Файл: Формирование и организация института Президента в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Формирование, необходимость формирования и введения института президентства в России

1.1. Значимость Президента в государственной власти и во всей государственной структуре

1.2. Создание законопроектов о выборах Президента РФ в 1991-2000 годах, так же корректировка законодательства для их проведения

Глава 2. Позиционирование полномочий Президента РФ к тем или иным структурным органам РФ

2.1. Полномочия Президента в законодательной власти РФ и в структуре исполнительных органов власти РФ

2.2. Значимость и возможности Президента РФ в ведении внешней политики и полномочия Президента РФ по отношению к субъектам Федерации

2.3. Полномочия Президента в судебных органах РФ и перечень полномочий, которыми также наделен Президент РФ свыше перечисленных

Глава 3. Спектр структуризации института президента в РФ

3.1. Президент РФ и его администрация, уполномоченные лица для представления Президента РФ

3.2. Безопасность РФ, органы и советы безопасности, Государственный совет РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Объединительная функция Президента РФ проявляется в том, что он, согласно Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президенту предоставлено право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти этих субъектов.

В основе взаимоотношений между Президентом, Парламентом и законодательными органами лежит обеспечение самостоятельности и независимости этих регулирующих институтов, но это не значит, что они полностью разделены. С одной стороны, установлены плотные нити взаимоотношений между ними (обращение Президента к Федеральному Собранию, представление Президентом законопроектов, кандидатов на соответствующие должности). В тоже время, имеет место система противовесов в виде возможности лишения Президента должности и роспуска Президентом Государственной Дымы Федерального Собрания. Президент вправе принимать указы и распоряжения. Президент может отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, но в установленном порядке Государственная Дума и Совет Федераций могут преодолеть это вето.

При Президенте находится несколько консультационных органов: Совет Безопасности, учрежденный Указом Президента РФ от 3 июня 1992 года и Государственный Совет, образованный 1 сентября 2000 года, где он председательствует. Президент курирует формирование своей администрации и осуществляет общее руководство ею. При этом сама администрация органом власти не является. В структуре президентской власти находятся полномочные сотрудники Президента в федеральных округах.

Реализуя свои конституционные полномочия, Президент через своих полномочных представителей в Государственной Думе, Совете Федераций и Конституционном Суде РФ взаимодействует с властными структурами государства.

В основе введением в РСФСР президентского института и проведений выборов первого Президента РСФСР лежал конституционный кризис. Кризис был предопределен половинчатостью конституционной реформы 1990-1991 годов, когда в Конституцию РСФСР 1978 года были введены элементы механизма разделения властей и введена должность Президента РСФСР, при сохранении неопределенного статуса Съезда Народных Депутатов как высшего органа государственной власти, имеющего право принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР. Это привело к разногласиям конституционных норм, не распределявших полномочия исполнительной, законодательной и судебной власти.


Это привело к противостоянию и разногласию формальных полномочий исполнительной власти во главе с Президентом РСФСР и законодательных органов в лице Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РСФСР.

Замена Советов народных депутатов другой системой представительных учреждений в 1993 году представлялась созданием развязки противоречий в системе властных органов. Все проблемные моменты, касающиеся взаимосвязей и взаимодействия главы государства и парламента, были сформулированы в проекте новой Конституции 1993 года.

Написанная Конституция 1993 года, смогла урегулировать все разногласия между Президентом и парламентом. Парламент становился в прямом смысле законодательным органом и выравнивался с другими ветвями власти, обеспечивая тем самым необходимый конституционно-правовой баланс.

Следствием вышеизложенного можно считать, что Президент РФ, являясь главой государства, организовывает взаимодействие всех ветвей власти, обеспечивая тем самым согласованное их функционирование.

1.2. Создание законопроектов о выборах Президента РФ в 1991-2000 годах, так же корректировка законодательства для их проведения

Законодательные акты о выборах Президента РФ основываются на конституционных аспектах, в связи с этим Президентом может избираться гражданин РФ, достигший 35 лет, являющийся гражданином РФ и проживающий в стране 10 лет и более.

Согласно Конституционному порядку РФ, избирательная компания Президента проводится согласно законодательным нормам. Одним из первых таких законов был принят, от 24 апреля 1991 года, второй – «О выборах Президента Российской федерации» - 21 апреля 1995 года, внеся ряд изменений. В ряде изменений были такие манипуляции, например, если Президент РСФСР на пятилетку, то у Президента РФ срок службы был изменен и длился на год меньше, голосование для выборов на пост, происходило на основе прямого избирательного права, тайно. Так же ранее Выборы Президента РСФСР назначались Съездом народных депутатов РСФСР, их сменил теперь – Советом Федераций Федерального Собрания.

Федеральный нормы предоставляли возможность предложения на пост Президента непосредственно избирателям и избирательным объединениям. Так же, нормой было предлагать кандидатов от избирательных блоков, создаваемых на период проведения выборов Президента РФ.


