представление об основных и неосновных функциях, было сформулировано еще в 70-е годы Н.В. Черноголовкиным, и как отмечает М.Н. Марченко, на данный момент это преставление имеет свою общетеоретическую значимость и является актуальным[13].
Так как общие функции связаны напрямую с отдельными функциями, через них осуществляется работа государственных органов, так и наоборот отдельные функции связаны с общими, они находятся в их подчинении, реализуются через них, поэтому «именовать их «неосновными» на наш взгляд, было бы некорректно»[14].
Следует отметить, что данная классификация является как общепринятой, так и спорной одновременно. Так как многие правоведы считают необоснованным деление функций на основные и неосновные, потому что, например, в нестандартных ситуациях, таких как чрезвычайное положение, одни функции становятся «главнее» среди себе равных функций.
Например, в условиях войны функция обороны имеет вверх среди экономической, социальной и прочих, а в условиях экологических катастроф и аварий - экологическая функция выходит на первый план.
Ввиду этого, появляется необходимость разделения функций на «главные» и «второстепенные».
По мнению О.В. Старкова и И.В. Упорова «главной функцией государства не может быть признана хозяйственно-организаторская деятельность, ибо это приводит к неизбежному огосударствлению общественной жизни», а в качестве таковой может быть признана «охрана интересов человека и зашита его прав…».[15]
М.Н. Марченко отмечает, что «у современного государства…нет, и не может быть только одной, единственной главной функции».[16]
Если мы говорим об охране интересов человека и его прав, то следует отметить, что это является больше не функцией, а целью государства. Но если даже считать эту цель полноправной функцией, то ее осуществление невозможно без соблюдения всех других функций государства, что само по себе ставит под сомнение вопрос о главенстве и автономности рассматриваемой функции.
К числу схожих критериев можно отнести и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную[17].
Таким образом, можно сказать, что деятельность государства в сфере осуществления своих функций облекается в правовые формы: правотворчество; исполнительно-распорядительная; правоохранительная, а значит и функции государства подразделяются на законодательные, управленческие и судебные, что по сути отражает механизм реализации государственной власти. Такого мнения придерживается исследователи-правоведы С.А. Комаров и А.Б. Венгеров[18].