Файл: Особенности коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса (на примере ООО «Белфан»).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ
1.1 Сущность предпринимательства, его виды и формы
1.2 Роль малого бизнеса в развитии экономики государства
Глава 2.АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Белфан»
2.2 Анализ конкурентного положения малого предприятия ООО «Белфан»
2.2 Анализ коммерческой деятельности ООО «Белфан»
Так же под коллективным предпринимательство скрывается очень много форм, таких как: предприятие, кооператив, товарищество, общество с дополнительной ответственностью, общество с ограниченной ответственностью, хозяйственное партнерство, закрытое акционерное общество, открытое акционерное общество.
1.2 Роль малого бизнеса в развитии экономики государства
Важную роль в развитии экономики страны играет малое предпринимательство, малые формы предпринимательства отвечают всем сферам потребности экономики России.
Малый бизнес является рыночной структурой и обеспечивает предпринимателю свободный выбор сферы деятельности. Во всех государствах существуют предприниматели, управляющие различными предприятиями разного профиля.
В развитых государствах вклад не больших предприятий составляет более 50% во внутренний валовый продукт, в РФ вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП составляет порядка 20%.
В «новой» России, после распада СССР было много проблем касаемо экономики, власть подходила к ее решениям безответственно, вследствие чего были растеряны производственные мощи, сельскохозяйственное производство, оборонно-промышленный комплекс. С годами наша экономика стала выходить из сложного положения, и рассчиталась с внешними долгами, спасителем стала «нефтяная игла».
У нашего государства огромный запас природных энергетических ресурсов. Россия основные деньги получала от продажи нефти и газа, не уделяя особого внимания производству, что провело РФ в зависимость от внешней экономической обстановки, а точнее цены на нефть. Нашему государству не хватает собственной производственной мощи. В выходе из этой ситуации малое и среднее предпринимательство является одним из средств по достижению данной цели.
Большое внимание стоит обратить на проблему государственной поддержки МП и СП в России, так как до настоящего времени не действует эффективно созданная инфраструктура, она не обеспечивает нормальное функционирование предприятий. Игнорирование и не достаточное количество внимания на проблемы малого предпринимательства, будут считаться крупными стратегическими просчетами, которые будут влиять на углубления кризиса нашей экономики.
Предприниматели, обладающие новыми идеями и направленные на открытие своего производства, при содействии правительства могут из малого бизнеса перерасти в крупный, что пересекается с интересами нашего государства: создаются новые рабочие места, пополнение налоговых отчислений, за счет которых формируется бюджет всех уровней, разработка научно-технических изобретений. Также нашей стране интересны и другие направления предпринимателей.
Значимость предпринимательства отметил президент страны: по словам В.В. Путина, малое предпринимательство действительно становится стратегическим фактором не столько развития страны, сколько в первую очередь ее сохранения.
Такая высокая значимость малого бизнеса для развития экономики Российской Федерации нашла отражение и в Указе Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [3], согласно которому в число показателей эффективности работы региональных властей включены показатели занятости на малых предприятиях и их вклада в валовой региональный продукт.
Наше государство напрямую заинтересовано в развитии предпринимательства, обеспечивая при этом его поддержкой и создавая специальные постановления, в которых отображены приоритеты развития малого и среднего предпринимательства. Главные приоритеты в развитии предпринимательства [16]: производство сельскохозяйственной продукции; переработка сельскохозяйственной продукции; производство товаров промышленного назначения; производство товаров народного потребления; производство товаров с перспективой на экспорт; оказание различных видов услуг; строительство объектов различного назначения. Для нашего государства, прошедшего начальный этап развития рыночных отношений, и глядя на современные темпы экономического развития необходимо наращивать экономическую мощность.
Важным инструментом в достижении данной цели является предпринимательство, предприниматели готовы вносить инновации в бизнес, что также будет решать не только экономические, но и социальные задачи. В федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации» отражена социальная и экономическая роль МП и СП, в нём отображено, что закон направлен на граждан позволяющий им свободно использовать свое имущество и способности на воплощение предпринимательской деятельности. Так же ссылаясь на федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» выделим субъекты предпринимательства: юридические лица и индивидуальные предприниматели (хозяйствующие субъекты), они отнесены к малым, средним и микро предприятиям [2].
В нашей стране критерием распределения организаций к малым и средним, является численность рабочих, персонала состоящего в штате, и сумма прибыли предприятия.
В приложение 1 приведен сравнительный анализ преимуществ и недостатков малого предпринимательства. Согласно приложению 1 к преимуществам малого предпринимательства следует отнести [15]: способность работать на специализированных рынках; простоту управления и широкий простор для личной инициативы, характерные для малых предприятий, позволяющие оперативно вносить изменения в процесс производства.
Кроме того в список преимуществ малого предпринимательства входит возможность проявления творческой инициативы и проведения гибкой научно- технической политики, активное насыщение рынка труда и занятости новыми рабочими местами, вследствие чего увеличивается занятость населения, также происходит увеличение вторичной занятости.
Открывается возможность многим гражданам стать соучредителями (стартовые первоначальные вложения составляют небольшую сумму денег в основной и стартовый капитал); так же появляется возможность использовать местные сырьевые ресурсы и отходы производства; активное насыщение народными ремеслами и подсобными производствами; боле просто управление предприятиями в сравнении с крупными, что приводит к снижению накладных расходов; малые предприятия и небольшие населенные пункты получают экономическое и социальное содействие в развитии. Анализ малого предпринимательства как экономической модели определена в таблице 1.
Таблица 1
Анализ малого бизнеса как экономической модели
Сильные стороны малого бизнеса |
Слабые стороны |
Возможности малого бизнеса |
Угрозы существованию малому бизнесу |
Небольшой стартовый капитал |
Ограниченный (локально) рынок |
Рост до уровня крупного бизнеса |
Быстрота полного разорения |
Высокая эффективность |
Ограничение перспективы роста |
Сбалансированное развитие |
Быстрое достижение «потолка» роста |
Гибкость |
Высокая зависимость коньюктуры |
Прочная ниша на «своем» рынке |
Легкость проникновения конкурента в эту нишу |
Самостоятельность |
Отсутствие влиятельной поддержки |
Творческая реализация |
Уязвимость при попытках силового давления |
Развитие малых форм предпринимательства играет важную роль в экономическом становлении страны, малые формы предпринимательства отвечают всем сферам потребности экономики России. Малый бизнес является рыночной структурой и обеспечивает предпринимателю свободный выбор сферы деятельности.
Во всех государствах существуют предприниматели, управляющие большим количеством предприятий разного профиля. В настоящее время экономика России испытывает не простые времена, наша страна попала под зарубежные санкции. Как говорится, не было бы счастья без несчастья. В интересах страны нужно в ближайшие сроки сделать импорт замещение, восстановить мощность сельхозпроизводства, что развязывает руки российским производителям и бизнесменам. Сейчас государство и предприниматели будут «бок о бок» наращивать мощность экономики, замещая импорт, делать акцент на собственном производстве.
И одними из главных помощников государству в этом деле будут предприниматели. МП и СП относятся к мобильным субъектам рынка, которые способны в быстрые сроки отреагировать на воздействия правительства страны. Глядя на меры вывода России из экономических трудностей, большое внимание будет уделяться поддержке предпринимателей.
Малый бизнес выполняет важные функции социально экономической системы России, обеспечивает стабильные рыночные отношения, в этой системе участвует большое количество граждан, открывших собственный бизнес вследствие чего: на рынке развивается конкуренция; происходит более активное насыщение рынка отварами и услугами; создаются новые рабочие места; предлагаются условия, в которых количество заработанных денег напрямую зависит от результатов труда, что способствует заинтересованной работе всего коллектива, все это обеспечивает большую эффективность производства.