Согласно законодательных актов 1991 года кандидаты в Президенты могли быть представлены от республиканских политических партий, ими так же могли быть профсоюзные деятели. Наряду с этим имели возможность представления в кандидаты, союзами и массовыми общественно-политическими движениями как кандидатов из трудовых коллективов, собрания граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям. В бланках для голосования вписывались кандидаты, поддержанные 100 тысячами гражданами и кандидаты, получившие поддержку не менее одной пятой от общего числа народных депутатов РСФСР.

Закон 1995 года устанавливает более четкую и строгую процедуру выдвижения кандидатов на пост Президента. Избирательные объединения выдвигали кандидатов на съездах тайным голосованием. Получившие право граждане для непосредственного выдвижения кандидата в условиях создания инициативной группы избирателей в количестве не менее 100 человек, которые затем регистрировались в Центральной избирательной комиссии.

Общими чертами оставались те моменты, что избирательные объединения и инициативные группы избирателей собирали в поддержку кандидатов подписи избирателей. Теперь необходимо было собрать не менее 1 миллиона подписей избирателей, причем на один субъект РФ должно было приходиться не более 7 % требуемого числа подписей.

Детализацию внес по счету третий Федеральный закон «О выборах Президента РФ», он был одобрен 31 декабря 1999 года. Закон включал в себя сохранность основных принципов избирательной системы, содержащихся в Законе 1995 года, более того, в Законе содержался ряд новых улучшенных положений. Закон предусматривал более четкую норму о сроке полномочий Президента РФ: о том, что он вступает в должность по истечению четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах. Были улучшены гарантии равного статуса кандидатов. Закон фиксировал более широкий перечень документальной подготовки для предоставления кандидатами для возможности претендовать на должность Президента. Для Центрального Избирательного Комитета предоставлялись сведения о декларировании доходов, сведений об имуществе как личного так и семейного.

Закон 1999 года предоставлял кандидату ряд гарантий, в том числе материального характера, обеспечивающих его независимость. Кандидат на должность Президента не мог быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемого в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора РФ.


После ряда утвержденных законов, в 2003 году вступил в силу четвертый по счету Федеральный закон от 10 января 2003 года «О выборах президента РФ», он был принят для дополнения Закона 1999 года. В нем был уточнен порядок самовыдвижения кандидата, а также порядок выдвижения кандидата политической партией или избирательным блоком, так же в нем был установлен день голосования на очередных выборах Президента – второе воскресение марта.

Закон 2000 года подробно прописывал положения, касающиеся финансовой составляющей президентских выборов, предоставление кандидатам эфирного времени и печатной площади.

Можно подытожить, что принципиальных изменений в выборном законодательстве не произошло, но в то же время был введен ряд важнейших положений, таких как: введение точных сроков полномочий Президента; улучшены гарантии равного статуса кандидата; предоставление ряда гарантий кандидату; устанавливался более широкий перечень документов, представляемых кандидатом на должность Президента РФ, а также уточнен порядок самовыдвижения кандидата. Также был установлен день голосования на очередных выборах Президента РФ.


Глава 2. Позиционирование полномочий Президента РФ к тем или иным структурным органам РФ

Полномочия президента распространялись на несколько структур:

1) структура законодательных органов государственной власти;

2) полномочия, связанные с деятельностью исполнительных органов государственной власти;

3) структура органов судебной власти;

4) полномочия в структуре внешней политики;

5) Полномочия Президента РФ по отношению к субъектам Федерации

6) иные полномочия.

2.1. Полномочия Президента в законодательной власти РФ и в структуре исполнительных органов власти РФ

Конституции РФ уполномочивает Президента регулировать деятельность Государственной Думы. Президент назначает выборы ГД по срокам, а также в случае ее роспуска.


В законодательной сфере Президент РФ имеет право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, подписывать и придавать огласке законы, правом отлагательного «вето» в отношении федеральных законов. Конституция РФ устанавливает полномочия Президента на издание правовых актов в форме указов и распоряжений, а также устанавливает обращение Президента к Федеральному собранию. Это обращение не имеет силы закона, оно носит характер установочных документов.

Президент РФ тесно связан с исполнительными органами, при том, что является главой исполнительной власти и не входит в ее систему. Президентское РФ воздействие на Правительство РФ происходит путем персональных назначений его членов и регулирования важных вопросов в сфере исполнительной власти. Президент назначает Председателя Правительства (после согласования кандидатуры в ГД), принимает решение об отставке Правительства. Президент в праве по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

Президент РФ имеет право осуществлять остановку действий нормативных актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, но он не может приостанавливать действие актов органов законодательной власти этих субъектов.

2.2. Значимость и возможности Президента РФ в ведении внешней политики и полномочия Президента РФ по отношению к субъектам Федерации

Институт Президента, как и сам высший чин, с парламентом разрабатывает стратегический внешнеполитический курс, так же Президент руководит его выполнением. Президент устанавливает взаимоотношения с главами других государств, лично участвует в совещаниях Мирового уровня, ведет переговоры по принципиальным вопросам с главами государств и правительств других стран. Он лично подписывает важные международные договоры от имени Российской федерации.

Президент РФ несет ответственность за определение внешней политики государства и ее осуществление федеральными государственными органами.