Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
Акты судебной власти влекут строго определенные юридические последствия.
Независимо от официального признания судебной практики в качестве источника права, она реально порождает новые юридические нормы, создавая тем самым своеобразный самостоятельный канал правообразования и являясь ответной реакцией на возникновение новых общественных отношений.
Международный договор является важным видом договора и представляет собой выраженное соглашение между различными субъектами международного права, и в первую очередь между государствами, призванное регулировать возникающие между ними отношения путем установления, прекращения или изменения их взаимных прав и обязанностей. Существуют различные виды международных договоров: двусторонние и многосторонние; политические, экономические договоры и договоры, заключаемые по специальным вопросам. Каждый из них содержит общие правила поведения и выступает как результат согласования воль субъектов – участников того или иного договора. В ряде государств, включая и Россию, международные договоры, в которых участвуют эти государства, рассматриваются как составная часть национальной правовой системы.
Следует отметить, что источники права варьировались и варьируются в зависимости не только от этапов развития общества, государства и права, но и от особенностей самих правовых систем.
Итак, анализируя современную правовую систему Великобритании учеными, как правило, называются три основных источника права: статусное право (возникает в результате законодательной деятельности), делегированное законодательство (исходит от всех трех государственных органов; частично делегирует законодательную власть парламентом), обычное право (появляется в результате правотворческой деятельности различных судебных инстанций).
В правовой системе Австралии выделяют четыре основных источника права: обычное право, статусное, делегированное законодательство и обычаи. Следует отметить, что наиболее распространенной источником права здесь является обычное право, которое представляет собой совокупность правил, создаваемых деятельностью судов при рассмотрении конкретных дел.
В правовой системе Японии указываются конкретные источники права: «Конституция 1947 г.; ... акты парламента, принимаемые в большинстве своем по инициативе кабинета и его отдельных органов; правительственные указы, издаваемые кабинетом и его различными ведомствами в целях проведения в жизнь положений, содержащихся в Конституции страны и в текущих законах; ордонансы, принимаемые местными представительными органами, имеющими право на установление санкций за их нарушение а виде тюремного заключения или штрафа; правила процедуры судопроизводства, работы адвокатов, внутреннего распорядка в судах, а также правила управления судебными делами; ... правовые обычаи и юридические прецеденты»[24].
В Австралии статусное право в представлении большинства граждан данной страны занимает очень важное место среди других форм (источников) права и весьма распространено, тем не менее, в практическом плане оно как источник права занимает лишь третье место после общего права и делегированного законодательства. Следует отметить, что подобная картина наблюдается и в ряде других современных стран, но существует одно отличие: «в правовых системах одних государств ведущее положение вместо актов высших органов государственной власти фактически занимают акты органов управления, изданные в порядке делегирования правотворческой функции парламента, в то время, как в правовых системах приоритет отдается судебному, или общему праву»[25]. Примерами доминирования делегированного законодательства могут быть правовые системы Франции, ФРГ, Швейцарии, Италии.
Ярко выражено доминирование обычного (прецедентного) права в правовой системе Великобритании. С формально-юридической стороны высшая юридическая сила, здесь, отведена актам парламента, но на практике первенство принадлежит обычному (прецедентному) праву.
Таким образом, следует отметить, что на ранних этапах становления права преобладающим источником права повсеместно был правовой обычай. По мере развития и укрепления государства на смену обычаю приходит нормативный правовой акт (закон). С течением времени на Европейском континенте он постепенно становится главным источником права. А некоторых странах основным источником права стал юридический прецедент. Но, при рассмотрении правовой системы различных стран можно отметить, что в настоящее время существует большое разнообразие источников права, и, естественно, не все они имеют одинаковую значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль в различных государствах.
3 Соотношение источников права в романо-германской и англо-саксонской правовых системах
Среди существующих в настоящее время правовых групп и систем романо-германская правовая система занимает особое место и имеет для развития юридической теории и практики особое значение.
Романо-германская правовая система охватывает собой большую часть стран Африки, все страны Латинской Америки, страны Востока, включая Японию, а также страны континентальной Европы.
Правовые системы последних по ряду специфических признаков подразделяются на две группы:
-
- Романскую, к которой относятся правовые системы Франции, Италии, Испании, Бельгии, Люксембурга и Голландии,
- Германскую, к которой относятся правовые системы ФГР, Австрии, Швейцарии и ряда других стран.
Свое историческое и генетическое начало романо-германская правовая система берет в Древнем Риме. Ее истоки находятся в римском праве. Это и отличает данную правовую систему от англо-саксонской и всех других существующих в современном мире правовых семей. Именно в этом заключается ее главная особенность по сравнению с другими правовыми семьями по отношению к другим ее особенностям.
Придерживаясь классического плана, следует последовательно рассмотреть роль закона, обычая, судебной практики, доктрин и некоторых высших принципов.
В современных условиях, а также по соображениям философского и политического характера романо-германской правовой системы, как правило, считается, что для юриста лучшим способом установления справедливого, соответствующего праву решения является обращение к закону. Эта тенденция восторжествовала в XIX веке, когда почти во всех государствах романо-германской правовой системы были приняты кодексы и писаные конституции.
