Файл: История развития средств вычислительной техники (История информатики: исследования и публикации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Книга В.Я. Тучкова «Первопроходец цифрового материка» посвящена уникальной творческой судьбе пионера отечественной информатики Анатолия Ивановича Китова. Благодаря его научно–практическому вкладу в информационные технологии в Советском Союзе была «легализована» кибернетика, создан самый быстродействующий в мире ламповый компьютер, по его книгам учились первые поколения отечественных и зарубежных программистов и конструкторов ЭВМ. Он был инициатором и разработчиком грандиозного проекта, благодаря которому интернет должен был появиться в СССР раньше, чем в США. О его уникальных достижениях широкой публике практически ничего не известно. Это объясняется тем, что его работы были защищены грифом «совершенно секретно» [51].

К сожалению, все перечисленные выше издания выпущены небольшими тиражами и практически недоступны большинству студентов.

Отсутствие информационной поддержки изучения курса «История информатики» вызывает существенную сложность. В этих условиях на передний план выходят такие источники информации как виртуальные компьютерные музеи, личные воспоминания, материалы конференций, сетевые публикации.

1.2. Виртуальные музеи по истории вычислительной техники

Надо отметить, что, в последние годы появилось огромное количество Интернет-ресурсов по истории вычислительной техники, в том числе виртуальные музеи информатики и ВТ.

Виртуальные музеи по истории вычислительной техники показаны в Приложение 1.

Компьютерные компании, учебные заведения и просто любители создают подобные сайты-музеи. Особо надо отметить виртуальный компьютерный музей http://www.computer-museum.ru Эдуарда Пройдакова [30]. В музее представлен богатейший материал начиная от вычислений в докомпьютерную эпоху и до самых современных компьютеров. Представлены истории развития вычислительной техники за рубежом и в СССР, история развития программного обеспечения, история компьютерных игр и др. В разделе музея «Библиотека» представлены в электронном виде более четырех десятков книг по информатике и истории информатики http://www.computermuseum.ru/biblioteka/index.php.

Интересный виртуальный музей развития вычислительной техники создан в физико-математической школе № 444 г. Москвы http://informat444.narod.ru/museum/.

Музей содержит несколько различных экспозиций: поколения компьютеров, история развития вычислительной техники в России, история в лицах и др. Виртуальные экспозиции включают множество фотографий, подчас очень редких. Здесь же имеется перечень виртуальных музеев мира по компьютерной тематике.


Виртуальный музей "История развития информационных технологий в Украине" http://www.icfcst.kiev.ua/museum/, посвящен истории становления и развития советского компьютеростроения.

Экспозиция музея рассказывает о выдающихся людях и коллективах, усилия которых в трудное послевоенное время вывели нашу страну в число мировых лидеров компьютеростроения, и о первых ЭВМ, ими созданных. Здесь имеется множество фотографий и документов.

Сайт «Компьютерная история в лицах» http://infhistory.com содержит информацию о людях, ставших основателями компьютерного мира. Здесь содержится информация о людях, ставших основателями компьютерного мира от Блеза Паскаля, изобретателя арифметической машины, французского инженера Жаккара, изобретшего перфокарты для управления автоматическим ткацким станком и до Дэнниса Ритчи, автора языка «С», Линуса Торвальдса, создателя Linux, и об известных компаниях, таких как Intel, Microsoft многих других.

История единственного в мире троичного компьютера «Сетунь», созданного в 1959 году в стенах вычислительного центра Московского государственного университета Н.П. Брусенцовым отражена на сайте http://lib.ru/MEMUARY/MALINOWSKIJ/8.htm.

Крупнейшее в России собрание музейных экспонатов, посвященное развитию вычислительной техники, находится в Москве в Политехническом музее. Здесь представлены работы российских изобретателей - "счислитель" Куммера, арифмометры В.Т.Однера, комплекс вычислительных машин Холлерита, использовавшийся для подсчета результатов Всероссийской переписи населения в 1897 году, работы советских ученых - создателей первых ЭВМ. Надо отметить, что многие экспонаты действующие, например, табулятор Холлерита. Первая малая серийная ЭВМ «Урал-1» сыгравшая важную роль в становлении и развитии вычислительной техники в стране - в настоящее время музейная редкость. Она сохранилась в единственном экземпляре и представлена в собрании Политехнического музея, причем надо отметить – в рабочем состоянии. Сайт Политехнического музея предоставляет информацию о расписании работы музея, постоянных и тематических экспозициях и другие справочные материалы. http://museum.comp-school.ru/project.php?do=museums.

В разделе "Вычислительная техника" можно проследить путь развития вычислительной техники от простейших приспособлений древности (бирки, квипу, абак) до современных ЭВМ.

Виртуальный музей истории отечественных компьютеров (автор проекта Сергей Тархов) - http://informatic.ugatu.ac.ru/kafedra/index.php. В музее собраны сведения о вычислительной технике, выпущенной в СССР и в странах - членах СЭВ. Представлены описания вычислительных машин, их технические характеристики, рисунки и фотографии. Приведены сведения о выдающихся конструкторах - создателях отечественных ЭВМ.


