Файл: Формирование и организация института Президента в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Формирование и введение института президентства в России

1.1. Значимость Президента в государственной власти и во всей государственной структуре

1.2. Создание законопроектов о выборах Президента РФ в 1991-2000 годах, так же корректировка законодательства для их проведения

Глава 2. Позиционирование полномочий Президента РФ к законодательным и исполнительным органам государственной власти.

2.1. Полномочия Президента в законодательной власти РФ и в структуре исполнительных органов власти РФ

2.2. Значимость и возможности Президента РФ в ведении внешней политики и полномочия Президента РФ по отношению к субъектам Федерации

2.3. Полномочия Президента в судебных органах РФ и перечень полномочий, которыми также наделен Президент РФ свыше перечисленных

Глава 3. Спектр структуризации института президента в РФ

3.1. Президент РФ и его администрация, уполномоченные лица для представления Президента РФ

3.2. Безопасность РФ, органы и советы безопасности, Государственный совет РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В процессе демократических преобразования проводимых в Российской Федерации в конце ХХ века, в начале 90-х годов, подводили к необходимости поиска и внедрения новой модели структуры государственной власти. В основе такой модели, по мнению многих экспертов того времени лежал общепризнанный в современном мире принцип разделения властей и введение института власти президента. Для РФ данный президентский институт являлся новым образованием. В 1991 году, в мае, когда был введен президентский институт в Российской Федерации был накоплен определенный опыт, который требовал обобщения. В Российской Федерации произошло становление, не только института президентской власти, но и парламентаризма, независимой судебной власти, органов исполнительной власти.

В основе курсовой работы является раскрытие формирования и организации института Президента в России определение и выявление всех особенностей института президентской власти в РФ.

Задачи работы состоят в следующем:

· исследовать становление института президентской власти в РФ и его взаимодействие с другими органами власти;

· показать изменения законодательства о выборах Президента РФ;

·необходимость проведения анализа полномочий Президента РФ в различных сферах его деятельности;

· необходимость проведения анализа деятельности структур института президентства в РФ.

В основе написания данной работы лежат выдержки из использованной литературы, в которой в достаточно полной мере рассматриваются закономерности формирования института президентской власти в России, его место в органах государственной власти, проблемы формирования и эффективного функционирования данного института такие как монография Г.В. Дёгтева «Становление и развитие института президентства в России», рассматривающая и анализирующая аспекты института президентства в Российской Федерации, его положения в системе органов государственной власти, проблемы функционирования и формирования данного института в Российской Федерации, а также планы и перспективы развития президентства в России, и учебник Т.Г. Архиповой и Е.П. Малышевой по «Современной организации государственных учреждений России», в III разделе которого рассматривает становление и развитие института президентства в РФ. В главе первой уделяется внимание предпосылкам введения института президентства в России, а также его становлению на начальном этапе;

· В главе второй рассматривается профессиональная компетентность Президента по взаимодействию с другими органами государственной власти;


· В главе 1 проводится анализ развития законодательства о выборах Президента РФ;

· Глава 2 раскрывает президентские полномочия в сферах его различной деятельности;

· В главе 3 раскрывается форма функционирования и диапазон президентской власти в РФ.

Глава 1. Формирование и введение института президентства в России

В марте 1990 года на очередном третьем съезде народных депутатов был учрежден пост Президента СССР. Стало ясно, что Президент нужен и России – как высшее должностное лицо, которое будет заботиться об укреплении самостоятельности, о представительстве и защите его интересов.

Для оптимального выбора модели института президентства в России, было проделано много работы, одной из ключевых проблем при подготовке проекта, стала подборка новой Конституции России. В конституционной комиссии стал вопрос: быть ли Президенту главой исполнительной власти или исполнительная власть для возможности управления должна возглавляться правительством. Конституционной комиссией был поддержан вариант президентской республики, в воплощенный с незначительными коррективами в Законе «О Президенте РСФСР» 1991 года.

При разработке модели президентской власти стоял вопрос, либо Президент должен быть ответственным перед народом за суверенитет государства, за надежность и целостность государственной системы, за разумное сотрудничество государственных органов, либо он должен быть хозяйственником – управленцем. В результате длительных собраний, решили, что Президент не должен быть общим управленцем, он должен управлять властью, на основе строгого разделения властных функций. Роль общего управленца должна была взять на себя Правительственная палата Совета Министров, избираемый парламентом и отвечающий перед ним». Критикой учреждения в системе государственных органов РСФСР поста Президента считали, что тем самым создаются реальные условия для сосредоточения власти в руках одного человека, и что учреждение поста Президента России будет способствовать не укреплению Союза ССР, а его разрушения. Сторонники института президентства доказывали неспособность депутатского корпуса проводить радикальные изменения в политической и экономической жизни государства, они противопоставляли законодательной власти мобильную исполнительную власть.


В основе института президентства, где президент – глава исполнительной власти и высшее должностное лицо представлялось многим депутатам более демократической, чем аналогичный институт власти на уровне Союза ССР.

Статья 5 Закона «О Президентстве РСФСР» от 24 апреля 1991 года, закрепила Президентские полномочия, которые стали фундаментом в формировании института Президентства в России, сочетающего два основных компонента статуса Президента: фактического главы государства и конституционного главы исполнительной власти.

