Файл: Теории происхождения права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расцветом теорий естественного права принято считать XVII-XVIIIвв. Значительный вклад в развитие этих теорий внесли Г. Гроций и Б. Спиноза (Голландия), Т. Гоббс и Д. Локк (Англия), Ж.Ж. Руссо и П.Гольбах (Франция) и А.Н Радищев (Россия). Они отказались от идеи божественного происхождения естественного права и обратились к воле народов, наций, отдельного человека. Признавалось, что в обществе наряду с позитивным правом, созданным государством (законодательством), существует высшее право, свойственное человеку от природы, - естественное право.

По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы. Но не смотря на противоречие во взглядах на происхождение естественного права, представители данной теории едины в одном - естественное право не создаётся людьми, а возникает стихийно, само по себе. Люди каким-то образом лишь познают его некий идеал, как эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно существует до тех пор, пока существует человек[13].

Право не может сводиться только к установлениям государства, но оно не есть и природное явление, существующее независимо от общества и имеющее раз и навсегда данное содержание, которое могло бы рассматриваться в качестве абсолютного критерия справедливости и моральной чистоты (как это предполагается в теории естественного права). Право живет в обществе и всегда несовершенно и несправедливо настолько, насколько несовершенно и несправедливо само общество[14].

Теория возрождённого естественного права подчеркивает свою связь с естественным правом на предыдущих этапах развития и ставит своей задачей поиски идеального критерия для положительного права. Оно не признаёт вечного, неизменного для всех народов и времён права и полагает, что естественное право исторически меняет своё содержание[15].

2.2. Теологическая теория

Ярким представителем и одним из главных разработчиков данной теории был крупнейший идеолог католицизма Фома Аквинский (XIII в). Согласно его учению, миром управляет Божественный разум. Центральной идеей теории является утверждение, что право создано Богом для регулирования жизни людей и что оно даруется человеку через посредство порока или правителя. Сейчас возможно увидеть такое представление о природе права в некоторых древних правовых системах, таких, как вавилонские законы, древнееврейские законы, законы Ману в Древней Индии, а также в исламском праве.


Теологическая теория - это ответ на вызов своего времени. Её достоинством является то, что именно её авторы впервые жестко связали вместе такие понятия, как право (пусть и как выражение божественной воли) и справедливость[16].

В странах Древнего Востока, где формой государства являлась деспотия, были широко распространены религиозные теории происхождения государства и права. Эти теории трактовали государство и право как Божественное установление, а главу государства - как наместника Бога на земле. Идею покорности народа властителю представитель господствующей аристократии Китая Конфуций выразил следующими словами: "Добродетель власти - это веяние ветра, а добродетель народа - трава; когда ветер веет, трава должна сгибаться".

Идея божественности власти развивалась христианством. "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены", - говорится в послании апостола Павла к римлянам. Здесь дается проповедь божественности власти, ее вечности и необходимости перед этой властью покоряться[17].

Божественная теория сыграла свою роль в обществе, однако на настоящем этапе общественного развития вряд ли она приемлема.

2.3. Регулятивная теория

Данная теория происхождения права распространена в азиатских странах и в евроазиатской России. Причиной особой приверженности регулятивной теории ученых этих стран является то, что они при осмыслении вопроса о происхождении права опирались в основном на условия, в которых находятся страны Азиатского континента. Жесткие климатические и географические условия в данной части планеты обусловили особую роль государства. С самого начала она была огромной и заключалась в обеспечении порядка и стабильности, которые были крайне шаткими в таких трудных условиях.

Согласно регулятивной теории, право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны. Порядок - понятие комплексное, обхватывающее многие сферы человеческой жизнедеятельности, расширившейся и гигантски усложнившейся в связи с переходом общества к производящей экономике.

Вместе с тем, регулятивная теория страдает некоторым максимализмом. В её подтексте просматривается такой тезис: человек настолько умное существо, что ему всё по плечу. Да, можно согласиться с тем, что многие вопросы социальной жизни были урегулированы с помощью права. Но вот, например, право очень долго не могло «взять в плен» политику, т.е. урегулировать вопрос о политическом властвовании. Тираны, деспоты, диктаторы не одно тысячелетие «парили» над людьми, уничтожали их в массовом количестве и лишь только в новое время с помощью права начинают регулироваться и властеотношения. Так что, регулятивные возможности права далеко не безграничны даже сегодня, а на начальном этапе развития общества они были куда скромнее.


Теория усматривает принципиальной причиной возникновения права необходимость установления и поддержания порядка, единого для всех членов общества в условиях усложнения их жизнедеятельности[18].

Вывод можно сделать следующий. Регулятивная теория - это забегающая вперёд теория, приписывающая праву такие его свойства, которые оно приобретает на более поздних ступенях своего развития.

2.4. Историческая теория

Историческая школа права зародилась в Германии в начале XIX столетия, с одной стороны, как реакция против придания естественному праву первичности, рассмотрения его в качестве универсального для всех народов. С другой - закономерность ее появления прослеживается в тенденциях развития самой страны, в стремлении к объединению немецких земель в единое государство, чему и должна была соответствовать общенациональная идея, формируемая в этот период политиками, философами и правоведами[19].

Фридрих Карл фон Савиньи (1779-1861) считается главой школы, противопоставлявшей, по словам российского правоведа Е.Н. Трубецкого, "революционному космополитизму" политиков-идеалистов XVIII в., которые игнорировали специфически национальные потребности и национальные особенности в праве, национальный идеал и консервативные практические тенденции. Савиньи в своем труде "Призвание нашего времени к законодательству и науке права" (1814), его предшественник, основатель немецкой исторической школы права геттингенский профессор Густав Гуго (1764-1844) в "Учебнике естественного права как философии положительного права" (1809), а также их последователь Георг Фридрих Иухта (1798-1846) отрицали какое-либо участие свободной человеческой воли в развитии истории вообще и права в частности. Право не является, по их мнению, ни данным извне, ни искусственным изобретением законодателя: оно не выдумано и не произвольно установлено людьми, а представляет необходимый результат более глубоких причин.

Все прошлое страны творит ее право, в истории следует искать истоки знаний о развитии права. И это развитие можно сравнить с языком народа, который появляется постепенно и естественно, сам собою. Право, подобно языку, служит выражением духа народа (Volkgeist) и с самого начала приобретает специфический характер, свойственный лишь этому народу. Законодатель не может "пересоздать" право, точно так же как ему не под силу изменить законы языка, его грамматику. Законодателю и не стоит стремиться к слому веками складывающихся обычаев и народных верований, его задача - их зафиксировать, т.е. придать необходимую юридическую форму, при этом стараться наиболее точно выражать "общее утверждение нации".


Таким образом, обнаруживая себя первоначально в глубине народного духа, право затем, на более высоком витке развития общества разрабатывается юристами-профессионалами. Но они не создают право, а извлекают необходимые нормы и правила поведения из того правового массива, который уже живет в национальном самосознании. Все право повсюду, подчеркивает Савиньи, создается не произволом законодателя, а при посредстве внутренних незаметно действующих сил, как право обычное.

Право тем самым не обладает универсальностью; оно, как и язык народа, передает его национальный характер и потому не может быть перенесено в другое общество. История, однако, демонстрирует немало примеров косвенной, а нередко и прямой рецепции правовых норм и институтов одних народов другими, что, в частности, подтверждается наличием в современной юридической географии правовых семей или их групп.

Идеи представителей исторической школы права оказали заметное влияние на становление историко-правовых наук в юриспруденции, обращающихся к проблемам протоправа (социальных норм догосударственного общества), формирования и последующего развития правовых начал различных государств.

Говоря о праве, создатели исторической школы права считали, что действующее в обществе право не сводится к совокупности предписаний, исходящих от государства. Право возникает спонтанно и своим происхождением не обязано государству. Оно, подобно языку, не устанавливается договором, не вводится по чьему либо указанию, не дано Богом, а создаётся, складывается постепенно путём самостоятельного развития через стихийное образование норм общения, добровольно принимаемых народом[20].

К. Савиньи считал, что с движением национального духа стихийно эволюционирует и право. Динамика права сродни развитию организма из своего зародыша. На первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев, на втором делается предметом обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя, однако, при этом связи со своим корнем - общим убеждением народа.

С точки зрения Г. Пухты, бесцельно искусственно конструировать и в любое время предлагать людям ту или иную придуманную правовую систему. Созданная отдельно от самой истории жизни народного духа, она не может прибавиться к обществу[21]. Каждому народу присущ свой дух, соответственно своё правосознание.


2.5. Классовая теория

Выдающимися мыслителями XIX века основателями данной теории были К. Маркс и Ф. Энгельс.

Маркс и Энгельс отмечали, что история человеческого общества была всегда историей классовой борьбы, в которой угнетатель и угнетенный находились в резком противостоянии друг другу. Политическая власть является организованным использованием силы одним классом для подавления и подчинения другого класса. Господствующий класс видоизменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно создаёт необходимые для достижения своей цели законы. Таким образом, право является возведённой в закон волей господствующего класса, его орудием, применяемым для подавления класса угнетенного.

Развитие, совершенствование производства идет не только в области земледелия и скотоводства. В связи с открытием бронзы, железа, плавки металлов развивается ремесло, - появляются люди, специальностью которых является ремесленничество: кузнецы, гончарники и т.п.

Появление ремесла означает второе крупное разделение труда (первым было отделение пастушеских племён от земледельческих). Наличие отдельных пастушьих, земледельческих и ремесленнических видов деятельности приводит к появлению новой группы людей - торговцев, т.е. лиц, занимающихся обменом производимой продукции. Это свидетельствует о новом третьем разделении труда. Таким образом, развитие человеческого общества неизбежно ведёт к образованию частной собственности, поскольку излишки производимой продукции не потребляются сразу, а остаются, и остаются они, скорее всего, в руках старейшин, вождей, военачальников.

Кроме того, появление торговцев свидетельствует о появлении класса не производящего, который, по словам Энгельса, становится неустранимым посредником между производителями[22].

Однако с развитием общества становится очевидным, что обычаев "не хватает" на все случаи жизни, что возникают отношения, которые следует закрепить в интересах господствующего класса, например, правило согласно которому нельзя брать собственность другого. Этот класс создаёт правила поведения, выгодные и угодные ему. Причём такие правила поведения издаются от имени государства и, стало быть, распространяются на всех лиц, проживающих на территории государства. Т.е. появляется право - система норм (правил поведения), санкционированных либо установленных государственной властью, охраняемых в случае нарушения силой государственного аппарата.