Файл: Формирование и организация института Президента в России.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Формирование, необходимость формирования и введения института президентства в России
1.1. Значимость Президента в государственной власти и во всей государственной структуре
Глава 2. Позиционирование полномочий Президента РФ к тем или иным структурным органам РФ
Глава 3. Спектр структуризации института президента в РФ
3.1. Президент РФ и его администрация, уполномоченные лица для представления Президента РФ
3.2. Безопасность РФ, органы и советы безопасности, Государственный совет РФ
Министерство иностранных дел РФ подведомственно Президенту по вопросам, закрепленным за Президентом Конституцией и законодательными актами РФ.
Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Президент производит назначение и отзывает, по необходимости дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Несмотря на все полномочия, Президент частично зависит от Федерального Собрания в осуществлении внешней политики, т.к. парламент издает необходимые законы, ратифицирует договоры, выделяет средства.
Президенту РФ отводится очень важная роль с системы органов государственной власти. Он обеспечивает компетентную работу и взаимодействие органов государственной власти. При выполнении данной функции Президент выступает в роли «судьи». Это относится к взаимоотношению федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ. При необходимости разрешения разногласий Президент может использовать согласительные процедуры.
Данные процедуры он может использовать для разрешения конфликтов и разногласий, во-первых, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, во-вторых, между органами государственной власти субъектов.
Суть согласительных процедур состоит в достижении взаимного согласия сторон, между которыми возникли разногласия и призваны обеспечить решение проблемы без элементов принуждения.
2.3. Полномочия Президента в судебных органах РФ и перечень полномочий, которыми также наделен Президент РФ свыше перечисленных
Согласно Конституцией РФ высшие судьи органов РФ назначаются по указанию Президента. Судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации, по голосованию тайно, по представлению Президента РФ.
Президент представляет Совету Федераций кандидатуры на должность судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ. По представлению Президента РФ Совет Федерации может освободить Генерального прокурора от должности.
Согласно Конституции РФ, Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ. Президент утверждает концепцию и планы строительства Вооруженных сил, мобилизационные планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования.
К полномочиям Президента относится, принятие указов о призыве граждан на военную службу, утверждение плановой гражданской обороны и дислокации Вооруженных сил. Президент определяет основные направления реформы в области обороны и безопасности, концепцию военного строительства.
Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, вводит в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии военное положение, а для обеспечения безопасности страны – чрезвычайное положение.
Согласно статьи 89 Конституции РФ, содержащей перечень полномочий, Президента РФ касающиеся личности - гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина, Президент имеет право решать вопрос российского гражданства, в полномочья Президента входит возможность предоставлять право на политическое убежище.
Президент осуществляет высшую форму государственного поощрения – награждение государственными наградами России. Президент присваивает почетные звания РФ, утверждает статусы орденов и положения о медалях, издает указы о награждении ими.
Так же президент имеет возможность помилования заключённых.
При необходимости может назначать референдум.
Таким образом полномочия Президента РФ охватывают довольно большую сферу. Президент имеет полномочия, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо то других органов, но в тесном взаимодействии с ними.
Глава 3. Спектр структуризации института президента в РФ
3.1. Президент РФ и его администрация, уполномоченные лица для представления Президента РФ
Администрация Президента создана для обеспечения деятельности главы государства, для выполнения Президентом необходимых задач. Все проекты указы, распоряжения, поручения и обращения Президента, а также иные документы готовятся непосредственно в Администрации Президента. АП контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады, так же занимается обеспечением сообщений с полит партиями, органами госструктур, лицами, уполномоченными представлять иностранные государства и союзами.
За время своего существования структура и состав АП РФ многократно менялась.
Нынешняя структура АП утверждена Указом Президента РФ от 25 марта 2004 года «Об Администрации Президента РФ»
В соответствии с указом у Руководителя АП имеется два заместителя. В состав АП входят полномочные представители Президента в органах государственной власти, при Европейском суде по правам человека, полномочные представители Президента в федеральных округах.
Администрация президента включает в себя 12 самостоятельных управлений, Референтура Президента, Канцелярия Президента. В состав Администрации входит также аппарат Совета Безопасности.
АП координирует деятельность Государственного Совета, а также иных советов и комиссий при Президенте. Администрация Президента насчитывает около 2000 государственных служащих. Самыми крупными из подразделений Администрации являются Контрольное управление, Государственно-правовое управление, Управление информационного и документационного обеспечения Президента РФ.