Но даже при столь серьезных изменениях высших органов России, главную роль по-прежнему играли Съезд и Верховный совет РСФСР, т.к. все полномочия Президента определялись самим парламентом; бюджет, все программы Президента, его администрация, вся исполнительная власть финансировалась парламентом; парламент оставил за собой право отменить любой указ Президента; парламент оставил за собой право отрешить от должности Президента РФ. Видимо поэтому из 898 принявших участие в голосовании народных депутатов 690 высказалось за одобрение Закона «О Президенте РСФСР»

После проведения референдума были приняты законы РСФСР от 24 апреля 1991 года «О Президенте РСФСР», «О выборах Президента РСФСР» и от 27 июня 1991 года «О вступлении в должность Президента РСФСР». Были внесены соответствующие изменения и дополнения в Конституцию РСФСР 1978 года, в которой появилась специальная глава. На основе этих законодательных актов первый Президент России был избран путем всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании 12 июня 1991 года. Им стал Б.Н. Ельцин, занимавший до этого должность председателя Президиума Верховного Совета РСФСР.

Введение поста Президента России являлось отражением множества демократических процессов, которые происходили в России и обществе его политической системе. Оно отразило процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт президента и Советы.

Существовали и другие причины:

-стремление заполнить с помощью назначения поста Президента РСФСР своеобразные недочеты, которые возникли в процессе проведения ряда реформ, когда выжившая система, в которой партия была верховным органом управления нуждалась в изменениях. Происходящие процессы оказались неподкрепленными в должной степени созданием сильных взаимо-уравновешивающих и взаимоконтролирующих структур в государственной системе, роль которых выполняла раньше партия».


Так же, необходимость изменения связей внутри федерации. Президент РСФСР должен был выступать во главе взаимоотношении между суверенными республиками направлять и утверждать все действия.

В-третьих, необходимость иметь интегрирующую силу не только в политической системе общества и системе разделения властей, но и в самом обществе.

Следующая необходимость, выражалась в увеличении мощности исполнительной власти и повышения качества управления.

Кроме всего вышеперечисленного учреждение поста Президента РСФСР связывалось в определенной мере с необходимостью за счет оперативности президентской власти принимать быстрые решения по текущим, требующим оперативного вмешательства вопросам.

Президент РСФСР в соответствии с законодательством 1991 года наделялся широкими полномочиями. Он обладал традиционными для глав всех государств законодательными полномочиями; подписывал и обнародовал законы, принятые Верховным Советом РСФСР, и мог вернут закон для повторного рассмотрения в Верховный Совет (полномочия не распространялись на акты высшего законодательного органа - Съезда народных депутатов РСФСР), обладал правом законодательной инициативы.

Должность верховной власти имела широкий спектр полномочий в исполнительных органах: Президент утверждал и снимал с должностей всех членов Совета Министров; организовывал мероприятия и принимал меры по обеспечению государственной и всецело-безопасности страны.

Не смотря на Президентскую власть институт президентства в России до 12 декабря 1993 года не отрицал полновластия Советов, поскольку закреплял подотчетность Президента Съезду народных депутатов.

Указа Президента РФ № 1400 от 21 сентября 1993 года «О роспуске Верховного Совета, Съезда народных депутатов России и проведении выборов в Федеральное Собрание и Выборов Президента РФ» ломал действующую государственную систему и фактически вводил президентскую республику. «Была подведена черта под советской формой государственной организации в России. Вслед за Верховным Советом были ликвидированы советы нижестоящих уровней».

Выборы в новые органы власти состоялись 12 декабря 1993 года, а также на ряду с этим и референдум по новой Конституции. Согласно Конституции в 1993 году Президент занимает в системе федеральных государственных органов, сформировавшихся после 1993 года, особое место, которое будет рассмотрено далее.

В заключении можно подытожить, что в начале 90-х годов создание Президентской власти в России было особо важно, из-за сложившейся обстановки в стране.


1.1. Значимость Президента в государственной власти и во всей государственной структуре

Согласно Конституции РФ, главенствующую роль во власти в стране играет Президент РФ. Назначение главы государства обозначает объем его полномочий по обеспечению единства и твердой положительной стабильности системы государственной власти, ее эффективного функционирования в структурах власти таких как законодательной, исполнительной и судебной. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.

Президентская задача основывается на создании плотного взаимоотношения органов государственной власти с конституцией страны и исполнительной властью.

Наделенные широкими полномочиями в постоянном взаимодействии Президент и правительство – как самостоятельные носители государственной власти, в значительной степени соприкасаются при выполнении возложенных на них задач. Взаимоотношение Президента РФ с Правительством регламентируются не только Конституцией, но и законами РФ

Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства и других органов власти, прежде всего с палатами Федерального собрания.

Президент по необходимости влияет на деятельность Правительства: подтверждает структуры федеральных органов исполнительной власти, определяет занимаемые посты заместителей Председателя Правительства и министров, председательствует на заседаниях Правительства, контролирует законность создаваемых актов, а также имеет в непосредственном подчинении силовые органы и ведомства РФ. Президент имеет право отправлять Правительство в отставку, или принять отставку премьера, которая влечет за собой отставку Правительства в целом.

В связи с вышеперечисленным, органы исполнительной власти более тесно связанны с Президентом, нежели другие ветви власти.

Роль в судебных органах Президента РФ, заключается в предоставлении Совету Федераций кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. В сою очередь, при решении вопроса отрешения Президента от должности Верховный Суд дает заключение о том, что в действиях Президента имеются признаки состава преступления; Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.