Файл: Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следующей немаловажной функцией государства является совместная борьба с преступностью, которая ведется несколькими странами, либо большими группами стран. Обычно эти отношения регулируются многосторонними договорами.

Всем известно, что в настоящее время большие обороты набирает международная преступность, которая причиняет больший ущерб, чем внутригосударственная преступность, так как она обладает большими объемами, большим количеством участников, высокой степенью тяжестью. Поэтому без совместных усилий мирового сообщества ни одно государство самостоятельно не может решить возникшую проблему. Была создана даже специальная организация, которая занимается борьбой с международной преступностью – Интерпол.

Немаловажной функцией всегда была и остается защита окружающей среды. Нам известно, что по мере развития человечества и продвижения вперед научно-технического прогресса увеличивается рост глобальных проблем[16].

В настоящее время очень остро стоит проблема, связанная с разрушением озонового слоя Земли и глобального потепления, что вызвало быстрое таяние ледников на Южном и Севером полюсах. Поэтому многие страны заключили договоры по поводу применения безотходных способов производства, уменьшения степени выбросов в атмосферу, сохранению видов животных, которые находятся на грани вымирания.

Важным остается тот факт, что природа в отличие от политических и межгосударственных отношений не имеет границ и деления на страны. Она представляет собой единый комплекс живых организмов и растений, которые позволяют человеку комфортно проживать на Земле.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что государство является открытым, взаимодействующим публичным образованием, которое направлено на активные отношения с другими странами, легко вступает в сотрудничество.

Так же как и во внешних функциях, первой в этой группе следует назвать охранительную функцию, но, которая уже осуществляется на внутреннем уровне.

Она, в частности, помогает обеспечивать правопорядок в стране, общественную безопасность и соблюдение законности, защитить права и законные интересы его граждан, защитить конституционный строй и государственность от посягательств на них.

Все эти меры, безусловно, помогает поддерживать мир в рядах общества, создавать условия для развития новых отношений, формирования правильного направления политической мысли, построения в стране близкого к идеалу гражданского общества.


При рассмотрении данной функции следует уяснить смысл понятия общественный порядок, под которым принято понимать группу общественных отношений, которые складываются в местах большого скопления людей, где необходимо в целях их безопасности и предотвращения нарушения их прав и свобод обеспечить общественное спокойствие, установить равновесие различных интересов и взглядов[17].

Различия в интересах и взглядах может возникнуть, в основном, из-за того, что общество в современных государствах принято подразделять на классы по различным основаниям. Чаще всего в основу такого деления ложится материальное неравенство. А как известно, именно денежные отношения порождают в наше время все больше и больше конфликтов .

За совершенными нарушениями, касающиеся общественного порядка и мерами для предотвращения подобных нарушения занимаются государственные организации, в нашем случае – это полиция.

При этом каждого нарушителя ждет определенное наказания, которое в соответствии с законом будет соразмерно тому деянию, которое было совершено им.

Экономическая функция государства со времени основания самого первого государства постоянно терпело различные изменения. Сначала экономические отношения полностью зависели и контролировались государством, экономика полностью зависела от воли правителей, работала она так же лишь на нужды государства[18].

Позже экономика стала постепенно отделяться от государственного контроля, появилась свобода экономических отношений, получила свое зарождение предпринимательская деятельность. Товары и услуги стали производиться частными лицами ради удовлетворения своих потребностей и потребностей других лиц, получая за это денежное вознаграждение.

Но, несмотря на современную свободу экономических отношений, государство все равно оказывает на них свое влияние путем принятия нормативно-правовых актов, то есть законодательного регулирования. Кроме того, государство оказывает активную поддержку малого бизнеса, предоставляет кредиты и займы.

Социальная функция государства заключается в создании им благоприятных условий для проживания людей, гарантируя им достойную жизнь.

В данную функцию включены меры по снижению уровня безработицы, повышению размера заработной платы, увеличения размера пособий и другие меры.

Особое внимание государство уделяет социальным мерам, предпринимаемым в отношении несовершеннолетних лиц, инвалидов и нетрудоспособных лиц . Кроме того, такие блага как здоровье и жизнь людей так же приобрело важное значение.


Хотя, на наш взгляд, культурная функция государства должна быть включена в социальную функцию, но многие ученые-правоведы выделяют её в отдельную самостоятельную группу.

Данная функция, в первую очередь, ассоциируется с получением каждого человека образования, которое соответствует тем требованиям и стандартам, являющимися общепринятыми во всем мире. Ведь без получения образования любой человек не может в полной мере реализовать свои способности в будущем.

