Файл: Понятие и виды источников права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В нашей стране до сих пор официально не признаны такие источники права как судебный прецедент, правовая доктрина и правовой обычай, хотя процесс построения правового государства в России предполагает необходимость критической переоценки системы источников права с точки зрения возможности включения в нее правовой доктрины, принципов права, правового обычая и судебной практики.

Глава 2 Виды источников права

Юридической науке известны несколько видов исторически сложившихся источников права (Приложение А).

В различных правовых системах мира, в разные периоды, в разных странах одновременно применялись несколько источников права. В зависимости от исторических этапов и особенностей развития каждой страны некоторые из них приобретали доминирующее значение. Так, на ранних этапах становления права преобладающим источником права повсеместно был правовой обычай. По мере развития и укрепления государства на смену обычаю приходит нормативный правовой акт (закон). С течением времени на Европейском континенте он постепенно становится главным источником права. А некоторых странах основным источником права стал юридический прецедент.

Правовой обычай – это сложившееся исторически и вошедшее в привычку правило поведения, признанное и санкционированное государством в качестве норм права[9]. В настоящее время правовые обычаи занимают незначительное место в системе форм права большинства стран. Но, следует отметить, что существуют страны, в которых обычаи играют далеко не последнюю роль. Недооценивать значение обычаев не стоит, когда речь идет об обычаях действующих в масштабе крупных регионов и даже целых стран.

В Российской Федерации применение обычаев ограничено законодательно, только Гражданский кодекс РФ предусматривает обычаи делового оборота. В настоящее время обычаи применяются в государствах Азии, Африки, Латинской Америки и в международном праве[10].

Юридический прецедент – судебное или административное решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу, которому придается характер общего правила (образца) обязательного при решении аналогичных дел[11].

Юридический (судебный или административный) прецедент как источник права используется не во всех странах. Но он является преобладающим источником права в странах с англо-саксонской правовой системой (Англия, США, Канада, Австралия и др.).


Суть юридического прецедента как источника права состоит в том, что решению определенного государственного органа, в первую очередь суда, по конкретному юридическому делу придается значение общей нормы, т.е. судебное или административное решение по конкретному делу становится обязательным образцом, эталоном для разрешения аналогичных дел.

Среди многочисленных источников права важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов.

Нормативный правовой акт – это письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы. Это акт правотворческой деятельности компетентных государственных органов или непосредственно народа (при референдумах), которым устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права[12].

Следует отметить, что нельзя нормативно-правовой акт обозначить просто как правовой акт, потому как существует тонкое различие, исключительно важное для юридической практики. А.Б. Титов приводит пример такого различия: «правовым будет являться акт, содержащий как правовые нормы (правила поведения), так, например, и указание о применении мер ответственности к конкретному адресату этих правил, если он их нарушил. Например, приказ руководителя учреждения о наложении дисциплинарного взыскания на нарушителя установленных в этом учреждении правил внутреннего трудового распорядка (за опоздание на работу, прогул, другие нарушения трудовой дисциплины) является правовым актом, так как имеет правовое значение. Этот приказ является правовым, но не содержащим нормы права, актом. Этот второй вид правового акта обозначается как правоприменительный, а не как правосодержащий. Он также правовой, но не нормативно-правовой»[13].

Нормативно-правовые акты обладают характерными признаками, которые подчеркивают, что они, с одной стороны являются источниками юридических норм, а с другой – разновидностью правовых актов. Таким образом, нормативно-правовому акту присущи следующие особенности:

Исходит от строго определенных субъектов;

Принимается в установленном порядке;

Имеет установленную форму и обязательные реквизиты (название; указание на орган, его принимающий; подпись должностного лица; печать; дата издания и др.);

Он может быть быстро принят, изменен, отменен (Приложение Б);

Содержит юридическую норму;

Действует во времени, пространстве и по кругу лиц (Приложение В).

Основной задачей нормативно-правового акта является хранение правовой информации и доведение ее до сведения адресатов. Он является наиболее удобной и совершенной формой права как для «простых» его субъектов, так и для государства. Посредством нормативно-правового акта государство может оперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества.


Нормативно-правовые акты классифицируются по следующим критериям:

По сфере деятельности:

внутренние;

внешние;

2. По видам (Приложение Г);

3. По способу оформления и придания юридической силы:

первичные акты, приобретающие юридическую силу, вводимые в действие;

утверждаемые акты;

4. По порядку принятия:

акты, принимаемые государственным органом в коллегиальном порядке;

акты, принимаемые на основе единоначалия.

Следует отметить, что также по юридической силе акты подразделяются на:

Законы – это нормативно-правовые акты, принятые в особом порядке представительным высшим органом государства и референдумом, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой[14]. Все законы подразделяются на виды (Приложение Д).

Подзаконные акты – принимаются на основе закона, по содержанию они являются актами различных органов государственной власти. Выделяют следующие виды подзаконных актов:

Указы Президента;

Постановления Правительства;

Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов государственной власти;

Решения и постановления местных органов государственной власти (областных представительных, законодательных структур);

Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (областных глав администрации, губернаторов и пр.);

Нормативно-правовые акты муниципальных (негосударственных) органов;

Локальные нормативно-правовые акты, т.е. нормативные предписания, принятые на уровне конкретного учреждения и регулирующие внутреннюю жизнь.

