Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Конституционное право РФ, как основная отрасль права
1.1 Понятие и предмет конституционного права
Глава 2. Сущность Конституционных правоотношений
2.1 Понятие конституционно-правовых отношений
2.2 Виды конституционно-правовых отношений
Глава 3. Субъекты конституционно-правовых отношений (характеристика, виды)
3.1 Виды субъектов конституционно-правовых отношений, их характеристика
Субъектами конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основания реализовывать в конституционно-правовых отношениях свои возможности.
Рассмотрим основные группы (виды) субъектов конституционно-правовых отношений и дадим их характеристику:
1) Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этнические общности (народности).
Исключительность статуса народа как субъекта конституционно-правовых отношений объясняется во многом тем, что он является носителем суверенитета и единственным источником власти в России. В качестве примера можно рассмотреть ч.1 ст.3 Конституции РФ, в данной статье говорится о том, что “Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ”.
К исключительному ведению народа могут относиться такие его права как: Права образовывать представительные органы государственной власти, участвовать в выборах Президента РФ, выражать свою волю путём референдума и т.д.
Что касается наций то нации, этнические общности могут вступать в конституционно-правовые отношения, как между собой, так и с органом государственной власти по поводу национальной государственности, по иным вопросам, затрагивающим их интересы.
Подводя итог всему выше сказанному, важно отметить и сказать, что народ и нация, являясь одними из главных субъектов конституционно-правовых отношений, обладают суверенитетом (независимостью), что лишний раз подчёркивает их право на осуществление участия в управлении делами государства и на связь и взаимодействие с государством и его органами в целом. В этом и заключается специфичность народа и нации как субъекта конституционно-правовых отношений.
2) Государство - Российская Федерация; субъекты в составе Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа).
Государству принадлежит особая роль в управлении общественными отношениями регулируемых нормами конституционного права. Государство выступает в качестве регулятора общественных отношений и это выражается, прежде всего, как осуществление правотворческой власти. В качестве примера можно рассмотреть ч.2 ст. 19 Конституции РФ, где говорится, что “Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности”. Именно, главенствующее положение государства, дающее ему возможность выступать в качестве регулятора общественных отношений, лишний раз подчёркивает специфичность государства как субъекта конституционно-правовых отношений.
3) Административно-территориальные единицы (районы, города, районы в городах, поселки).
Административно-территориальная единица, это не только географическое, но и политическое образование, основу которого составляет население. Именно население, формируя органы местного самоуправления, придает административно-территориальной единице черты политического образования, выступающего в качестве субъекта права. Своеобразным субъектом права выступают избирательные округа. Через них реализуется право избирателей представительствовать в органах государственной власти.
4) Органы государственной власти и местного самоуправления. В Российской Федерации ими являются: Федеральное Собрание, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Городская Дума, местная администрация и др.
Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию между различными органами власти. Обладая правом на осуществление государственной власти и местного самоуправления, они наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издания законов, контроль за деятельностью других органов, исполнения законов и т.д.). Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений. Именно, данная возможность перечисленных субъектов выступать в разных образах при осуществлении своей деятельности подчёркивает их уникальность и специфичность как субъектов конституционно-правовых отношений.
5) Должностные лица. Субъектами конституционного права являются: Президент РФ, Председатели палат парламента - Федерального Собрания; Председатель Правительства РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Генеральный Прокурор и др.
Президент Российской Федерации является главой государства. Обладая широкими представительскими, правотворческими, управленческими полномочиями, он вступает в отношения с парламентом, правительством, республиками и другими субъектами конституционного права. Те отношения, которые основываются на конституционных нормах, приобретают форму конституционно-правовых. В качестве примера, показывающего взаимодействие президента с различными органами государственной власти можно привести п. е ст.84 Конституции РФ, где говорится, что Президент Российской Федерации: обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
6) К субъектам конституционных правоотношений со специальной правоспособностью относятся избиратели и депутаты (различных представительных органов).
Избиратели участвуют в данных правоотношениях посредством выборов представителей народа в различные законодательные (представительные) органы власти (Государственную Думу, Совет Федерации, Законодательное Собрание, Городскую Думу и т.д.). Депутаты вправе принимать участие в работе тех органов государственной власти, в состав которых они избраны, в решении вопросов, рассматриваемых этими органами, в утверждении актов, издаваемых ими и т.д.
7) Политические партии, иные общественные объединения. Политические партии и иные общественные объединения играют все более активную роль в жизни Российской Федерации. Они участвуют в избирательных кампаниях, выдвигая кандидатов в депутаты, организуют предвыборные мероприятия. Важно их участие в проведении референдумов, местном самоуправлении, в охране и защите конституционных прав и свобод граждан. Именно, активное взаимодействие различных политических партий и иных общественных объединений с государством и государственными органами в целом подчёркивает специфичность данных субъектов в сфере конституционно-правовых отношений.
8) Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды). Все физические лица участвуют в конституционно-правовых отношениях, осуществляя свои конституционные права, свободы и обязанности.
Здесь также стоит отметить, что наиболее широкой и полной правоспособностью обладают граждане Российской Федерации. При этом следует отметить, что граждане являются субъектами данных отношений независимо от пола, расы, национальности, языка и других признаков. Уникальность физических лиц как вида субъекта конституционно-правовых отношений состоит в том, что они имеют свои определённые права, свободы и обязанности, которые все так или иначе прописаны в Конституции РФ.
Подводя итог всему вышесказанному, следует сказать, что структура субъектов конституционно-правовых отношений имеет очень сложный и неоднородный состав. К примеру, среди них можно выделить такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др. Исходя из этого, можно сказать, что субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определённые обязанности и предоставляют права.
В качестве субъектов конституционно-правовых отношений могут быть в определённых случаях и иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче заявления о приобретении российского гражданства).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, я рассмотрел основные положения, относящиеся к теме моей работы, “Субъекты конституционно-правовых отношений" и хотелось бы отметить и проанализировать эти самые положения, и сделать итоговый вывод по всей работе в целом.
Начнём с определения, что такое конституционное право?
Итак, конституционное право - это ведущая отрасль права России. Она представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества, его статус как целостной политической, экономической и социальной системы.
Общественные отношения, которые регулируются определёнными нормами отрасли права в такой науке как юриспруденция принято именовать её предметом, т.е. предметом данной науки.
Исходя из этого предметом, конституционного права выступают те отношения, которые складываются практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.
Также немаловажным является и тот факт, что если брать по отношению в сравнении с другими отраслями права, то предмет конституционного права составляет гораздо больший объём регулирования всевозможных отношений по сравнению с другими отраслями. Например, предметом трудового права являются трудовые отношения, предметом деятельности конституционного права являются различные сферы жизни общества.
Теперь настало время ещё раз сказать, что такое конституционно-общественное отношение, а также отметить некоторых наиболее важных субъектов данных отношений.
Итак, Конституционные правоотношения - это правоотношения, которые возникают на основе юридических фактов, между особенными субъектами по поводу особенных объектов содержанием их являются корреспондирующие права и обязанности.
Для возникновения конституционно-правовых отношений (как и любых других правоотношений) необходим еще юридический факт, приводящий норму в действие.
Структура Конституционно-правовых отношений содержит в себе три элемента:
1) субъекты (число которых не может быть менее двух);
2) содержание (то на чём основываются данные отношения);
3) объект (то по поводу чего возникают данные отношения).
Рассмотрев и обобщив такие вышеизложенные вопросы как: предмет конституционного права как отрасли и конституционно-правовые отношения, теперь пришло время обобщить вопрос, касающийся субъектов конституционно-правовых отношений.
Скажем ещё раз, кого же называют субъектами конституционно-правовых отношений, субъектами конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основания реализовывать в конституционно-правовых отношениях свои возможности.
Ещё раз рассмотрим, но теперь уже не всех основные группы (виды) субъектов конституционно-правовых отношений.
1) Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этнические общности (народности).
2) Государство - Российская Федерация; субъекты в составе Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа).
Это лишь одни из немногих приведённых в качестве примера субъекты конституционно-правовых отношений, их полный состав гораздо полнее и богаче.
Подводя итог всей работе в целом, хочется ещё раз отметить, что субъекты конституционно-правовых отношений имеют разнообразный состав и могут классифицироваться по различным основаниям, такое богатство и такое обилие видов субъектов конституционно-правовых отношений объясняется, прежде всего, тем, что одноимённые правоотношения возникают во всех сферах жизни общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно правовые акты:
1) Конституция РФ;
Книги:
2) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России (3-е издание, переработанное и дополненное) ("юристъ", 2004).;
3) Конституционное право России. Том 2. Авакьян С.А. - Учебник - 2005. - 749 с.;
4) Анисимов Л.Н. Конституционное право России: Учебно-методические материалы и программа. - "Юстицинформ", 2006 г., 168 стр.;
5) Конституционное право Российской Федерации: учеб. Б14 для вузов / М.В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 784 с.;
6) Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.Б. Смоленский, М.В. Мархгейм. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 445, [1] с. (Высшее образование).;
7) Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций. Издательство: Юрайт-Издат. Год издания: 2009. Количество страниц: 167с.;