Так же государство оказывает содействие творческой деятельности своих граждан по созданию объектов и предметов как художественного, архитектурного, так и литературного творчества. Тем более особое внимание уделяется сохранению того культурного наследия, которое было получено от предыдущих поколений нынешним[19].

В этой же функции государство оказывает на свое население определенное воспитательное воздействие. Оно достигается путем выработки у него патриотического духа, призыва к уважению своего отечества, любви к своей Родине.

Функция по охране природы реализуется государством и на внутригосударственном уровне, так как мы уже установили, что природа представляет собой единый комплекс и не может быть разделена на части.

Набор природных ресурсов каждого государства является уникальным. Наша страна, например, богата природными ресурсами разнообразных видов. Их защита позволит обеспечить их рациональное использование, что положительно отражается как на экономической, так и на социальной функции.

Но, несмотря на эти меры, действия человека продолжают причинять вред природе, что существенно отражается не только на состоянии окружающей среды на территории конкретного государства, но и на состоянии окружающей среды на глобальном уровне.

Рассмотрев внешние и внутренние функции государства следует отметить, что по своей сущности они являются достаточно схожими и имеют похожие признаки, просто осуществляются на разных уровнях.

Кроме того, реализация одной группы функций невозможно без реализации другой группы функций, так как между ними прослеживается яркая и прочная взаимосвязь[20].

Важно знать, что результативность осуществления функций государства, в первую очередь, зависит от каждого лица, проживающего на его территории.

Подводя итоги рассмотрения данного вопроса, можно сделать вывод о том, что основными признаками государства, на наш взгляд, можно считать существование государственной власти и суверенитета.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, по результатам исследования представленной темы можно сделать следующие выводы:

1. В настоящее время государство определяется как политическая организация общества, которое обеспечивает его целостность и единство организации, осуществляемая органами власти и управления, дающая своим гражданам пользоваться установленным законом набором прав и обязанностей, гарантом которых оно выступает.

2. Государство обеспечивает в обществе правопорядок и законность, устанавливает режим соблюдения принимаемых органами государственной власти нормативно-правовых актов.

3. Государство выполняет все важные функции по обеспечению общества необходимыми благами и обеспечивает безопасность.

4. Сущность же государства определяет его глубинный смысл, его содержание. Стержнем любого государства является власть, которая определяет направленность политики государства, его внутреннее устройство и функционирование. Но у многих ученых до сих пор возникают вопросы по поводу того, кто же в государстве является носителем этой самой власти.

5. Сторонники теории элит полагали, что люди, населяющие государство не могут быть носителями государственной власти, так как они не созданы для этого в силу своего статуса. Государственной властью могут обладать лишь элитные слои населения.

6. Представители другой теории, которая носят название технократическая, полагали, что обладателями государственной власти могут лишь специальные люди-управленцы, роль которых заключается в исполнении данных функций.

7. Вот согласно демократической теории, вся власть в государстве принадлежит народу и лишь он является её законным обладателем и первоисточником. Ведь только сам народ может в точности определить те необходимые изменения, которые необходимо произвести и какой способ для этого избрать.

8. Марксизм же как теория предполагала, что власть может быть сосредоточена лишь в руках того класса, который является экономически господствующем в данном государстве. В этой же теории так же предусматривается деление общества на определенные группы – классы.

Но классовое деление общества порождает в результате возникновение разногласий и конфликтов между различными классами. В некоторых странах данные конфликты разрешают путем насильственных методов, а в демократических странах путем достижения какого-либо соглашения между противоборствующими сторонами.


9. Социальное назначение государства выражается, в первую очередь, в том, что оно является механизмом регулирования процессов, происходящих в обществе.

10. К подходу социального назначения государства существуют различные теории. К таковым можно отнести:

1) консервативную;

2) либеральную;

3) социал-демократическую;

4) коммунистическую.

Различия между ними проводятся по той степени, которая определяет их уровень вмешательства в общественную жизнь. Уже из названий теорий ясно, что консервативная оказывает меньшее воздействие, а коммунистическая – максимальное.

11. Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организованно, т.е. организационно оформлено. Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

12. Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по природе своей непосредственно общественной, т.е. неотделённой от общества и неполитической. Единственным способом её реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения и контроля над её выполнением тогда не существовало.

13. Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества – мужчин и женщин. Собрание – столь же древнее установление, как и сам род. Оно разрешало все основные вопросы его жизнедеятельности.

14. На основе вышеперечисленных фактов можно заключить, что государство отличается от первобытной организации по следующим признакам: если первобытнообщинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплемённого объединения, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции. Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определённому государству.