Сайт "Под знаком Леонардо да Винчи" представляет собой подборку фотографий ученых и предпринимателей, внёсших выдающийся вклад в развитие компьютерных наук - http://www.adeptis.ru/vinci/index.html

Электронный архив академика А. П. Ершова. - http://ershov.iis.nsk.su , в котором хранятся документы, отражающие весь его жизненный путь, а вместе с ним — историю развития информатики в России. Здесь хранятся конспекты лекций выдающихся ученых, преподававших в МГУ во время его учебы, черновики курсовых и дипломной работы, материалы к первым научным публикациям. А.П.Ершов некоторое время работал в Институте точной механики и вычислительной техники, где создавались первые отечественные ЭВМ, затем — в Вычислительном центре АН СССР. В архиве хранятся и документы того времени. Собраны документы, касающиеся создания Отдела программирования в Институте математики СО АН СССР. Уникальны документы, связанные с проектом Альфа. Этот оптимизирующий транслятор с языка Альфа (отечественного варианта Алгола 60) для вычислительной машины М-20 стал первой крупной разработкой Отдела программирования. А.П. Ершов был создателем первого учебника по информатике для средних школ и методического пособия для учителей. Все огромная работа по их созданию отражена в документах архива. Кроме того, здесь же можно найти материалы летних школ юных программистов, которые проводились в Академгородке начиная с 1977 года и задачи для олимпиад по программированию.

Сайт о машине – БЭСМ-6 http://www.mailcom.com/besm6/index_ru.shtml.

Здесь размещена подробная информация о знаменитой советской ЭВМ БЭСМ-6.

Большим событием последних лет стала первая Международная конференция «Развитие вычислительной техники в России и странах бывшего СССР: история и перспективы (SORUCOM)», проведенная в 2006 г. в Петрозаводске https://elibrary.ru/item.asp?id=23596026 .

В 2011, 2014 гг. прошли вторая и третья конференции. Организаторами конференций были: Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Институт систем информатики им. А.П. Ершова СО РАН, Институт системного программирования РАН, Виртуальный компьютерный музей, Политехнический музей (Москва), Computer History Museum (Mountain View, California) [51].

В конференции принимали участие разработчики первых советских вычислительных машин и программного обеспечения для них. На конференциях обсуждались вопросы истории развития вычислительной техники в России и странах бывшего СССР, влияния роли выдающихся ученых - руководителей различных школ и направлений развития вычислительной техники, архитектуры, структуры и конструкции отечественных вычислительных машин разных поколений и их программного обеспечения, а также аспекты создания и использования современных IT-технологий.


2. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

2.1. Классификация дидактических средств обучения

В педагогическом терминологическом словаре дается следующее определение: «Дидактический материал — вид учебных наглядных пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени». [35]

Само название «дидактический материал» говорит о его назначении выполнять служебные функции в соответствии с той или иной дидактической задачей, т.е. содержит указание на рабочий характер и наряду с формированием знаний служит целям выработки умений и навыков.

Отождествление дидактических материалов только с раздаточными средствами обучения значительно обедняет их функции, поскольку дидактический материал, какую бы конкретную обучающую цель ни преследовало его использование на уроке, должен стимулировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся. А этот эффект достигается не только в процессе индивидуальной формы работы.

Дидактические средства обучения имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции педагога. Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы обучающихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом объекте. Интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе.

Дидактические средства обучения (носители учебной информации) - это источник получения знаний, формирования умений. Дидактическими средствами служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств обучающихся и облегчающими им непосредственное и косвенное познание мира. К ним можно отнести инфографику, презентации, видеоуроки, фильмы, обучающие игры, карточки, рисунки, таблицы, графики, аудиозаписи, видеозаписи, программные средства для контроля знаний и другие материалы, которые дополняют общую программу обучение.

Понимаемые таким образом дидактические средства выполняют в процессе обучения следующие функции [37]:


  1. познавательная функция - дидактические средства служат непосредственному познанию обучающимися определенных фрагментов действительности;
  2. формирующая функция - дидактические средства являются способом развития познавательных способностей, а также чувств и воли обучающихся;
  3. дидактическая функция - дидактические средства представляют собой важный источник знаний и умений, приобретаемых обучающимися, облегчают закрепление проработанного материала, проверку гипотез, проверку степени овладения знаниями и т.п.

Дидактическая функция в свою очередь может включать в себя ряд подфункций:

  • наглядности, обеспечивающей осознанность и осмысленность воспринимаемой обучающимися учебной информации, формирование

представлений и понятий;

  • информативности, поскольку средства обучения являются непосредственными источниками знания, то есть носителями определенной информации;
  • компенсаторности, облегчающей процесс обучения, способствующей достижению цели с наименьшими затратами сил и времени обучаемого;
  • адаптивности, ориентированной на поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию демонстрации, самостоятельных работ, адекватность содержания понятия возрастным особенностям обучающихся, плавную преемственность знаний;
  • интегративности, позволяющей рассматривать объект или явление как часть и как целое;

4. мотивационная функция - дидактические средства обеспечивают формирование устойчивой мотивации учебной деятельности.

Перечисленные функции дидактических средств пересекаются между собой и дополняют друг друга. Так, например, в процессе ознакомления обучающихся с новым материалом познавательная функция выступает наряду с дидактической и формирующей функциями. Аналогичным образом формирующая функция связывается как с познавательной, так и с дидактической функцией, так как, чтобы развивать у обучающихся, например, прочность запоминания или умение самостоятельно мыслить (формирующая функция), мы должны сначала создать для этого соответствующие условия, т. е. определить предмет, с которым будут связаны действия по запоминанию, действия по решению проблем и т. п. (дидактическая функция). Следовательно, представленное выше деление функций дидактических средств является не разделительным, т. е. таким, компоненты которого исключали бы друг друга, а скорее ориентирующим, определяющим основные тенденции и доминирующие моменты. В реальном педагогическом процессе все указанные функции средств обучения представлены комплексно, решая, таким образом, существенные методические проблемы обучения. В отдельном же средстве обучения может доминировать та или иная функция, определяя его роль и место в учебном процессе.