Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Государство – это одно из древнейших институтов. Конечно же, в самом начале зарождения на Земле жизни государств не существовало. Не было их и в первобытном обществе. Государства возникли значительно позже.
Причины возникновения государства были различны:
- территориальная целостность;
- независимость от других;
- создание своего языка и обычаев;
- защита границ и жителей;
- самостоятельное ведение хозяйства и разведение скота;
- другие причины.
Первые признаки государства можно было наблюдать еще в первобытно-общинном строе. Они выражались в желании людей объединяться в группы по общим интересам, языку (пусть даже жестов и знаков), по территории, чтобы защищаться от других племен и общин, защищаться от нападения диких животных.
Государство в современном понимании – это достаточно сложный правовой институт, который включает в себя огромное множество категорий, отражающих его внутреннее устройство, особенности, положение среди других стран. Подходов к понятию государства и его происхождению существует много, их мы так же рассмотрим в данной курсовой работе.
Государство для нас, в современном понимании – это гражданско-правовой институт, который закрепляет для нас порядок нашей жизни, определяет наше будущее, создает условия для осуществления трудовой деятельности, создает национальные социальные программы, создает нормы закона, представляет наши интересы на международной арене и так далее.
То есть, государство может рассматриваться в нескольких значениях:
- государство как политическое образование;
- государство как территориальное образование;
- государство как гражданское образование;
- государство как социальное образование;
- государство как правовое образование;
- государство как субъект международного права.
Актуальность данной темы заключается в том, что понятие государства и государственности интересовало ученых разных отраслей науки постоянно. Дело в том, что этот институт находится во взаимосвязи почти со всеми категориями, которые изучают различные науки. Так особенно важными являются соотношения:
- государство и право;
- государство и человек;
- государство и гражданское общество;
- государство и международные отношения;
- государство и природа;
- другие.
Целью данной работы является установление наиболее интересных подходов к понятию государства и определение основных его признаков, позволяющих отделять его от иных категорий.
Предметом данного исследования являются общественные отношения, которые возникают между государством, его органами и должностными лицами с гражданами, другими органами, учреждениями и так далее.
Объектом исследования непосредственно выступает государство, его сущность и признаки.
Задачами данной курсовой работы является:
- установление основных подходов к понятию государства;
- дача определения понятию государства;
- установление признаков государства;
- описание признаков государства, которые позволяет отграничивать это понятие от первобытной общины;
- описание признаков государства, которые раскрывают его сущность и отделяют его от других государственных образований.
Научная новизна данного исследования представлена в том, что даже уже существующие подходы к пониманию понятия государства и определению его признаков не являются статичными, они видоизменяются, появляются новые взгляды и мнения ученых по этому поводу. Кроме того, при проведении исследования мы сможем сформировать свою точку зрения по поводу этой проблемы.
При написании работы мы будем использовать следующие методы:
- дедукция;
- индукция;
- анализ;
- сравнение;
- исторический метод;
- философский метод;
- другие.
Структура рассматриваемой курсовой работы представлена следующим образом:
- Глава 1. Многообразие подходов к определению понятия государства;
- Глава 2. Содержание признаков государства, отличающих его от первобытного общества;
- Глава 3. Содержание признаков государства, отличающих его от иных политических организаций общества.
Мы надеемся, что в данной работе мы сможем подробно раскрыть следующие проблемы:
- какие из многочисленных подходов к понятию государства наиболее полно отражают его сущность и поэтому могут смело быть использованы при изучении его внутренней составляющей;
- какие основные признаки государства позволяют говорить о нем, как о таковом, в чем заключается их сущность и значение, могут ли быть выделены какие-либо другие признаки;
- возможно ли существование каких-либо иных категорий, которые могут определять государство, отличать его от иных институтов и характеризовать его как самостоятельный субъект права;
- в каком ракурсе государство должно рассматриваться в первую очередь, в каком образе оно играет свою основную роль;
- какими функциями обладает государство, каким образом оно их реализует, какие способы для этого оно использует;
- кто непосредственно управляет государством, можно ли рассматривать его как целостный элемент управления, либо следует делить его на органы, осуществляющие государственную власть.
ГЛАВА I. МНОГООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВА
Вообще при рассмотрении вопроса об определении понятия государства необходимо сказать о том, что какого-либо одного подхода к этой проблеме нет. Это можно объяснить существованием большого количества подходов и теорий по данному поводу.
