Файл: Содержание Введение 3 Семья с точки зрения семейной психотерапии и семейного консультирования 3 Семейное консультирование как вид психологической помощи семье .docx
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 3
1. Семья с точки зрения семейной психотерапии и семейного консультирования 3
2. Семейное консультирование как вид психологической помощи семье 5
3. Этапы психологического консультирования 6
Заключение 10
Список использованной литературы 11
Введение
Семейная психотерапия – это особенный вид взаимодействий психотерапевта с одним либо несколькими членами семьи, который направлен на коррекцию межличностных взаимоотношений и устранение различных расстройств в семье (в том числе эмоциональных и поведенческих). Сеанс семейной психотерапии предполагает наличие минимум 3 человек: психотерапевта и членов семьи (двое или больше). Основное внимание в процессе терапии сосредоточено на генезе личности в семейных условиях и при непосредственном взаимодействии с членами семьи.
Семейное консультирование – разновидность семейной психотерапии, имеющая свои признаки и границы вмешательства терапевта. Развитие семейного консультирования происходило параллельно с семейной терапией. Основная цель, которая стоит перед семейным консультирование – это изучение проблем членов семьи для изменений взаимодействий в ней.
Цель данной работы – рассмотрение существования семьи в современных условиях, её проблематику и специфику особенностей современного брака.
1. Семья с точки зрения семейной психотерапии и семейного консультирования
Семейная психотерапия – это разновидность психотерапии, направленная на изменения позитивного характера между членами семьи, избавление членов семейной ячейки от расстройств эмоциональной сферы, которые наиболее ярко выражены у одного из них [3, с. 132].
На данный момент существует множество моделей семейной психотерапии, их цели заключены в следующем:
1) изменить взгляды в семье на актуальную проблему;
2) преобразовать взгляды членов семьи на их проблемы от индивидуально-личностных к системным;
3) модифицировать проницаемость каналов и границ между подсистемами;
4) уменьшить эмоциональное реагирование членов семьи на взаимодействия с одним из ее членов;
5) регулировать вопросы иерархии в семейных взаимоотношениях;
6) ликвидировать не оправдавших себя стереотипов поведения, которые взяты из родительской семьи, вскрыть семейные тайны, улучшить имеющиеся и разработать новые способы коммуникации между членами семьи.
Семья – это непрекращающееся взаимодействия между её членами и различными окружающими системами. Семья претерпевает постоянное развитие в результате воздействий с внешним миром (биологическим и социальным).
Важное значение в жизни семьи играют межсупружеские отношения, которые по своему содержанию значительно сложнее, чем может казаться на первый взгляд. От их психологического наполнения существенно зависит, является ли брак счастливым или неудачным, благополучна ли семья. Семья важна для психического развития детей, для удовлетворения таких психологических потребностей взрослых и детей, как признание (принятие, одобрение) человека значимыми для него людьми, моральная поддержка, сознание защищенности от посягательств, личностный комфорт.
Уникальность семьи состоит в том, что несколько людей самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, то есть на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы [3, с. 25].
Современная ситуация в России обострила проблемы семьи. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов, но и для широкого круга общественности. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в снижении роли репродуктивной функции семьи, нарастанию внутренних противоречий и несогласий, отсутствием единого сплочающего фундамента мнений, уменьшении потребности в детях, а иногда и неготовность принять то, что дети в какой-то период жизни сами должны стать самостоятельной полноценной единицей общества и создать свою ячейку. Что в большинстве случаев приводит к кризисам, которые влияют на внутрисемейные отношения и как следствие на сохранность и прочность брака [5, с. 88].
Психологи, педагоги, социологи отмечают, что семейные ценности для современных людей имеют уже не такое большое значение, как много лет назад. Поэтому в современном обществе все чаще звучит призыв сохранить семью, ведутся поиски успешного преодоления семейных конфликтов и кризисов.
2. Семейное консультирование как вид психологической помощи семье
Семейное консультирование как вид психологической помощи семье развивалось наряду с семейной психотерапией. Слово «консультация» имеет несколько значений:
-
это совещание, обмен мнениями специалистов по какому-либо делу; -
совет специалиста; -
учреждение, которое дает такие советы.
Следовательно, консультироваться – значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу [2, с. 45].
Психологическое консультирование имеет свои особенности, которые определяются предметом, целями и задачами этого процесса, а также тем, как консультант осознает свою профессиональную роль в данном процессе и имеет некоторые отличительные признаки. Прежде всего, психологическое консультирование ориентировано на людей, не имеющих клинических нарушений, но испытывающих трудности в повседневной, в нашем случае, семейной жизни.
3. Этапы психологического консультирования
Изначально, процесс психологического консультирования, вне зависимости от направленности работы, представляет собой ряд последовательностей. Каждый из этапов, по-своему важен и способен в совокупности действий решать специфические задачи. В направлении исследования процесса психологического консультирования, большая работа была проведена отечественным психологом, доктором психологических наук Немовым Робертом Семёновичем. В частности, им были сформулированы следующие этапы:
Подготовительный этап. Исходя из названия следует, что на данном этапе, происходят действия необходимые для психолога и клиента. Речь идёт о том, что психолог готовит информационную базу в отношении тех обстоятельств, которые вынудили клиента обратиться за помощью. Данные суммируются исходя из следующих аспектов:
- Причина обращения клиента к психологу.
- Особенности личности клиента характер, темперамент, уровень мышления (предварительно).
