Файл: Формирование и использование прибыли организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прибыль от продаж рассчитывают согласно формуле

ПП = ВП – КР – УР (1.2)

где ПП – прибыль от продаж;

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы.

Прибыль до налогообложения определяется по формуле:

ПДН = ПП + ОД – ОР + ВРД – ВРР (1.3)

где ПДН – прибыль до налогообложения;

ОД, ОР – операционные доходы и расходы;

ВРД, ВРР – внереализационные доходы и расходы.

Чистую прибыль рассчитываем по формуле:

ЧП = ПП – ПДН (1.4)

где ЧП – чистая прибыль.

В роли экономической категории прибыль характеризуется с помощью итогового финансового результата предпринимательской деятельности предприятий. Она выступает как показатель, который максимально полно показывает уровень эффективности производства, объемов и качества произведенной продукции, состояния производительности труда, себестоимости.

Прибыль в денежном выражении рассматривается как превышение выручки от реализации товаров и услуг над объемами затрат на сбыт и производство, иначе это доля чистого дохода, который был создан в процессе производства и реализован в сфере обращения, непосредственно полученная предприятием, а после реализации продукции этот доход приобретает вид прибыли.

1.2 Методика анализа формирования и использования прибыли предприятия

Уровень прибыльности предприятия оценивают с помощью методов комплексного анализа прибыли с учетом технико-экономических факторов. Такие методы могут применять налоговая инспекция, кредитные и финансовые учреждения, органы контроля, арбитража и прочие, все звенья, взаимодействующие с данным субъектом хозяйствования. В комплексном анализе прибыли анализируют изменения объемов и структуры реализации, изменения уровней цен на проданную продукцию, на приобретенные сырье, материалы, топливо, энергию и другие затраты. Сопоставляют уровни материальных затрат и затрат на оплату труда. [21,с.402]

Для успешного выполнения процесса финансового анализа важным является выбор метода, которым он проводится.

Под методом в широком понимании слова понимают способы и средства познания действительности, совокупность органически связанных принципов и приемов исследования разнообразных явлений. Метод оценки финансового состояния - это научно обоснованная система теоретико-познавательных категорий, принципов, способов и специальных приемов исследования, которые позволяют принимать обоснованные управленческие решения и базируются на диалектическом методе познания.


Рассмотрим схематично методы анализа финансового состояния (рисунок 1.2).

Методы финансового анализа

Вертикальный

Факторный

Трендовый

Метод финансовых коэффициентов

Горизонтальный

Рисунок 1.2 – Методы анализа финансового состояния и финансовых результатов

Горизонтальный анализ (или его еще считают динамическим анализом) представляет собой взаимоотношения и сравнения значений бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов. Определяет абсолютные и относительные отклонения величин отдельных видов финансовых результатов за отчетный период, а также в динамике за ряд лет и позволяет даты качественную характеристику выявленных изменений.

Вертикальный анализ реализуется для определения удельного веса отдельных статей доходов и расходов в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода. Предусматривает также оценку изменений, которые происходят в структуре.

Трендовый анализ базируется на расчете относительный отклонений показателей отчетности за ряд периодов от уровня базисного периода, направлен на определение тренда по информации нескольких периодов.

Факторный анализ представляет собой процесс изучения различных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных приемов исследования).

Метод финансовых коэффициентов происходит на основе расчета отношений данных бухгалтерской отчетности, определение взаимосвязей показателей [11, c.102].

Для анализа финансового состояния организации чаще всего используют метод финансовых коэффициентов, согласно которому предварительно устанавливают группы основных показателей, а именно - показателей ликвидности, устойчивости, задолженности, оборачиваемости, прибыльности, а далее сравнивают их значение с нормативными, а также со значениями за предыдущие периоды.

Рассмотрим основные показатели при помощи, которых можно рассчитать коэффициенты рентабельности предприятия.

Рентабельность предприятия представляет собой относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность рассчитывается как отношение прибыли активам, ресурсам или потокам, ее формирующим.

Рассмотрим показатели рентабельности «в таблице 1.1».

