Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путём прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы – обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника)[6].
На основе вышеперечисленных фактов можно заключить, что государство отличается от первобытной организации по следующим признакам:
Если первобытнообщинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплемённого объединения, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции. Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определённому государству.
Государство – это особая организация публичной власти, которая не совпадает со всем населением, носит государственный характер. Её специфика в следующем:
если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в её формировании принимало участие всё взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определённой части, социальной группы, класса;
реализация государственной власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;
обеспечение решений государственной власти осуществляется с помощью специального карательного аппарата насилия[7];
Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющих государственную власть, необходимы налоги, сборы, различные обложения.
Подводя итоги рассмотрения данного вопроса, можно сделать вывод о том, что самым главным отличием государства от первобытной общины является то, что государство не создается по племенному признаку, по семейному, классовому признаку. Территорию государства могут населять различные народности, которые не являются родственными.
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ ПРИЗНАКОВ ГОСУДАРСТВА, ОТЛИЧАЮЩИХ ЕГО ОТ ИНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕСТВА
Под признаком в теории права принято понимать такое свойство объекта, которое присуще ему и определяет его характеристику, которая позволяет его идентифицировать и выделять среди иных похожих объектов.
Государство, как и любое другое правовое явление обладает своими признаками.
К таким признакам следует относить следующие:
1) определенная территория. Следует отметить, что данная территория имеет свои четко определенные границы, нарушение которых влечет определенную ответственность. На данной территории проживает население данного государства, существуют органы управления, которые распространяют свою юрисдикцию на эту территорию. Так же все нормативно-правовые акты, которые были приняты органами государственной власти распространяют свое действие лишь на эту территорию[8].
При рассмотрении указанного признака можно говорить как о территориальной целостности государства и государственной власти, так и о территориальном делении. Так в нашем государстве существует деление территории на субъекты, которые имеет свои органы государственной власти. То есть наглядно происходит разделение государственной власти на уровни. Но, несмотря на это, федеральная власть обладает большей юридической силой, что говорит о её иерархии.
Следует указать и на то, что население данной территории именуется гражданами, что создает определенную зависимость, где обе стороны имеют права и обязанности.
2) Наличие государственной власти. Данную власть обычно именуют публичной, так как она исходит от народа, который является её первоисточником[9].
Следует сказать о том, что власть имеет древние истоки. Так даже в эпоху, когда еще не существовало государства как такового, когда люди проживали сообществами имела место власть рода, которая имела своей целью обеспечения жизни данного рода. Такая власть не нуждалась ни в каких органах управления, правителях и иных правовых институтах.
Нужно сказать о главном свойстве власти, которое делает её таковой – это метод принуждения, который применяется государственной властью в отношении лиц, не желающих подчиняться её законам и правилам поведения. Этот метод напрямую осуществляется только специально созданными для этого структурами и органами.
Несмотря на этот метод, в целом государственная власть призвана существовать для реализации интересов общества, удовлетворения его интересам, защиты прав граждан государства. То есть в целом она имеет положительный эффект.
3) Суверенитет. Первоначально данный признак носил название независимость государства, но, в последствии, было установлено, что это понятие не отражает всего объема, вкладываемого в него. Поэтому позже правоведы стали использовать более общее понятие – суверенитет.
Сейчас суверенитет означает верховенство государственной власти, её независимость и самостоятельность[10].
Верховенство государственной власти можно охарактеризовать используя следующие признаки:
а) универсальность, то есть государственная власть применима и в отношении всего населения страны в целом, так и в отношении отдельных его групп;
б) государственная власть действует на всей территории государства, никакая другая власть не может ставиться ей в противоречие;
в) государственная власть обладает определенным набором методов воздействия, которые не присуще ни одному другому виду власти[11].
Такие свойства как самостоятельность и независимость выражается, прежде всего, в том, что государство вправе само осуществлять государственную власть, без какого-либо влияния извне.
Необходимо указать на то, что хотя суверенитет любого государства считается незыблемым, устойчивым свойством, но все же это до конца е так. Обычно суверенитет любой страны ограничен её территорией, поэтому, соответственно, перечисленные свойства ограничены независимостью других государств, их интересами.
4) Тесная связь между государством и правом. Всем хорошо ясно, что государство не может функционировать без установленных в нем правил поведения – норм права. Именно последнее призвано закреплять законность и высшую силу власти. Даже свои задачи и функции государство выполняет исключительно в рамках тех норм, которые являются законно оформленными в правовых актах. Именно такое взаимодействие между государством и правом обычно устанавливается в правовом государстве.
5) В эту группу признаков принято включать остальные незначительные признаки. Иногда ученые-правоведы относят к таковым налоги, государственный язык и другие характеристики[12].
