Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина
1.1 Понятие прав и свобод человека и гражданина: признаки и характерные черты
1.2 Классификация прав и свобод человека и гражданина
2. Обеспечение гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
2.1. Общая характеристика гарантий прав и свобод человека и гражданина
2.2 Совершенствование механизмов обеспечения прав и свобод человека и гражданина
Согласно ст. 2 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина представляют наивысшую ценность, а их признание, соблюдение и защита относится к обязанностям государства. Таким образом, защита основных прав и свобод личности являются необходимым условием существования государства.
Конституционная обязанность государства защищать и охранять права и свободы личности заключается в создании механизма для их защиты, а также условий для их реализации. Защита прав и свобод личности, и создание таких условий входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Гарантии прав и свобод личности представляют собой условия и средства, применяемые в целях их фактического осуществления, охраны и защиты, закрепленные в Конституции РФ и иных нормативно - правовых актах государства и обеспечиваемые за счет соответствующих материальных и организационных средств.[10]
В Российской Федерации гарантией, обладающей наивысшей юридической силой, является Конституция. Конституция РФ, как упоминалось ранее, устанавливает основные гарантии, которые определяют сущность, содержание и порядок применения нормативных актов, деятельность всех ветвей власти, а также органов самоуправления. Внутригосударственные гарантии можно подразделить на общие и гарантии правосудия.
К общим гарантиям прав и свобод личности можно отнести следующие:
1. защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется государством (п. 1 ст. 45 Конституции РФ.) Государственная защита прав и свобод личности представляет собой деятельность всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной). Каждая из них (совместно и самостоятельно) должна прилагать усилия к тому, чтобы предоставленные гражданам права и свободы охранялись и защищались на практике в порядке, установленном нормативными актами. Данная гарантия обеспечивается на всех уровнях и во всех организационных структурах государства. Особая роль в этой сфере принадлежит Президенту РФ, который согласно ст. 80 Конституции РФ, является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ, как глава государства, имеет большие возможности для выполнения этой обязанности, поскольку обладает наиболее значительными полномочиями. В непосредственном подчинении Президента РФ находится государственный аппарат, специальные структурные подразделения, которые задействованы в исполнении этой государственной задачи. Правительство РФ, а также практически все министерства и ведомства, также решают многие вопросы по защите прав и свобод человека и гражданина. Например, правоохранительные органы обеспечивают безопасность населения, защищают имущественные и иные права граждан от посягательств, проводят мероприятия по борьбе с преступностью. На уровне субъектов Федерации, органы законодательной и исполнительной власти также разрабатывают и реализовывают меры, гарантирующие личные, политические, социальные, экономические и культурные права граждан. Самым распространенным на сегодняшний день способом защиты гражданином своих прав в Российской Федерации является направление заявлений, прошений и жалоб в различные государственные органы, должностным лицам, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации и т.п.
2. самостоятельная защита прав и свобод. В соответствии с п. 2 ст. 45 Конституции РФ, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми возможными способами, не запрещенными законом. Существует множество различных способов самостоятельной защиты, которые могут быть применены гражданами, например, такие как, обращение за помощью в судебные, правоохранительные органы, в международные организации и др. В случае добросовестного исполнения государственными органами своих обязанностей, результатом подобных обращений является восстановление нарушенных прав и возмещение материального и морального ущерба, вызванных правонарушением
3. Гарантия судебной защиты, которая зафиксирована в ст. 46 Конституции РФ. Право на судебную защиту имеет каждый индивид, независимо от того имеет ли он гражданство РФ, иностранное гражданство или не имеет гражданства вообще. Гарантия судебной защиты выражается в том, что с одной стороны, каждый имеет право подать жалобу в соответствующий судебный орган, который с другой стороны обязан рассмотреть жалобу лица и принять по ней справедливое, обоснованное и законное решение. Поскольку в суде могут быть обжалованы любые действия (бездействие), эта форма защиты прав и свобод личности является наиболее эффективной
4. Возмещение (компенсация) вреда. Каждый человек имеет право на возмещение вреда, который причинен в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц или органов государственной власти (ст. 53 Конституции РФ). Размер возмещения вреда определяется судом.