Таблица 1.1 – Показатели рентабельности

Показатели

Формула для расчета

Примечание

Общая рентабельность, %

Р общ. = к. 2400 / к.2110 х100

Рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции

Рентабельность (убыточность) продаж, %

Р п.= к.2200 / к.2110 х

100

Показывает, сколько прибыли от продаж приходится на 1 рубль реализованной продукции. Рассчитывается как отношение прибыли от продаж к выручке от реализации продукции.

Рентабельность основной деятельности, %

Р о.д.= к. 2200 /

(к.2120+2210+2220) х 100

Характеризует сумму прибыли от продаж, приходящейся на каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции

Рентабельность оборотных активов, %

Р о.к. = к.2400 / к.1200 х

100

Отражает эффективность и Прибыльность использования оборотных активов. Определяет величину прибыли, приходящейся на рубль, вложенный в оборотные активы

Рентабельность внеоборотных активов, %

Р в.к.= к.2400 / к.1100 х

100

Отражает эффективность использования Внеоборотных активов. Определяет величину прибыли, приходящейся на рубль, вложенный во внеоборотные активы.

Рентабельность перманентного капитала, %

Р п.к.=

= к.2400 / (к.1300 +

к.1530 + к. 1400) х100

Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств

Рентабельность собственного капитала, %

Р с.к.= к.2400 / (к.1300 +

к.1530) х 100

Характеризует эффективность Использования собственного капитала. Определяет величину прибыли

Рентабельность совокупных активов, %

Р с.а.= к.2400 / к.1600

х100

Характеризует эффективность и прибыльность использования всех активов предприятия. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой сумме всего капитала (всех активов)


В процессе анализа целесообразно исследовать динамику вышеприведенных показателей рентабельности, сравнив их с аналогичными коэффициентами рентабельности деятельности конкурентов [19, c. 64].

В роли экономической категории прибыль характеризуется с помощью итогового финансового результата предпринимательской деятельности предприятий. Она выступает как показатель, который максимально полно показывает уровень эффективности производства, объемов и качества произведенной продукции, состояния производительности труда, себестоимости.

Прибыль в денежном выражении рассматривается как превышение выручки от реализации товаров и услуг над объемами затрат на сбыт и производство, иначе это доля чистого дохода, который был создан в процессе производства и реализован в сфере обращения, непосредственно полученная предприятием, а после реализации продукции этот доход приобретает вид прибыли.

Исчисление финансового результата как разности между доходами и связанными с их получением расходами базируется на том утверждении, что для получения дохода необходимо произвести некоторые расходы. Таким образом, доходы являются целью предпринимательской деятельности, а расходы – средством исполнения этой цели. Вместе доходы и связанные с их получением расходы составляют единую цепочку «цель – средство».

Соотнесение доходов и расходов по видам деятельности (текущая, прочая, инвестиционная и т.п.) в организациях может отличаться в зависимости от заявленного основного вида деятельности. В качестве примера можно привести деятельности по сдаче внаем собственного недвижимого имущества. Для организаций, у которых данный вид деятельности заявлен как основной, поступающая арендная плата будет учитываться как выручка по текущей деятельности. Для организации осуществляющих иные виды деятельности, но кроме того сдающих в аренду свое имущество, поступление арендных платежей можно отнести к прочим доходам.

Основная цель анализа прибыли состоит в получении определенного числа ключевых параметров, которые способны дать объективную и точную картину полученного финансового результата деятельности предприятия, отразить динамику прибыли и убытков, изменения в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Важно, что одних субъектов анализа может интересовать текущее финансовое состояние предприятия, а других его проекция на перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансовых результатов предприятия.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ НА ООО «ВИНТАЖ»

2.1 Характеристика деятельности предприятия ООО «Винтаж»

ООО «Винтаж» утверждено в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998г. Тип собственности - частная собственность. Полное наименование предприятия: Общество с ограниченной ответственностью «Винтаж».

Целью создания общества является осуществление хозяйственной и иной деятельности, направленной на удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах и извлечение прибыли.

