Файл: Национальная безопасность Российской Федерации: региональный аспект (Теоретические аспекты организации экономической безопасности субъектов российской федерации).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Сущность экономической безопасности
1.2 Экономическая безопасность субъекта Российской Федерации
2 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Организационный аспект проблемы
2.2 Финансовый аспект организации экономической безопасности субъектов Российской Федерации
3 ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ШЕЛЕМИШЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
3.1 Характеристика Шелемишевского поселения
3.2 Оценка экономического потенциала развития Шелемишевского муниципального поселения
3.3 Оценка финансового обеспечения Шелемишевского муниципального объединения
Таблица 3.3. – Оценка развития аграрного сектора Шелемишевского муниципального объединения в 2012 – 2016 годы
Единица измерения |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
|
Число компаний, занятых в АПК |
единиц |
5 |
2 |
1 |
1 |
1 |
в том числе: |
||||||
сельскохозяйственных предприятий |
единиц |
4 |
2 |
1 |
1 |
1 |
обособленных структурных предприятий |
единиц |
- |
||||
Личных подсобных хозяйств населения |
единиц |
1240 |
1195 |
1190 |
1174 |
1172 |
Товарооборот продукции сельского хозяйства, из них: |
тыс. руб. |
205532 |
191771 |
56597 |
63125 |
65593 |
зерно (в весе после доработки) |
тонн |
13429 |
22423 |
6731 |
1414 |
3975 |
сахарная свекла |
тонн |
6435 |
39209 |
|||
подсолнечник |
тонн |
|||||
Картофель |
тонн |
11154 |
1300 |
1137 |
1073 |
1170 |
овощи |
тонн |
453 |
353 |
111 |
111 |
135 |
скот и птица (на убой в живом весе) |
тонн |
150 |
257 |
115,2 |
90,2 |
91,8 |
Молоко |
тонн |
450 |
390 |
437,2 |
346,9 |
320,8 |
Яйца |
Тыс. штук |
840 |
738 |
785 |
652 |
Таблица 3.3 показывает, что за рассматриваемый период имеет место существенное ухудшение показателей, так как выручка сократилась на 139 939 тыс руб., или в относительном выражении на 68,1%.
В натуральном измерении также наблюдается существенный спад выпуска сельскохозяйственной продукции по всем ее видам, что отразилось на сумме продаж, так как основной профиль: зерно, сахарная свекла, картофель, то фермерским хозяйствам, агрокомпаниям необходимо предпринимать усилия, направленные на более эффективное использование потенциала, повышать культуру обработки угодий, разработать мероприятия по повышению урожайности.
3.3 Оценка финансового обеспечения Шелемишевского муниципального объединения
Дадим оценку уровня финансового обеспечения района за 2012 – 2016 годы, для чего рассмотрим особенности формирования доходной и расходной частей бюджета за анализируемый период.
Таблица 3.4. – Формирование доходной части бюджета Шелемишевского муниципального объединения в 2012 – 2016 годы (тыс руб)
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
Акцизы |
1 292,3 |
||||
Подоходный налог с физ.лиц |
1 284,4 |
1723 |
1 751,6 |
1 522 |
407,25 |
Налог на имущество |
3,7 |
49,8 |
109,1 |
78 |
198,1 |
Земельный налог |
558,6 |
915,7 |
676,8 |
738 |
614,6 |
Прочие налоги |
605,9 |
1561,9 |
964,7 |
252 |
|
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
|
Всего собственных доходов |
2452,6 |
4250,4 |
3502,2 |
5517 |
|
Дотация |
198 |
248 |
281,1 |
273,2 |
263,502 |
Субвенция |
519,8 |
141,4 |
3568,1 |
145,8 |
159,570 |
Взаимные расчеты |
2632 |
1167 |
998 |
4345 |
|
Всего доходов |
5797,4 |
5806,8 |
8349,4 |
10281 |
6696,04 |
Рисунок 3.3. – Динамика доходов в Шелемишевском муниципальном образовании в 2012 – 2016 годы
Приведенные данные показывают, что имеет место существенное улучшение финансового потенциала муниципалитета, так как постепенно растет возможность перехода на самофинансирование, администрация объединения делает шаги по сокращению зависимости от бюджетного финансирования, о чем могут свидетельствовать следующие тенденции:
- сумма денежных поступлений от собственных источников финансирования выросла на 3 820,37 тыс руб или на 155,77%;
- объем средств, поступивших из бюджетных источников, за анализируемый период, сократилась на 2 921,73 тыс руб или в процентном выражении на 87,35%.