5. Неотменяемость прав и свобод человека и гражданина, гарантирует каждому человеку уверенность в том, что пока существует и действует Конституция РФ, его права и свободы также являются действующими, охраняются и защищаются государством
6. Возраст. Конституцией РФ закреплено, что гражданин Российской Федерации может в полном объеме самостоятельно осуществлять свои права и обязанности при достижении совершеннолетия (с 18 лет.) Исключением может стать признание гражданина недееспособным или ограничение его в дееспособности, но только на основании решения суда.
Конституция РФ регламентирует деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, а также устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют сущность и содержание законов. Наряду с этим, Конституция определяет правосудие как способ обеспечения этих прав и свобод. Правосудие представляет собой деятельность судебных органов по рассмотрению и разрешению конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм гражданского, административного и иных отраслей права, в предусмотренном процессуальным законом порядке.[11] Таким образом, кроме вышеуказанных общих гарантий прав и свобод личности можно также выделить, так называемые гарантии правосудия. Данные гарантии направлены на недопустимость беззакония в судебном разбирательстве. Гарантии правосудия обеспечивают свободы личности, поэтому закреплены на конституционном уровне. К гарантиям правосудия относятся следующие:
1. Гарантии подсудности. В Конституции РФ прямо предусмотрено, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела тем судом и тем судьей к подсудности которых оно отнесено законом. Суд присяжных выступает основной гарантией демократического правосудия.
2. Право на юридическую помощь. Это означает, что любой человек, которому необходима квалифицированная юридическая помощь, имеет право на ее получение. Юридическая помощь может быть оказана бесплатно в случаях, предусмотренных законом
3. Недопустимость повторного осуждения. Данная гарантия означает, что никто не может быть привлечен к ответственности за одно и тоже преступление повторно (ст. 50 Конституции РФ).
4. Презумпция невиновности, которая закреплена в ст. 49 Конституции РФ. Сущность презумпции заключается в том, что любой человек не может быть признан виновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в суде
5. Недействительность доказательств, полученных незаконно. Эта гарантия обеспечивает защиту от незаконных методов работы органов следствия и судебных органов на всех стадиях уголовного процесса (п. 2. ст. 50 Конституции РФ).
6. Право на пересмотр приговора. Любой осужденный имеет право на пересмотр вышестоящим судом вынесенного в его отношении, а также право на помилование или смягчение приговора
7. Недопустимость самообвинения. Эта гарантия выражается в том, что человека нельзя заставить давать показания против себя, своих близких и родственников, перечень которых определен федеральным законом
8. Права потерпевших от злоупотребления властью (преступления и правонарушения, совершенные органами государственной власти и их должностными лицами), которые согласно ст. 52 Конституции РФ охраняются законом.
9. Недопустимость обратной силы закона. Закон, который устанавливает или отягчает ответственность, не имеет обратной силы, т.е. не распространяется на обстоятельства, произошедшие до вступления его в силу. Однако в случаях, если закон отменяет или смягчает ответственность, то его обратная сила предусматривается (ст. 54 Конституции).
2.2 Совершенствование механизмов обеспечения прав и свобод человека и гражданина
Тема обеспечения прав человека актуальна в теоретическом и практическом планах, поскольку представляет их обладателям возможность удовлетворения различных потребностей и интересов. Вместе с тем эффективная реализация основных прав человека и гражданина предполагает наличие механизма юридического обеспечения. Реализация права в широком смысле представляет собой его претворение в жизнь, реальное воплощение содержания юридических норм в фактическом поведении субъектов. Более того, реализацию прав человека можно представить как гарантированную международным сообществом и государством, осуществляемую в предусмотренных законом формах юридически поднормативную и предметную деятельность субъектов прав человека, выражающуюся в использовании и выполнении ими естественных «правообязанностей» в целях достижения и развития достойного уровня своей жизнедеятельности[12].
