Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом с точки зрения системно-интеграционного подхода эволюция организации представляет собой трансформацию всей пирамиды внутренней среды организации в целом, причем каждый слой имеет собственную скорость развития. При этом фундаментальные уровни имеют более длительный цикл жизнедеятельности, в то время как функциональные уровни существуют более короткий промежуток времени, находясь в зависимости от рыночного поведения организации и обеспечивая адаптацию предприятия к изменениям внешней среды. Наиболее вероятный, по мнению авторов, сценарий развития организации происходит в том случае, когда за время жизненного цикла фундаментального уровня происходит смена нескольких функциональных.

Таким образом, видим, что предложенный системно-интеграционный подход отличается от традиционных моделей жизненного цикла организации и представляется перспективным объектом изучения исследователей. Основное его преимущество в том, что он позволяет более точно диагностировать предприятие и способствует принятию наиболее верных управленческих решений в зависимости от стадии жизненного цикла не только всей организации в целом, но и стадии развития отдельных подсистем ее внутренней среды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования было определено понятие жизненного цикла организации. Закономерность, выраженная в том, что все компании проходят в своем развитии несколько этапов, нашла свое отражение в модели жизненного цикла организации. Периоды, в которые предприятие принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. То есть жизненный цикл организации отражает ее эволюцию от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности.

Модель жизненного цикла была создана для прогнозирования изменений, ожидаемых в организации, находящейся в той или иной стадии развития. Получив информацию о пребывании организации на определенном этапе, руководитель может с большей долей уверенности оценить правильность принятого в фирме стиля руководства.

В работе были рассмотрены созданные в течение десятилетия разными авторами модели эволюции организации, причем в основе каждой из них лежит особая уникальная идея. Тем не менее, все модели в той или иной степени отражают сущность эволюции компании, описываемые с разных точек зрения.

Отсутствие единой объективной модели обусловлено тем, что авторами не были произведены полноценные длительные исследования, объектом которых стали бы организации, прошедшие полный жизненный цикл. Сложность подобных экспериментов помимо прочего состоит в том, что некоторые стадии могут занимать до нескольких лет и изучение подобных процессов в разных организациях может дать отличающиеся результаты. Однако в работе обозначены основные критерии, по которым возможно диагностирование организации на предмет пребывания ее на том или ином этапе эволюции.


На основе модели, предложенной И. Адизесом, были подробно рассмотрены такие стадии развития, как выхаживание, младенчество, стадия быстрого роста, юность, расцвет, стабильность, аристократизм, ранняя бюрократизация, бюрократизация и смерть. Была представлена графическая модель эволюции организации; даны описания проблем, характерных для определенных этапов развития, и рекомендации руководителю компании о принятии управленческих решений, способных предотвратить возможное старение организации.

Вследствие особой специфики узбекских предприятий (большая доля государственных и приватизированных предприятий) теория И. Адизеса применима лишь к части предприятий нашей страны, созданных в период рыночных преобразований. Но для руководства адаптированных к рынку предприятий данная теория может служить источником теоретических основ управления и способствовать принятию решений, не противоречащих естественному процессу развития компании.

В современных условиях исследуются новые аспекты теории жизненного цикла организации. Так, автор одной из новых теорий предложила соотнести развитие компании с развитием организационной культуры, господствующей на предприятии. Однако, соотнеся определенные типы организационных культур со стадиями эволюции организации, исследователь не внесла принципиальных изменений в саму парадигму жизненного цикла.

Но существуют и принципиально иные точки зрения на эволюцию организации. Так, системно-интеграционный подход предполагает, что развитие происходит не в целом в организации, а в отдельных ее подсистемах, названных «организационными рутинами» и развивающихся по собственным жизненным циклам. Причем часть из них является фундаментальными, и реже подвергается изменениям, другая же часть является функциональными, зависит от внешней среды и обеспечивает адаптацию организации к происходящим вовне изменениям. Находясь в соподчиненности, взаимодействуя друг с другом, обозначенные организационные рутины формируют объективные предпосылки для эволюции внутренней среды организации в целом.

Таким образом, очевидно, что теория жизненного цикла успешно применяется на практике руководителями, позволяя им принимать рациональные управленческие решения. И в будущем можно ожидать появление новых моделей эволюции организации, еще более глубоко рассматривающих предпосылки развития организации и учитывающих самые различные аспекты ее жизнедеятельности.