Рассмотрим расходную часть бюджета муниципального объединения за 2012 – 2016 годы в таблице 3.5.
Таблица 3.5. – Оценка расходов бюджета Шелемишевского муниципального объединения в 2012 – 2016 годы
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
Расходы на местное самоуправление |
1612 |
1605,4 |
1828 |
2310,3 |
2454,978 |
ЖКХ |
1039 |
2225 |
4794 |
2928,3 |
1612,177 |
Образование |
|||||
Культура |
1226 |
1272,4 |
1824,4 |
1480,088 |
|
Транспорт, дорожное хозяйство, связь |
245,6 |
3248,2 |
|||
Прочие расходы |
2628,5 |
665,7 |
|||
Национальная оборона |
134 |
141.4 |
140,3 |
145,8 |
159,570 |
Всего расходов |
5413,5 |
5863,5 |
8280,3 |
10457 |
6766,294 |
Дефицит бюджета |
56,7 |
176 |
70,251 |
||
Профицит бюджет |
383.9 |
69,1 |
Рисунок 3.3. – Динамика расходов в Шелемишевском муниципальном образовании в 2012 – 2016 годы
Данные, приведенные в таблице 2.5 показывают, что ситуация, связанная с финансированием муниципалитета неоднозначна, поскольку имеет место дефицит бюджета, однако он сокращается, если в 2015 году дефицит составил 176 тыс руб., то на конец 2016 года сумма нехватки средств была на отметке только 70,25 тыс руб.
В то же время положительным моментом является увеличение финансовых потоков, генерируемых собственными силами Шелемишевского муниципального района.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переход новых тысячелетий был богат значительными социальными, экономическими, политическими феноменами, преобразующими человеческую цивилизацию.
Однако налицо обнаруживается одна общая закономерность: правила поведения рыночной модели все больше набирают вес и влияние в сообществе и уже становятся неотъемлемым компонентом функционирования участников бизнес – отношений.
Рассматривая сферу мировых отношений, можно сказать, что аспект экономической безопасности играет важную роль для формирования конкурентоспособности компаний отдельных государств, демонстрируют общее экономическое развитие определенной страны. Положительным моментом современной рыночной экономики является то, что соперничество, конкурентная борьба отражает справедливость относительно эффективного распределения ресурсов, умелого управления ими.
Именно данный фактор показывает, что качественный и профессиональный менеджмент неотъемлемо связан с уровнем государственной экономической безопасности.
С данной точки зрения можно сказать, что отечественная экономическая модель не может рассчитывать на устойчивость и рост без соблюдения базовых принципов обеспечения экономической безопасности.
Дальнейшее промедление невозможно, так как внедрение международных экономических санкций обнажило все возможные риски извне, мало того, многие «подводные камни», свойственные социально – экономическим опасностям с их национальным колоритом, обнаруживаются в самом механизме рыночной модели, необходимо разрабатывать конкретные меры по их устранению.
Итак, можно выделить следующие векторы решения проблем, связанных с национальной безопасностью отечественной экономики: нейтрализация уже проявленных опасностей, либо некая компенсация полученного ущерба.
Можно отметить, что последняя альтернатива является некой утопией. Первую же можно решить, удалив основную социально – экономическую проблему, затронувшую практически любую сферу бизнеса – постоянное снижение реальных доходов населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I. Нормативно-правовая литература:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.//Российская газета, N 237 от 25 декабря 1993 г.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 160 с.