- Особенности психологического состояния клиента на время обращения.
Время, на указанные действия, у психолога, составляет от 20 до 30 минут.
Этап настройки. На данном этапе психолог впервые может лично встречаться с клиентом. Конечно, в том случае если предварительная запись на консультацию, осуществлялась по средствам телефонной связи. Рассматриваемый этап может занимать от 5 до 7 минут, однако он крайне важен поскольку в этот период должен произойти процесс установления эмоционально -доверительных отношений, и снятия психологических барьеров между психологом и клиентом. Именно от того насколько будет прочной эмоционально -доверительная связь и зависит успешность будущей работы. Критерии, в отношении того, каким образом, в короткий период времени, расположить к себе клиента, в специальной литературе, встречается не мало. Однако, анализируя имеющиеся данные, стоит сказать, что для успешного начала работы, достаточно следующего:
-
Доброжелательное поведение, опрятный и деловой внешний вид. -
Манера речи должна быть поставлена таким образом, чтобы психолог выступал в роли слушателя. При этом, вопросы, которые психолог, может задавать клиенту, должны быть максимально понятны и лишены специальной терминологии. -
Ничего не должно отвлекать или тем более раздражать клиента.
Диагностический этап – в котором клиент доводит до сведения психолога все обстоятельства того, что заставило его обратиться за помощью. Немаловажную роль, на данном этапе, могут сыграть методы диагностики, в частности, объективные психодиагностические методы (тесты), направленные на исследование психоэмоционального состояния клиента. Указанная процедура, может быть проведена по нескольким причинам:
- Тестирование позволяет определить степень наличия или выраженности того или иного отрицательного эмоционального состояния.
- Принимая во внимание, что в зависимости от возраста, половой принадлежности, состояния здоровья уровень проявления эмоций может изменяться. Результаты теста позволят объективно рассматривать уровень психоэмоционального состояния клиента.
- Одним из поводов для применения тестирования, может быть проявление клиентом различных форм депрессивных реакций, при которых происходит выраженное снижение психоэмоциональных проявлений. При этом сам клиент, формулирует сложившуюся ситуацию абстрактными высказываниями (скука, опустошенность и т.п.).
- Дополнительно стоит сказать, что тестирование может носить элемент эмоциональной разрядки. Поскольку на этапе диагностики, со стороны клиента, возможны ситуации эмоционального «перегрева».
Стоит заметить, что, предлагая ту или иную тестовую форму, психолог, обязан объяснить клиенту, необходимость данной процедуры и чем она может помочь в решении сложившейся ситуации. В случае отказа от тестирования, психолог должен сообщит клиенту о том, что подобный шаг может оказать затруднения в процессе консультации. Время для проведения указанного комплекса работ, как правило носит неопределённый характер, поскольку многое зависит от характера сложностей, с которыми столкнулся клиент и его индивидуальных особенностей. В целом можно говорить о том, что для этапа диагностики необходимо от 4 до 6-8 часов, с учётом времени, отведённого на тестирование. В целом, указанный процесс, представляет собой ситуацию сбора анамнеза, тем более что психолог, с согласия клиента, может обратиться к третьим лицам, с целью прояснить обстоятельства того или иного вопроса.
Рекомендательный этап. В данном случае, если, все указанные выше мероприятия, дали положительный результат. Психолог, на рекомендательном этапе, собрав всю необходимую информацию о сложившейся ситуации, вырабатывает практические рекомендации. Если в начале консультирования, психолог, только слушал клиента, то теперь, клиент, выступает в роли слушателя. Практические рекомендации психолога могут включать в себя:
- Обстоятельный анализ ситуации, с которой столкнулся клиент, с точки зрения психолога.
- Рассмотрение результатов тестирования.
- Высказывание в отношении возможных сценариев дальнейшего развития (мнение психолога о дальнейших действиях клиента в направлении выхода из сложившейся ситуации) [1, с.109].
Контрольный этап – это некая точка, которая позволяет конкретизировать всё сказанное клиентом и психологом, после чего существует несколько вариантов действий:
- Клиент согласен с тем, что он услышал и осознавая ответственность за свой выбор, соглашается с мнением психолога в отношении психологической программы по выходу из сложившейся ситуации.
- Клиент выслушал информацию, высказанную психологам, и высказал мнение о неготовности действовать в направлении решения сложившейся ситуации [1, с.110].
- В третьем случае, происходит симбиоз из первого и второго пункта, данного списка. Клиент частично высказывает одобрение в отношении мнения психолога и психолог, корректируя предложенную программу действий, соглашается с тем, что несмотря на изменения, результат, всё же может быть положительным. После внесённых изменений, клиент соглашается с психологом. В завершении каждого из представленных этапов, если в этом возникает необходимость, психолог и клиент, могут договориться о перерыве и о том, где и когда они могут встретиться вновь. В сумме, на все пять этапов психологического консультирования может понадобиться (с вычетом времени необходимого для психологического тестирования), от 2-3 до 10-12 часов.
Таким образом, психологическое консультирование имеет свои особенности, которые определяются предметом, целями и задачами этого процесса, а также тем, как консультант осознает свою профессиональную роль в данном процессе и имеет некоторые отличительные признаки. В ситуации семейного консультирования основной акцент делается на анализе системы взаимодействия в семье, также на нарушениях ролевого функционирования и способах разрешения внутренних и внешних конфликтов.