В качестве еще одного одной источника права выступает договор с нормативным содержанием.

Нормативный договор – это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами права, в котором содержатся нормы права[15]. Нормативные договоры служат источниками права в основном в международных отношениях. Они признаются во всех правовых системах. Для Российской Федерации примером нормативного договора служит федеральный договор, заключенный между субъектами Федерации. Нормативный договор характеризуется тем, что его участники добровольно в него вступают, возлагая на себя обязанности, вытекающие из его содержания.

Следует отметить, что любой нормативный договор имеет ряд признаков:

Содержит норму общего характера;

Добровольно заключается;


Общность интересов;

Равенство сторон;

Согласие участников по всем существенным аспектам договора;

Взаимная ответственность сторон.

Следующими источниками права являются юридические доктрины. Доктрина – руководящий теоретический или политический принцип[16].

Юридические доктрины – определенные научно обоснованные положения, разъяснения, суждения ученых-юристов, изложенные ими в своих трудах и используемые в качестве основы для разрешения конкретных юридических дел, если это допускается законодательством или правовыми обычаями[17].

Научные труды наиболее авторитетных римских юристов (Папинианина, Поавла, Ульпиана и др.) имели силу источников права[18]. Эти тексты давали разъяснения и использовались судами при разрешении юридических дел. Также и в английских судах нередко использовались в качестве источников права труды известных юристов. Юридические доктрины как формы (источники) права также известны индусскому и мусульманскому праву и др.

Как отмечает А.Ф. Вишневский «Роль юридических воззрений, концепций, доктрин чрезвычайно важна в формировании модели правового регулирования, в выработке правовых понятий, в правообразовании, совершенствовании законодательства»[19].

Следует отметить, что в настоящее время юридические доктрины, работы, мнения известных ученых-юристов в большинстве стран выступают в качестве непосредственных форм (источников) права. Но они являются формами (источниками) юридических знаний, идейной формой (источником) права и играют большую роль в развитии правовых систем, правовой культуры любой страны.

На определенных этапах развития общества, роль источников права играли и еще продолжают играть религиозные писания.

Религиозные писания – это правила, положения, содержащиеся в религиозных (священных) книгах различных вероисповеданий и обладающие общеобязательным характером в определенных сферах общественных отношений[20].

Церковные нормы занимали значительное место среди норм феодального права. Догматы церкви охватывали отношения не только между духовными лицами, но в значительной части распространялись на всех членов общества. Суды строго руководствовались их предписаниям. Под действие религиозных канонов попадала значительная часть семейных, наследственных отношений.

В настоящее время религиозные тексты потеряли всеобщую значимость как источников права, но не утратили ее полностью. В ряде мусульманских стран по-прежнему распространенными остаются тексты священных религиозных мусульманских книг.


По мнению В.Ю. Артемова «мусульманское право – одна из главных правовых систем мира, основным отличием которой является религиозная природа. Наиболее отчетливо данное обстоятельство проявляется в системе источников мусульманского права. В классической суннитской традиции мусульманского права сформировалось учение о четырех основных источниках к которым относятся: Коран (Священное писание ислама), Сунна (свод преданий о жизни и деятельности Мухаммеда), иджима (единодушие мнений авторитетных лиц – муджтаидов) и кийас (аналогия). Таким образом, мы видим, что двумя главными источниками мусульманского права являются источники религии ислама: Коран и Сунна»[21].

Следует отметить, что кроме перечисленных исторических источников права некоторые ученые-юристы также относят к источникам права судебную практику и международный договор.

Проблема признания судебной практики в качестве источника права в последнее время активно обсуждается в научной литературе.

Как отмечает Л.А. Морозова «возведение на конституционный уровень принципа разделения властей придало судебной власти свойства самостоятельной ветви, равноценной законодательной и исполнительной ветвями власти, равноправной с ними. Это, в свою очередь, потребовало укрепления судебной власти, в частности, ее независимости, несменяемости, повышения престижа, а также роли значения в защите права от любых нарушений»[22].

Анализ судебной практики показал, что суды общей компетенции при разрешении конкретных дел крайне редко руководствовались конституционными правовыми принципами. В настоящее время, если суд (любой инстанции) при рассмотрении конкретного дела придет к выводу о несоответствии подлежащего применению или примененного закона Конституции, он может обратиться в Конституционный суд с запросом[23]. Здесь следует отметить, что деятельность Конституционного Суда РФ играет принципиально новую роль в воздействии на законодательство РФ, который разрешает «дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов высших органов РФ, конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, а также дающего толкование Конституции РФ».

В пользу признания судебной практики в качестве источника права могут быть приведены следующие доводы:

Она имеет формальный характер и связана с реализацией властных полномочий судов;

Носит процессуальный характер который придается только юридически значимой деятельности;