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями).
II. Специальная литература:
4. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 544 с.
5. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Академия, 2014. – 688 с.
6. Бабун Р. Проблемы определения предметов ведения и полномочий местного самоуправления // Муницип. право. - 2015. - N 2(46). - С.5-12.
7. Бабун Р. Современные проблемы местного самоуправления // Муницип. власть. - 2014. - N 4. - С.48-63.
8. Белоусова Е.В. Выборы как основной способ формирования представительного органа местного самоуправления // "Черные дыры" в рос. законодательстве. - 2014. - N 6. - С.6-9.
9. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О. В. Врублевская и др.; Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. – М.: Юрайт - Издат, 2014. - 838 с.
10. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов / В. Д. Фетисов. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2014. – 367 с.
11. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник. - М.: Гардарики, 2015. - 317с.
12. Васильев В.И. Организационно-правовые проблемы местного самоуправления // Журн. рос. права. - 2014. - N 11. - С.29-40.
13. Винниченко О.Ю. Местное самоуправление в контексте самобытности российской государственности // Государство и право. - 2015. - N 11. - С.90-93.
14. Воронин А.Г. Финансы муниципального образования. - М.: АСТ, 2014.
15. Герасимов Е.В. Местное самоуправление как важный элемент развития экономической системы // Микроэкономика. - 2014. - N 1. - С.160-164.
16. Грипп Э.Х. Местное самоуправление в современной России: проблемы и перспективы развития / Грипп Э.Х., Яхина Ю.Х. // "Черные дыры" в рос. законодательстве. - 2014. - N 5. - С.15-18.
17. Гулидов П.В. Местное самоуправление как одна из форм государственного устройства России // Гражданское право. - 2014. - N 5. - С.22-24.
18. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 597 с.
19. Ефремов Г.Г. Формы и направления организационной деятельности представительных органов местного самоуправления. - Новосибирск: Наука, 2014. - 216с.
20. Законодательство о местном самоуправлении и экономические реалии // Общество и экономика. - 2014. - N 3-4. - С.91-120.
21. Игнатов В.В., Коробова А.Н. Местное самоуправление в современной России. - Ростов - на - Дону, 2014. – 460 с.
22. Киселева А.М. Развитие территориального общественного самоуправления в крупном городе // Социол. исслед. - 2014. - N 10. - С.73-80.
23. Клисторин В.И. Российский федерализм: региональная политика, направленная на поддержку муниципальных образований // Регион: экономика и социология. - 2015. - N 3. - С.41-54.
24. Князев С.Д. Местное самоуправление в Российской Федерации: конституционная природа и значение для муниципального права // Журн. рос. права. - 2014. - N 6. - С.11-20.
-
Законодательство о местном самоуправлении и экономические реалии // Общество и экономика. - 2014. - N 3-4. – С. 98 ↑
-
Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Академия, 2014. – С. 80 ↑
-
Бабун Р. Современные проблемы местного самоуправления // Муницип. власть. - 2014. - N 4. - С.56 ↑
-
Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов / В. Д. Фетисов. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2014. – С. 91 ↑
-
Васильев В.И. Организационно-правовые проблемы местного самоуправления // Журн. рос. права. - 2014. - N 11. - С.34 ↑
-
Винниченко О.Ю. Местное самоуправление в контексте самобытности российской государственности // Государство и право. - 2015. - N 11. - С.91 ↑
-
Воронин А.Г. Финансы муниципального образования. - М.: АСТ, 2014. – С. 76 ↑
-
Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О. В. Врублевская и др.; Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. – М.: Юрайт - Издат, 2014. – С. 537 ↑
-
Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник. - М.: Гардарики, 2015. – С. 75 ↑
-
Бабун Р. Современные проблемы местного самоуправления // Муницип. власть. - 2014. - N 4. - С.58 ↑
-
Винниченко О.Ю. Местное самоуправление в контексте самобытности российской государственности // Государство и право. - 2015. - N 11. - С.93 ↑