Предприятие ООО «Винтаж» осуществляет следующие виды деятельности (в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при регистрации):

Основной вид деятельности

56.10 Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания

Дополнительные виды деятельности

56.10.1 Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания

56.10.3 Деятельность ресторанов и баров по обеспечению питанием в железнодорожных вагонах-ресторанах и на судах

56.30 Подача напитков

ООО «Винтаж» - предприятие общественного питания. Собственную продукцию производит кондитерский цех и кухня. Кулинарная продукция выпускается как из собственных, так и из покупных товаров. Количество посадочных мест в обеденном зале кафе составляет 110 мест.

2.2 Анализ прибыли предприятия ООО «Винтаж»

Для составления экономической характеристики организации, проанализируем финансовые результаты компании, составленные на основе Отчета о финансовых результатах, который является приложением 2 данной работы (таблица 2.1).

Таблица 2.1 – Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Винтаж» в 2017-2019гг.

Показатели, тыс. руб.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Отклонение 2019 г. от 2017 г.

Абсолют, тыс. руб.

Темп прироста, %

1. Выручка, тыс. руб., в том числе

129020

142100

163000

33980

26,34

- по продукции собственного производства

98 700

126 000

140000

41300

41,84

- по покупным товарам

30320

16100

21300

-9020

-29,75

2. Валовой доход, тыс. руб.

31 990

35 680

48000

16010

50,05

3. Уровень валового дохода, %

24,8

25,1

29,44

4,64

18,71

4.Расходы на продажу, тыс. руб.

25640

27 960

33000

7359,6

28,70

5. Уровень расходов на продажу, %

19,8

19,5

20,24

0,44

2,22

6. Прибыль от реализации, тыс. руб.

6340,6

7720

15000

8659,4

236,57

7. Рентабельность. %

5

5,4

9,2

4,2

84,00

8. Численность обслуживающего персонала, чел.

15

15

15

0

0,00

9. Товарооборот на 1 работника, тыс. руб./чел.

8600,13

4470,3

10860,66

2260,53

26,28


Из данных таблицы 2.1 видно, что в отчетном периоде в целом по предприятию выручка увеличилась на 33980 тыс. руб. или на 26,34 %. При этом рост по товарам собственного производства составил 41300 тыс. руб. или 41,84 %, по покупным товарам товарооборот сократился.

К покупным товарам относится в основном безалкогольная продукция и отдельные виды кондитерских изделий. В 2020 году было налажено собственное кондитерское производство, что решило проблему снабжения ООО «Винтаж».

Представленные данные показывают, что при положительной динамике издержек обращения (темпы роста 128,68 % в 2019 году к 2017 году), их уровень остается достаточно стабильным – примерно 19-20 % к товарообороту.

За анализируемый период издержки обращения увеличились по сумме на 7350,6 тыс. руб., а по уровню выросли на 0,44 % к товарообороту. Абсолютная и относительная величина валового дохода в целом имеет положительный темп. Анализ прибыли свидетельствует об увеличении прибыли и рентабельности деятельности кафе в 2019 году, а значит, деятельность ООО «Винтаж» в 2019 году была более эффективной.

Проведем подробный анализ прибыли на примере ООО «Винтаж». Для анализа воспользуемся Бухгалтерским балансом и Отчетом о финансовых результатах за 2017-2019 гг. (данные формы представлены в Приложениях 1,2).

При анализе прибыли важную роль играет анализ влияния факторов (факторный анализ), представляющий собой методику комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.

Общеизвестно, что изменение прибыли от реализации продукции обусловлено изменением следующих факторов: - объема реализации; - структуры реализации; - отпускных цен на реализованную продукцию;- цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;- уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Расчет влияния перечисленных факторов на прибыль ООО «Винтаж» представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции ООО «Винтаж».

Показатель

2017 год

2018 год

2019 год

Выручка 2018г. В сопоставимых ценах к 2019г.

(±)

2019г. к 2018г.

Выручка 2017г. в сопоставимых ценах к 2018г.

(±)

2017 к 2018

Выручка от реализации продукции (товаров),

тыс. руб.

В0

129020

В0

142100

В1

163000

160288

20900

140616

13080

Полная себестоимость от реализации продукции (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220 Ф2),

тыс. руб.

S0

122679

S0

134380

S1

148000

147018

13620

134324

11701

Прибыль от реализации продукции (стр. 2200 Ф2),

тыс. руб.

П0

6341

П0

7720

П1

15000

13270

7280

6980

1274