Даже в древнейшие времена люди стремились решить вопрос об определении государства и его значимости для людей.
В настоящее время государство определяется как политическая организация общества, которое обеспечивает его целостность и единство организации, осуществляемая органами власти и управления, дающая своим гражданам пользоваться установленным законом набором прав и обязанностей, гарантом которых оно выступает[1].
Кроме того, государство обеспечивает в обществе правопорядок и законность, устанавливает режим соблюдения принимаемых органами государственной власти нормативно-правовых актов.
Так же государство выполняет все важные функции по обеспечению общества необходимыми благами и обеспечивает безопасность.
Сущность же государства определяет его глубинный смысл, его содержание. Стержнем любого государства является власть, которая определяет направленность политики государства, его внутреннее устройство и функционирование. Но у многих ученых до сих пор возникают вопросы по поводу того, кто же в государстве является носителем этой самой власти .
Например, сторонники теории элит полагали, что люди, населяющие государство не могут быть носителями государственной власти, так как они не созданы для этого в силу своего статуса. Государственной властью могут обладать лишь элитные слои населения.
Представители другой теории, которая носят название технократическая, полагали, что обладателями государственной власти могут лишь специальные люди-управленцы, роль которых заключается в исполнении данных функций[2].
То есть, анализируя обе представленные теории можно сказать о том, что они обе полагают, что власть в государстве не может принадлежать народу.
Вот согласно демократической теории, вся власть в государстве принадлежит народу и лишь он является её законным обладателем и первоисточником. Ведь только сам народ может в точности определить те необходимые изменения, которые необходимо произвести и какой способ для этого избрать.
Марксизм же как теория предполагала, что власть может быть сосредоточена лишь в руках того класса, который является экономически господствующем в данном государстве. В этой же теории так же предусматривается деление общества на определенные группы – классы.
Но классовое деление общества порождает в результате возникновение разногласий и конфликтов между различными классами. В некоторых странах данные конфликты разрешают путем насильственных методов, а в демократических странах путем достижения какого-либо соглашения между противоборствующими сторонами .
Социальное назначение государства выражается, в первую очередь, в том, что оно является механизмом регулирования процессов, происходящих в обществе.
К подходу социального назначения государства существуют различные теории. К таковым можно отнести:
1) консервативную;
2) либеральную;
3) социал-демократическую;
4) коммунистическую[3].
Различия между ними проводятся по той степени, которая определяет их уровень вмешательства в общественную жизнь. Уже из названий теорий ясно, что консервативная оказывает меньшее воздействие, а коммунистическая – максимальное.
Кроме того, социальное назначение общества раскрывается так же в выполняемых государством задачах. Под задачами следует понимать те насущные проблемы, которые стоят перед обществом ежедневно.
Подводя итоги рассмотрения данного вопроса, можно сделать вывод о том, что под государством следует понимать публичное сложное образование, которое имеет статус правового института и включающее в себя различные как правовые, так и неправовые категории.
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ПРИЗНАКОВ ГОСУДАРСТВА, ОТЛИЧАЮЩИХ ЕГО ОТ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
Наша литература длительное время освещала догосударственное общество, опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. Она была написана на основе вышедшего в 1877 г. фундаментального исследования Л. Моргана “Древнее общество”, котором прослеживается жизнь североамериканских индейских племён. К концу ХХ в. Благодаря успехам археологов и этнографов представления о первобытном обществе существенно обогатились, был преодолен односторонний евроцентристский взгляд на древнюю историю, в орбиту научного осмысления была включена история всех регионов Земного шара.
Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организованно, т.е. организационно оформлено. Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества[4].
Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по природе своей непосредственно общественной, т.е. неотделённой от общества и неполитической. Единственным способом её реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения и контроля над её выполнением тогда не существовало.
Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества – мужчин и женщин. Собрание – столь же древнее установление, как и сам род. Оно разрешало все основные вопросы его жизнедеятельности.
Решения собрания были обязательными для всех, так же как и указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушения существующих правил поведения. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избежать наказания[5].
Несложные отношения регулировались обычаями – исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков.
Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчленённых “мононорм”, были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение труда и функций между мужчиной и женщиной, взрослым и ребёнком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.
Мононормы изначально были продиктованы “естественно-природной” основой присваивающего общества., в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строгого запрещало брак с кровными родственниками (инцент).