Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПРАВОВАЯ ОСНОВА И СУЩНОСТЬ ОПЕРАТИВНО–РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
2. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО–РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Задачи оперативно-розыскной деятельности
2.2. Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
В качестве оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в Российской Федерации рассматривается достаточно широкое, интересное и важное направление специфической деятельности управомоченных органов государственной власти. В настоящее время указанная деятельность не теряет своего теоретического, научного и практического значения для обеспечения безопасности государства и общества в различных сферах жизни, а так же в борьбе с преступностью.
Развитие оперативно-розыскной деятельностью связана непосредственно с развитием государства и права, а так же с развитием государственных гарантий прав личности. Становление современных отечественных правоохранительных органов и специальных служб Российской Федерации происходило не на пустом месте, ими использовался и большой опыт обеспечения государства при помощи купцов, путешественников, ученых и, конечно, полиции.
На территории Российской Федерации до 13 марта 1992 года оперативно-розыскная деятельность осуществлялась более ограниченными субъектами (чем в настоящее время) и регламентировалась их секретными ведомственными нормативными правовыми актами. Закон Российской Федерации от 13 марта 1992 года № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»[1] введен в действие Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 марта 1992 года № 2507-1[2].
5 июля 1995 г. в новой редакции был принят Государственной Думой Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД)[3], в котором предусмотрен ряд принципиально новых правовых решений.
Хотя Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 года является более совершенным, по сравнению с предыдущим вариантом, но и в него до настоящего времени вносятся изменения и дополнения.
Исследуемая в настоящей работе тема в настоящее время представляется актуальной не только для отдельного индивидуума, но и для государства и общества в целом, в связи, с чем необходимо детальное изучение и глубокий анализ всех аспектов понятия оперативно-розыскной деятельности.
Все вышесказанное, а так же важность института оперативно-розыскной деятельности свидетельствует об актуальности темы данного исследования и необходимости ее всестороннего рассмотрения.
Подводя итог вышесказанному можно утверждать, что комплексное исследование понятия оперативно-розыскной деятельности по действующему законодательству представляет собой актуальную научную и практическую проблему, разрешение которой является одним из условий обеспечения экономической безопасности общества и государства, благосостояния граждан.
В качестве объекта данного исследования выступают общественные отношения, возникающие при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Предметом данной работы являются правовые нормы регламентирующие оперативно-розыскную деятельность.
Цель данного исследования заключается в выявлении правовой природы оперативно-розыскной деятельности, комплексное исследование её правового регулирования на основе анализа действующего законодательства, научной литературы; выявлении важных теоретических проблем и выработке на этой основе предложений по их разрешению.
Достижению поставленной в рамках данного исследования цели будет способствовать решение следующих задач:
проанализировать сущность оперативно-розыскной деятельности в России;
рассмотреть задачи осуществления оперативно-розыскной деятельности;
исследовать отдельные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности;
изучить правовую основу оперативно-розыскной деятельности.
В качестве методологической основы данного исследования выступает совокупность диалектического, системного, конкретно-исторического, сравнительно-правового методов, структурно-функционального подхода, а так же метод институционального анализа и юридического толкования.
В качестве теоретической основы данного исследования выступили научные труды по общей теории права и отраслевых юридических наук, а так же учебная и периодическая литература.
Нормативной основой представленного исследования являются Международные правовые акты, Конституция РФ, законодательство об оперативно-розыскной деятельности и иное действующее законодательство Российской Федерации.
В качестве эмпирической основы нашего исследования выступают решения Конституционного, Верховного Суда Российской Федерации и иная правоприменительная практика.
Структура данной работы определена поставленными целями и определенными задачами исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. ПРАВОВАЯ ОСНОВА И СУЩНОСТЬ ОПЕРАТИВНО–РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
В связи с тем, что оперативно-розыскная деятельность является деятельностью охватывающей очень широкий круг общественных отношений, правовое регулирование данной деятельности осуществляется в той или иной степени огромным массивом законодательных актов. В рамках данной работы не представляется возможным рассмотреть их все, поэтому будут рассмотрены только основные, которые являются наиболее важными для регулирования рассматриваемой деятельности.
Основу для регламентирования оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации составляют.
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».