Прежде всего, вызывает интерес реализация субъективного права в целом, во всем многообразии влияющих на нее гарантий, то есть собственно механизм, так или иначе обусловленный составляющими и окружающими реализацию явлениями и вне их не существующий.
Механизм реализации в широком смысле представляет собой социально обусловленный, психологически регулируемый, законодательно предусмотренный комплекс согласованных действий прежде всего личности как правообладателя, а также других субъектов права с целью получения заинтересованной личностью социального блага, опосредованного свободой[13]. Так же под механизмом реализации прав понимается система, определенным образом организованных право-обеспечительных мер комплексного характера с целью создания наиболее благоприятных условий для реализации прав человека, органически связанная с внешней средой[14].
Правовое государство для выполнения основной функции – защиты и охраны прав граждан – должно иметь эффективно работающую систему органов, осуществляющих эту задачу. В Российской Федерации, в подтверждение провозглашенного ст. 1 Конституции характера демократического правового государства, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина также названы обязанностью государства (ст. 2). Выполнение этой обязанности составляет сущность деятельности ряда государственно-правовых институтов.
Действие правовых конструкций защиты прав и свобод человека и гражданина напрямую связано со стабильностью политической обстановки, уровнем социальной защищенности населения и развития экономики в стране. Однако для реализации прав человека наличия вышеперечисленных гарантий не всегда достаточно. Прежде всего, необходимо сформировать свободную личность, что является сложной задачей, включающей в себя большой комплекс мер правового воспитания. Чтобы гарантировать права человека в государстве закон должен быть справедливым и понятным для всех лиц, проживающих в государстве, и в нем должно быть четко прописано, как поступать в случае нарушения права.
Для обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российском законодательстве необходимо, чтобы созданные гарантии прав и свобод основывались на следующих принципах:
1. приоритет прав человека во взаимоотношениях индивида и государства и обязанности государства соблюдать, охранять и защищать их
2. преобладание права в обеспечении законности и правопорядка
3. принцип взаимной ответственности государства и индивида
Важнейшее место в системе гарантий прав и свобод занимает институт правовой ответственности государства, его органов и должностных лиц. Необходимо разработать эффективную систему юридических средств, которые позволят обязать государственные органы и должностных лиц соблюдать права человека, обеспечить восстановление нарушенных этими органами интересов граждан. Все принимаемые в государстве законодательные акты, касающиеся гарантий прав человека и гражданина, должны быть детально проработаны на соответствие нормам Конституции РФ.
Формирование правового государства предполагает соблюдение принципов и норм международного права и положении международных договоров (ч. 4 ст. 15), предоставление человеку возможности прямого доступа в межгосударственные судебные органы (п. 3 ст. 46). Создание и функционирование системы международного контроля является одним из наиболее значительных достижений в международном регулировании прав человека второй половины двадцатого столетия. Необходимо заметить, что роль международных контрольных механизмов в современных условиях постоянно возрастает. Соблюдение международных стандартов в данной области, а также рассмотрение жалоб о нарушениях прав человека обеспечивается посредством нескольких договорных и внедоговорных механизмов. «Договорные механизмы» означают комитеты независимых экспертов, основанных в целях мониторинга исполнения государствами – участниками международных договоров о правах человека[15]. Ратифицируя международный договор, государства соглашаются на то, что их национальные правовые системы, административные процедуры и иные национальные механизмы будут подвергнуты периодическому надзору со стороны комитетов. Эти комитеты часто именуют как «органы, осуществляющие мониторинг исполнения договоров» (или «договорные органы»). Полномочия «внедоговорных механизмов» исходят не от государств, а от резолюций соответствующих законодательных органов ООН, таких, как Комиссия по правам человека или Генеральная Ассамблея. Внедоговорные механизмы могут также быть основаны экспертными органами, такими, как Подкомиссия по развитию и защите прав человека. Обычно они действуют в качестве независимого эксперта или рабочей группы и именуются как «особые процедуры».
К договорным механизмам относят следующие органы, осуществляющие мониторинг исполнения международных договоров: