Файл: Национальная безопасность Российской Федерации: региональный аспект (Теоретические аспекты организации экономической безопасности субъектов российской федерации).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Сущность экономической безопасности
1.2 Экономическая безопасность субъекта Российской Федерации
2 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Организационный аспект проблемы
2.2 Финансовый аспект организации экономической безопасности субъектов Российской Федерации
3 ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ШЕЛЕМИШЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
3.1 Характеристика Шелемишевского поселения
3.2 Оценка экономического потенциала развития Шелемишевского муниципального поселения
3.3 Оценка финансового обеспечения Шелемишевского муниципального объединения
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни, особенно в условиях действия международных экономических санкций, вопросы эффективной экономической безопасности как отечественной макроэкономической модели в целом, так и ее отдельных регионов, городов, областей, другими словами – субъектов, как фактора экономического роста является особенно актуальной, находясь постоянно в эпицентре внимания общества. Многочисленные дебаты проводятся не зря, так как имевшие место в международной экономике кризисы, а затем последующие за ними политические события в Украине, на Ближнем Востоке оказывают существенное влияние на ход экономических процессов.
В курсовой работе рассмотрены особенности обеспечения экономической безопасности муниципального объединения как субъекта Российской Федерации, поскольку каждый, даже небольшой субъект в совокупности с таковыми формируют экономический потенциал для развития государства.
В процессе написания работы были задействованы официальные статистические сведения, информация районной администрации Рязанской области, различные нормативно – правовые акты.
Цель написания курсовой работы в акцентуализации внимания на формирование условий для экономического развития субъектов Российской Федерации. Выполнение намеченной цели невозможно без достижения следующих, указанных ниже, задач:
- рассмотрение основных принципов формирования экономической безопасности субъектов Российской Федерации;
- проведение анализа экономической безопасности на примере Шелемишевского муниципального образования;
- определение проблем и возможных путей их нейтрализации в Шелемишевском муниципальном образовании.
В качестве объекта курсовой работы принята экономическая политика развития муниципального объединения, а предмет исследования – экономическая стратегия развития Шелемишевского муниципального образования.
Структура курсовой работы составлена в соответствии с порядком рассмотрения излагаемой темы в пределах определимых задач.
Поэлементно курсовая работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, а также список используемой литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Сущность экономической безопасности
Необходимость безопасного существования как отдельного индивида, так и всего социума, государственной системы от воздействия негативного проявления факторов извне является основной потребностью, неотъемлемо существующей вместе с человеческой цивилизацией во всем историческом развитии. Вопрос обеспечения экономической безопасности особенно актуален во время перехода экономической системы из одного состояния в другой, например, при рыночных преобразованиях, либо после глубоких мировых финансовых кризисов, поскольку спектр безопасной жизни сокращается до предельно возможных лимитов, вызывая многочисленные социальные проблемы[1].
Под безопасностью понимается определенный уровень жизнедеятельности субъекта, в соответствии с которым возможность качественного и количественного изменения специфических ему свойств либо близка к нулю, либо практически невозможна. В связи с этим можно рассмотреть понятие желательного состояния, под которым понимается определенная совокупность свойств, определяющих нормальное развитие субъекта, при этом под влиянием динамично развивающихся факторов внешней среды меняется и данное состояние. Данное обстоятельство зачастую приводит к расхождениям между требуемым и фактическим состоянием. Степень расхождения определяется качеством сведений об условиях внешней среды, силе их воздействия на уровень безопасности[2].
Учитывая общепринятую трактовку уровня безопасности, целесообразно обратить внимание на следующее ее определение: безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Одним из существенных и подробных методов оценки уровня безопасности является анализ субъектно – объектных составляющих, посредством которых определяется степень влияния зависимых и независимых факторов внешней и внутренней среды на состояние субъекта. В совокупность субъектов экономической безопасности включают различные единицы: от индивидов и отдельных фирм до всей макроэкономической системы, в то же время объектами безопасности являются многочисленные факторы: физическое существование, многочисленные явления в обществе, процессы экономического характера, защита окружающей среды, природные явления[3].
Таким образом, можно выделять следующие виды безопасности: физическую, сопряженную со здоровьем индивида; социальную; экономическую и экологическую безопасности.
Предметом курсовой работы является экономическая безопасность, рассмотрим ее содержание. Под экономической безопасностью понимается совокупность отраслей деятельности с выявлением различных элементов безопасности, в их числе можно перечислить топливно – энергетические ресурсы, финансовые ресурсы компании, а также различные компоненты субъектов, например, поселок, область, группа населения; показатели, имеющие качественные характеристики, например, коэффициенты рождаемости и смертности, уровень износа основных средств[4].
Понятие экономической безопасности имеет множество формулировок в специализированных источниках. Так, например, В. А. Тамбовцев уточнил, что «под экономической безопасностью той или иной системы будем понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы». Несколько иную точку зрения высказывает В. А. Савин, полагая следующее: «экономическая безопасность представляет собой систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом; отдельные регионы страны; отдельные сферы и отрасли хозяйства; юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности».
Чем более устойчивы экономическая система (например, межотраслевая структура), соотношения производственного и финансово – банковского капитала и т.д., тем жизнеспособнее экономика, а значит, и оценка ее безопасности будет достаточно высокой. Нарушение пропорций и связей между разными компонентами системы ведет к ее дестабилизации и является сигналом перехода экономики от безопасного состояния к опасному[5].
Таким образом, сущность экономической безопасности можно определить как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.
Иными словами, экономическая безопасность – это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально – политической стабильности общества.
1.2 Экономическая безопасность субъекта Российской Федерации
Проблема экономической безопасности весьма остро стоит не только для страны в целом, но и для отдельного региона. Каждый регион, испытывая сильное влияние общероссийских экономических тенденций и явлений, в то же время имеет свои проблемы безопасности, которые определяются особенностями региона: географическим положением, климатическими условиями, структурой отраслей экономики, национальным составом населения и культурно-историческими традициями его поведения.
Все это делает особо актуальной целенаправленную деятельность по предотвращению и преодолению опасных для экономики регионов тенденций и явлений и обеспечению их экономической безопасности.
Региональную безопасность целесообразно рассматривать концептуально, как проекцию Концепции национальной безопасности РФ на региональный уровень в плане обеспечения защиты жизненно важных интересов индивида, общества, государства от внутренних и внешних угроз.
Основными направлениями исследования проблем безопасности региона в самом общем виде должны стать: объекты безопасности и защиты; характеристики, особенности возникновения и распространения опасностей и угроз; предполагаемый ущерб; цели, задачи и режимы функционирования системы обеспечения безопасности[6].
Объектами экономической безопасности региона являются территория региона и все относящееся к ее экономике, расположенное на данной территории.
Приоритетными задачами региональной экономической политики, направленными на повышение экономической безопасности, являются:
- реструктуризация экономики с преимущественным развитием, с одной стороны, отраслей наиболее прибыльных и перспективных на данный период, с другой стороны, отраслей, имеющих долгосрочные экономические преимущества в общей системе территориального разделения труда;
- реанимация или активизация собственных источников развития;
- формирование территориально-производственных комплексов, ориентированных на требования рынка и гибко реагирующих на конъюнктурные изменения;
- развитие межрегиональных инфраструктурных систем с достойным представительством территорий.
Ориентиры регионального аспекта экономической безопасности:
- укрепление экономической базы федеративных отношений;
- участие в формировании общероссийского рынка;
- поддержание на достойном уровне и развитие научно-технического потенциала, направленные на обеспечение экономической независимости РФ;
- создание нормальных условий жизнедеятельности не только в отдельных районах, но и на всей территории региона;
- предотвращение межнациональных конфликтов в регионе и недопущение проявления сепаратистских тенденций[7].
Система экономической безопасности региона включает в себя следующие блоки.
Первый блок – интересы региона в области экономики.
Второй блок – оценка внешних и внутренних угроз экономической безопасности региона.
Третий блок – формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость региональной экономики и приводящих ее к выпадению из единого рыночного пространства. Необходимо создание таких методов формирования экономической политики региона, которые обеспечивали бы органичное встраивание в этот процесс детальной проработки проблем экономической безопасности.
Четвертый блок – организационное обеспечение экономической безопасности региона.
2 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Организационный аспект проблемы
В результате проведения муниципальной реформы на территории Российской Федерации сформировалось значительное число сельских поселений, что обострило проблему нехватки в квалифицированном управленческом персонале.
Однако нужно сказать, что «специалист со стороны» знает намного хуже проблемы нежели сами местные жители поселения, они чувствуют все сложности более остро. Также важное значение имеет и тот фактор, что глава такого поселения является местным жителем, всем известен и не может совершать преступные деяния.
Можно сказать, что, принимая результативные решения, этот человек совершает благо как для всего поселения, так и для себя, что решает проблему нехватки менеджеров.