Законодательные акты.
I. Законодательные акты, регулирующие группы общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности или в связи с ней.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»[4];
Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[5];
Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности»[6];
Федеральный закон № 3-ФЗ «О полиции»[7];
II. Законодательные акты, регулирующие отдельные общественные отношения в оперативно-розыскной деятельности или в связи с ней.
Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»[8];
Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации»[9];
Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»[10];
Федеральный закон «О противодействии терроризму»[11];
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[12];
Федеральный закон «О противодействии коррупции»[13];
Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации»[14];
Уголовный кодекс Российской Федерации[15];
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации[16];
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации[17];
III. Иные законодательные акты.
Закон РФ «О средствах массовой информации»[18];
Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»[19];
Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»[20];
Федеральный закон «О судебных приставах»[21];
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»[22];
IV. Нормативные правовые акты и иные документы федеральных органов государственной власти.
1. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.
Указ Президента РФ «О создании Следственного управления Федеральной службы контрразведки Российской Федерации и следственных подразделений в органах контрразведки Российской Федерации»[23];
Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»[24];
Указ Президента РФ «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств»[25].
2. Нормативные правовые акты исполнительной власти Российской Федерации.
Постановления Правительства РФ.
Постановление Правительства РФ «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности»[26];
Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»[27];
1.2. Сущность оперативно-розыскной деятельности
Так как термин «оперативно-розыскная деятельность» вызывает много споров, то необходимо вспомнить становление этой деятельности на территории России.
В законодательных актах Российского государства конца XIX в., регулирующих судебно-следственную и полицейскую сферы деятельности, употребляется термин «дознание». Причем отмечается, что «полиции должно предоставить только производство предварительных дознаний и действия ее в этом отношении ограничить самыми необходимыми изысканиями»
Дознание происшествий определялось как «первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без розысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление».
В настоящее время под оперативно-розыскной деятельностью необходимо понимать определенный вид деятельности, который осуществляется посредством гласных и негласных методов оперативным подразделениями органов государства, управомоченных действующим законодательством, в рамках предоставленных полномочий путем проведения оперативно-розыскных мероприятий осуществляемых для защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, прав собственности, обеспечения безопасности функционирования государства и общества, защиты от преступлений.
Анализ приведенного определения позволил сделать вывод, что данная деятельность характеризуется следующими признаками:
1) осуществляется гласно и негласно, специально управомоченными органами государственной власти;
2) выступает в качестве одной из разновидностей государственной деятельности;
3) право на осуществление ОРД для достижения целей определенных законом предоставляется только определенным в законе органам;
4) оперативно-розыскные мероприятия вместе со следственными действиями направлены на защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Оперативно-розыскная деятельность является составной частью уголовно-правовой политики. Признание процессуального статуса ОРД в уголовном судопроизводстве[28] в части выявления и фиксации доказательств не приводит к какому-либо изменению основополагающих принципов уголовного процесса, цели и задач: идет лишь обычный процесс приведения законодательства в соответствие с реалиями современной действительности становления демократического государства и активизации борьбы с наиболее опасными преступлениями.
Оперативно-розыскная деятельность выступает в качестве самостоятельной деятельности органов осуществляющих уголовное преследование, что осуществляется в том числе и за счет обособленности служб осуществляющих данную деятельность. Действующее законодательство определяет их как органы, осуществляющие ОРД. В действующем законодательстве определены 6 таких органов, при этом один осуществляет данный вид деятельности лишь в целях обеспечения своей безопасности. Действующее законодательство определяет ограничения оперативно-розыскной деятельности компетенцией подразделений по проведению ОРМ.
В содержащемся в законодательстве определении «оперативно-розыскной деятельности» указано, что она осуществляется посредством двух взаимодополняющих способов – гласным и негласным. При определении способа осуществления оперативно-розыскной деятельности должностное лицо оперативного подразделения в зависимости от определенной ситуации может принять решения об официальном представлении интересов того или иного органа государственной власти и выступления от его имени, т.е. гласного проведения ОРМ[29]. Однако этот же сотрудник может осуществлять указанную деятельность и негласно, т.е. не раскрывая свою принадлежность к государственным органам и не указывая что именно его интересуети с связи с чем.