Модель жизненного цикла организации, как рассмотрено в данной работе, может служить важным и эффективным инструментом ее диагностики, как, способствуя устранению текущих трудностей, так и позволяя компаниям своевременно осуществлять стратегические преобразования для обеспечения цикличности и, в конечном счете, «бесконечности» их развития.


В заключение можно добавить, что в многочисленных работах по проблемам жизненного цикла организации изучен ряд вопросов, которые могут быть полезны при разработке конкретных инструментов организационной диагностики и анализе ее результатов.

Так, проблема организационной эффективности на разных этапах жизненного цикла обсуждается в работах К. Камерона и Д. Уэттона и Р. Куинна и К.Камерона, политические аспекты развития организации - в работах Б.Грея и С. Арриса и М. Залда и М. Бергера, административные проблемы - в статях Дж. Форда и Дж. Уолша и Р. Дьюара, вопрос о власти - в статье Г. Минцберга.

В данной работе были рассмотрены и решены следующие задачи:

- показаны периоды и модели развития организации;

- проведен анализ моделей развития организации;

- рассмотрен жизненный цикл организации, его этапы и методы анализа;

- проведены эмпирические исследования и теоретические подходы в жизненном цикле организации;

- рассмотрена возможность использования моделей жизненного цикла организации в процессе организационной диагностики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Адизес И. Как преодолеть кризисы менеджмента: диагностика и решение управленческих проблем. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2006.
  2. Адизес И.. Управление жизненным циклом корпорации. СПб.: Питер, 2007
  3. Акимова Т.А. Теория организации - М., 2003.
  4. Акулов В.Б. «Теория организации», Петрозаводск 2002 г.
  5. Алиева В.Г. Теория организации. - М., 2001
  6. Бахматова Т.Г. Социология организаций Тема: Сетевые организации: генезис, структура, управление. Форум по социологии организаций.
  7. Биггарт Н.. Социальная организация и экономическое развитие. Ред.: В.В. Радаев. Перев.: М.С.
  8. Большаков А.С., Михайлов В.И.. Современный менеджмент: теория и практика. 2-е изд. Санкт-Петербург: Питер , 2002, серия "Теория и практика менеджмента".
  9. Васильев Ю.П. Управление развитием производства. - М., 1999
  10. Грейнер Л.Е.. Эволюция и революция в процессе роста организаций. Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент (4): 2002, с. 76-92
  11. Дафт Р., Ричард Л. Теория организации. - М., 2006.
  12. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Жизненный цикл организационного развития // Организационное развитие, 1996, №2.
  13. Жариков О.Н., Королевская В.И., Хохлов С.Н. Системный подход к управлению: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  14. Железняк Т. Какая она, ваша компания? Персонал-Микс (2): 2006, с. 63-71.
  15. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. — М.:КНОРУС, 2006.
  16. Кибанова А.Я. Управление организацией. Энциклопедический словарь. - М., 2001
  17. Кручинецкий С.М. «Организационная структура и стратегия компании» руководитель компании «Питер-Консалт» – 15.09.2009
  18. Лавизина О.В. "Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации" / http://ecsocman.edu.ru
  19. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации. - М., 2006
  20. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: Инфра-М, 2001 г.
  21. Поршнева А.Г. Управление организацией. - М., 2000
  22.   Пригожин А.И. . Методы развития организаций. Москва: МЦФЭР, 2003
  23. Румянцева З.П., Филинов Н.Б. Общее управление организацией: принципы и процессы. - М., 1999
  24. Смирнов Э.А. Теория организации. - М., 2000
  25. Смирнов Э.А. Основы теории организации. - М., 1998
  26. Фалмер Р.М. Организация как функция управления. - М., 2002
  27. Фатхутдинов Р.А. Организация производства. - М., 2000
  28. Холл Р.Х. Организация: структуры, процессы, результаты. - СПб., 2001
  29. Хмелькова Н.В., Попов Е.В. "О жизненном цикле внутренней среды организации" // Менеджмент в России и за рубежом. - 2005, №1, с.63-69
  30. Янг С. Системное управление организацией. - М., 2002