АП – государственный орган, юридическое лицо, но не хозяйствующий субъект. Материально-техническим, финансовым обеспечением деятельности Президента и его Администрации занимается Управление делами Президента, которое не находится в составе Администрации и является самостоятельным федеральным органом.
Институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах был основан в 2000 году, как вынужденная мера восстановления властных функций федерального центра в регионах, игнорировавших требования и законные интересы РФ.
Территориальное представительство Президента РФ осуществляется через его полномочных представителей в федеральных округах. Учреждено семь федеральных округов.
Лица, на которых была возложена обязанность представлять Президента в различных округах назначались на должность и освобождались от нее Президентом РФ по представлению Руководителя Администрации Президента. Представители Президента всегда находятся у него в непосредственном подчинении, подотчетны также только своими руководителю. Полномочный представитель является государственным служащим и входит в состав Администрации Президента РФ.
Функционал представителя Президента очень обширен, основные задачи можно выделить такие как:
1)осуществление проведения работ по реализации органами государственной власти главных направлений политики государства;
2) произведение контроля за исполнением решений федеральных органов власти;
3) обеспечение реализации кадровой политики Президента РФ;
4) организации отчетности Президенту в виде: докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе; об уточнении политического и социального и экономическом положения в округе; организацию предоставления предложении на рассмотрение Президенту РФ, в зависимости от тем «повестки дня».
Представитель Президента в федеральном округе играет важную роль в контроле и обеспечении конституционной законности. Он организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ, занимается урегулированием недопонимании между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа.
Лица обеспечивающие представления Президента не наделяются возможностью самостоятельного принятия решений, все действия и решения производятся после согласования с Президентом РФ.
3.2. Безопасность РФ, органы и советы безопасности, Государственный совет РФ
Служба безопасности РФ очень напоминает структуру СБ СССР, она образована 26 декабря 1990 года. На этот орган возлагалась выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны, по поддержанию ее надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодоление последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечение стабильности и правового порядка в обществе.
Указом Президента РФ от 3 июня 1992 года был создан орган СБ РФ – «для обеспечения реализаций функций президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, защите прав и свобод граждан.
СБ осуществляет подготовку решений Президента РФ по вопросам защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз, которые могут угрожать как внутри государства, так и за ее пределами.
Орган безопасности состоит из членов СБ, которых устанавливает Президентом РФ, в их состав входят Председатель Правительства РФ, и Секретарь С Б. Постоянными членами СБ назначаются министр обороны РФ, министр иностранных дел, директор ФСБ. Членами СБ могут являться также руководители федеральных министерств и ведомств, назначаемые Президентом РФ, во главе председательства СБ находится Президент РФ.
Основными рабочими органами СБ являются межведомственные комиссии. Они образуются в соответствии с основными задачами и направлениями деятельности СБ. (приложение 1).
Научное обеспечение деятельности СБ осуществляет научный совет, состав которого утверждает Президент РФ.
На научный совет возлагаются следующие функции:
- улучшение и закрепление методов распознавания, оценки и прогнозирования угроз безопасности;
- аналитические функции теоретических положений и практических мероприятий по национальной безопасности зарубежных стран;
-ведения рассмотрения и оценки информации о состоянии национальной безопасности РФ и др.
Научный совет включает в себя представителей Российской академии наук, руководителей научных организаций и образовательных учреждений высшего образования, а также иных специалистов необходимых для совершенствования вопросов по безопасности.
Функционирование СБ производится его аппаратом. Структура, штатное расписание и положение о нем утверждаются Президентом РФ по представлению Секретаря СБ, согласованному с Руководителем Администрации Президента.
Аппарат СБ производит наработку к заседаниям СБ материалов; подготавливает проекты резолюций СБ; разрабатывает проекты федеральных законов и УАЗов Президента РФ; обеспечивает действие межведомственных комиссий и научного совета при СБ.
В результате вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что СБ занимает важное место в организации по обеспечению полномочий Президента РФ, играет заметную роль в политике по обеспечению национальной безопасности России.
Государственный Совет – это совещательный орган при Президенте РФ, который был создан 1 сентября 2000 года. Как и в большинстве советов, председательствование возлагается на Президент РФ, членами ГС, являются высшие должностные лица субъектов РФ. Для решения оперативных вопросов формируется президиум Совета в составе семи его членов, подлежащий ротации один раз в полгода. Заседания Совета проводятся регулярно, но не реже одного раза в три месяца. Президиум заседает по мере необходимости.
Основополагающими задачами совета являются:
1)реализации полномочий Президента для согласованного функционирования и взаимодействия органов власти;
2) содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.