Издание органами законодательной власти или администрацией норм «писаного права», которые юристам предстоит толковать и применять для вынесения решения в каждом конкретном случае, составляют в странах романо-германской правовой семьи определенную иерархическую систему.
На верхней ступени этой системы стоят конституция или конституционные законы. Во всех странах романо-германской правовой семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается особый авторитет[26]. В наши дни существует отчетливое стремление повысить ценность конституционных норм, усилив их практическое значение как норм, стоящих над обыкновенными законами. Принцип судебного контроля за конституционностью законов воспринят многими странами. Для того, чтобы оценить практическую значимость судебного контроля за конституционностью законов, следует учитывать:
- Масштаб этого контроля меньше, если конституция относится к разряду нежестких, сравнительно легко изменяемых;
- Масштабы эти будут меньше и в тех странах, где исполнительной власти предоставлено право приостанавливать действие конституции.
Со значением конституционных законов сравнима роль международных конвенций.
В некоторых конституциях (Франции, Нидерландов) закреплен принцип, согласно которому международные договоры имеют силу, превышающую силу внутренних законов.
Некоторые законы именуются кодексами. В XIX и XX веках кодификация получила широкое распространение во всех странах романо-германской семьи.
Помимо законов писаное право стран романо-германской правовой системы включает в наше время множество норм и предписаний, изданных не парламентом, а другими государственными органами. Эти нормы и предписания можно разделить на две группы:
- Относятся нормы, принятые во исполнение законов. Их существование и даже многочисленность не порождают никакой проблемы политического порядка. В современном государстве регламентация со стороны законодателя не может охватывать детали, а состоит, по меньшей мере в некоторых областях, лишь в изложении принципов, более или менее общих норм. В случае необходимости более подробную регламентацию осуществляют административные власти, которым законодатель предоставляет в этой связи соответствующие полномочия.
- Здесь, не признается за исполнительной властью право на автономную регламентную власть и запрещается практика декретов-законов. Регламенты могут быть изданы только в рамках исполнения законов.
Таким образом, можно отметить, что различные страны романо-германской правовой системы объединены в настоящее время единой концепцией, согласно которой первостепенная роль должна быть признана за законом.
Существует две концепции, которые определяют роль обычая в романо-германской правовой семье:
-
- Концепция социологического плана, которая преобладающую роль среди форм (источников) права отводит обычаю, т.к. именно обычай является основой права, определяет способы его применения и развития законодателем, судьями, доктриной.
- Концепция позитивистской школы сводит роль обычая на нет, т.к. он играет самую маленькую роль в праве, всесторонне кодифицированном и отождествляемом с волей законодателя.
По мнению Р. Давида обычай «лишь один из элементов, позволяющих найти справедливое решение. И в современно обществе этот элемент далеко не имеет первостепенного значения по отношению к законодательству»[27].
Следует отметить, что закон в ряде случаев для своего понимания нуждается в объяснении обычаем. Понятия, которые использует законодатель, также зачастую нуждаются с точки зрения обычая. Но все же роль обычая очень ограничена, даже если он в принципе не отрицается доктриной.
Англо-саксонская правовая система является одной из наиболее распространенных в мире. Ею охватывается территория таких государств, как Англия, США, Канада, Австралия, Северная Ирландия, Новая Зеландия и многие другие. Почти третья часть населения Земного шара в настоящее время живет по принципам, изначально заложенным в данную правовую систему и, в особенности, в ее ядро – английское право.
Англосаксонскую правовую систему зачастую называют еще системой общего права, от других правовых систем она отличается прежде всего тем, что в качестве основного источника права в ней признается судебный прецедент. Согласно существующим правилам, суд при решении какого бы то ни было вопроса является формально связанным решением по аналогичному вопросу, вынесенным вышестоящим судом или судом той же инстанции. Однако фактически в процессе выбора соответствующего прецедента, его толкования, принятия или непринятия под предлогом значительного отличия обстоятельств вновь рассматриваемого дела от ранее рассмотренного и ставшего прецедентом, суд в целом и отдельные судьи обладают значительной свободой. Признание прецедента источником права дает возможность суду фактически творить право.
Следует отметить, что признание прецедента имеет место и за пределами англо-саксонского права. Однако при этом он не претендует на роль основного источника права. Последнее свойственно лишь общему праву, которое создается судьями при рассмотрении конкретных дел и разрешении различных споров между людьми. В силу этого общее право нередко именуется "судейским правом" и тем самым выделяется как по названию, так и по содержанию среди других правовых систем. Данная особенность общего права, появившаяся со времени его возникновения и становления, остается свойственной ему и по сей день.
Сохраняются также и другие его особенности. Среди них такие, например, как отсутствие в английской правовой системе, составляющей основу англо-саксонского права, четко выраженного по сравнению с континентальным правом деления на отрасли права; ориентация норм общего права – продукта судебной деятельности по рассмотрению конкретных дел прежде всего на разрешение конкретных проблем, а не на формулирование общего правила поведения, ориентированного на будущее; традиционное преувеличение роли процессуального права по сравнению с другими отраслями права, придание ему в ряде случаев большего значения, чем материальному праву и др.
Таким образом, среди существующих в настоящее время правовых групп и систем романо-германская правовая система занимает особое место и имеет для развития юридической теории и практики особое значение.