Малый бизнес не пытается противостоять крупным компаниям, а наоборот плотно с ними взаимодействует. Все эти факты оказывают положительное влияние на росте национальной экономики. Ссылаясь на опыт индустриально развитых государств, можно увидеть что, развитие и существование малого и среднего предпринимательства сильно связано с государственными шагами в сторону их поддержки. Главными направлениями поддержки являются [18]:
1) организационная поддержка – упрощение процедур по открытию малых предприятий;
2) финансовая – субсидирование за счет бюджетных средств, притягивание частных капиталов, упрощенное налогообложение, налоговые льготы;
3) материально-техническая – создание возможности иметь доступ к ресурсам, возможность купить и арендовать производственную площадь;
4) информационная – обеспечить доступ к пользованию информационными ресурсами ориентированных на предпринимателей с вопросами планирования, налогообложения, маркетинга;
5) социальная – выработка общественных взглядов на предпринимательскую деятельность.
1.3 Формы и методы государственного регулирования и поддержки предпринимательства
Для формирования действенного механизма по поддержке малого предпринимательства, государство должно озадачиться этим вопросом, и сформировать чётко продуманные задачи с их решением. Задачи должны содержать конкретные цели, механизмы и план выполнения. Оценив опыт успешно развитых стран, можно прийти к выводу что, государства содействуют и создают предпосылки для вовлечения предпринимательского потенциала в общее развитие экономики страны. В развитых странах продуман механизм по устранению возникающих проблем. К сожалению, в России механизм по развитию и поддержке предпринимательства осуществляется без должного внимания государства, правительство не достаточно продумывает механизмы воздействия на данный процесс. Зачастую государственные структуры занимающиеся поддержкой предпринимательства сводят все на само обеспечение, лишь фиксируют проблемы и препятствия, не уделяя должной помощи, а реальная поддержка носит единичный характер. Разберемся на основании, каких функций должна, производится поддержка малого и среднего предпринимательства [4].
А) Наше государство является властной структурой, именно государство устанавливает рамки условий, в которых функционируют субъекты рынка, то есть, производится разработка и контроль соблюдения нормативно правовых актов. Б) Государство является собственником имущества, поэтому у него есть все основания для распоряжения и управления имуществом.
В) Инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов являются государственные рычаги. Рассмотрев выше перечисленные функции, определим направление поддержки малого и среднего предпринимательства и перечислим:
- разработка институциональных основ;
- антимонопольная политика;
- кредитно-финансовая поддержка;
- налоговая политика; правовое поле, и защитные программы;
- научно-методическая поддержка;
- управленческая поддержка.
В данный момент в систему функционирования государственной поддержки входят следующие детали:
1) нормативно-правовые акты, они нацелены на поддержку и развитие предпринимательства;
2) государственный аппарат, являющийся совокупностью институционных структур, они отвечают за развитие предпринимательства и управляют основными процессами, выполняют реализацию государственной политики в этой сфере.
3) Коммерческие и не коммерческие организации, относятся к инфраструктуре государственной поддержки предпринимательства, они создаются при помощи и без государства, их деятельность заключается в развитии малого и среднего предпринимательства, работа таких структур активно поощряется правительством. Значительное воздействие на развитие предпринимательства вызывает региональная система регулировки поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ. Воплощение региональной политики по отношению к малому предпринимательству производится с учетом интересов каждого конкретного региона, то есть формы, и методы принимаются на правительственном уровне, но в них заключены особенности каждого конкретно взятого региона [7].
Руководствует выполнением государственной политики по реализации поддержки МП Министерство России по антимонопольной политике и Департамент развития предпринимательства. Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства отвечает за финансовое обеспечение и мер по развитию предпринимательства, фонды делятся на: региональные и муниципальные. На данный момент в нашей стране имеются различные виды структур по поддержке предпринимательства, что свойственно промышленно развитым странам.