Итак, подводя итог, сказанному следует сказать о том, что основные признаки государства отличают его от иных правовых институтов, обладающих схожими характеристиками. На наш взгляд, главными из представленных признаков являются территория, на которой оно фактически расположено, так как оно олицетворяет её связь с занимаемой им земной поверхностью и всем тем, что на ней располагается. Другим важным признаком можно назвать связь между государством и правом. Его важность обусловлена, прежде всего, тем, что именно право является тем связывающим фактором между властью и населением данного государства. Так как право устанавливает правила поведения, является материальным выражением воли народа и результатом законотворческой деятельности органов государственной власти.
Проблема рассмотрения функций государства является одной из первоочередных при изучении теории государства и права. Ведь через реализацию функций государства происходит выполнение основных задач, для которых оно, в принципе, было создано.
Определений функции существует огромное количество, так как данное понятие принято трактовать с различных направлений научной мысли. Наиболее распространенным подходом к определению понятия функции является тот, согласно которого под функцией государства понимается постоянное, определенное и обязательное направление его деятельности, которое способствует удовлетворению потребностей общества, сохранению суверенитета страны, целостности его территории, нормальному функционированию связи государства, права и граждан.
Самой распространенной и приемлемой классификацией функций государства является их деление на две большие группы:
1) внешние функции;
2) внутренние функции.
Внешние функции направлены на воздействие на объекты мирового сообщества, взаимодействие с другими государствами, другие международные отношения.
Внутренние функции направлены на реализацию деятельности, направленную на разрешение внутригосударственных проблем.
К внутренним функциям государства ученые-правоведы относят следующие:
- охранительная;
- экономическая;
- социальная;
- культурно-воспитательная;
- природоохранительная[13].
К внешним функциям государства следует относить:
- военная защита государства;
- международное взаимодействие в экономической, политической и социальной сферах;
- сотрудничество в международной борьбе с преступностью;
- охрана окружающей среды.
Необходимо так же заметить, что реализация указанных функций осуществляется специально созданными для этих целей организациями. Они наделены властными полномочиями в данной сфере, которые закреплены в законодательных актах. Представленные органы могут иметь свою иерархию.
Функция, как правило, всегда первична по отношению к государственным организациям, их реализующим.
Данные государственные органы могут подразделяться на органы, которые наделены властными полномочиями по выполнению функций государства, а другие органы носят вспомогательный характер, то есть оказывают помощь в реализации этих функций.
Так охранительную функцию государства выполняют вооруженные государственные организации. На них возложена обязанность по охране государственной границы от внешних посягательств, а также защита всех граждан и лиц, проживающих на территории страны. Кроме того, они обязаны разрешать конфликты, которые возникают внутри самого государства[14].
В реализации экономической функции государства принимают участие предприятия и учреждения, которые главной своей целью имеют извлечение прибыли, предоставление населению товаров и услуг, расширение экономических связей, развитие рыночных отношений, создание условий для здоровой конкуренции.
В социальной сфере действуют такие организации, которые выполняя свою деятельность, удовлетворяют социальным потребностям и интересам общества.
Но, конечно, не следует забывать и о том, что некоторые функции государства на местах могут реализовываться не только государственными организациями, но и частными, общественными организациями. В нашем государстве такая инициатива граждан приветствуется со стороны государства.
Оборонительная функция государства, безусловно, является одним из приоритетных направлений внешней политики любого государства. Она направлена на поддержание международного мира, защиту прав граждан, суверенитета страны и её государственной и территориальной целостности.
Как уже отмечалось ранее в осуществлении данной функции особое место занимают вооруженные силы.
Данная функция может быть реализована как на внешнем уровне, так и на внутреннем. Ведь иногда безопасность государства зависит от состояния обстановки внутри государства, и от обеспечения правопорядка. К таким вооруженным государственным организациям следует относить:
1) службы внешней разведки;
2) служба безопасности;
3) полиция[15].
Кроме обеспечения безопасности государства, на внешнем уровне государство осуществляет политическое взаимодействие и международное сотрудничество. Так, например, государства обязаны защищать права граждан, которые находятся за пределами своей страны, оказывать им поддержку и покровительство.
Государство при осуществлении экономических функций среди мирового сообщества вовлекается в общемировую систему хозяйства. То, какое место государство занимает в международной экономике зависит от того, каким уровнем экономического развития оно обладает, какими природными ресурсами оно располагает. Следует учитывать, что ни одно государство не способно существовать без связей с другими государствами в сфере экономики.
Государство в социальной сфере реализует межгосударственные культурные связи, пополняет коллекцию мировой культуры произведениями и объектами, которые создаются на её территории. В эту сферу включается и международный туризм.