Файл: Курсовая работа на тему " Право социального обеспечения как отрасль Российского права ".rtf
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 200
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие условий и норм социального обеспечения
1.1 Дифференциация условий социального обеспечения
1.2 Нормы социального обеспечения – источник социального обеспечения
1.3 Характеристика основных источников права социального обеспечения
Глава 2. Социальный институт социального нормирования
2.1 Комплекс норм и ценностей, регулирующих социальное поведение
конкретной группы общественных отношений, а правовая норма затрагивает лишь отдельные стороны определенного общественного отношения. Норма права является первичным компонентом системы, который обладает способностью быть регулятором поведения участников общественных отношений. Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли. С учетом этого нормы отрасли образуют общую и особенную части. К общей части отрасли права социального обеспечения относятся нормы, выражающие принципы и задачи правового регулирования, основные права человека в области социального обеспечения, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию социального обеспечения. Особенную часть составляют нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права. В качестве примера можно назвать следующие институты: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр. Внутри институтов нормы права также располагаются по определенной системе с учетом структуры правоотношений, единства и дифференциации норм, выделяемых по различным основаниям. В частности, внутри института пенсий по старости можно выделить трудовые и социальные пенсии. В свою очередь, среди норм, регулирующих условия предоставления трудовых пенсий по старости, есть общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений, и специальные нормы, закрепляющие льготные основания обеспечения трудовыми пенсиями по старости с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда, а также за выслугу лет.
Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений. Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер и являются дозволениями, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей человека в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и в других случаях. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами. Что касается запретов, то для советского периода истории права социального обеспечения они были не свойственны. Прямые запреты практически отсутствовали, хотя они логически следовали из содержания норм. Отличительной особенностью современного этапа развития права социального обеспечения является возникновение запрещающих норм (например, в Федеральном законе от 02.08.95 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и др.). Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства. Система законодательства с разной степенью обобщения оформляет и закрепляет систему отрасли. Систему законодательства можно определить как совокупность нормативных актов о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, отражающей структуру отрасли права. Наиболее последовательное выражение структура отрасли получает в едином, консолидированном нормативном акте типа Основ законодательства или Кодекса. К сожалению, такого нормативного акта в области социального обеспечения до сих пор нет. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 являются кодифицированным законом, но они содержат нормы, относящиеся к различным отраслям права и касающиеся широкого круга вопросов, а не только условий оказания медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования. Такое положение существенно усложняет систему законодательства о социальном обеспечении, порождает расхождения в регулировании одних и тех же отношений, приводит к дублированию норм. Предпринимаемые попытки разработать кодифицированный нормативный акт пока не привели к положительному результату, что объясняется рядом объективных причин:
противоречиями переходного периода; сложной экономической ситуацией в стране; отсутствием единой концепции социального обеспечения в новых социально-экономических условиях; большим разнообразием отношений по социальному обеспечению; постоянным реформированием органов управления социальным обеспечением. Вместе с тем, разработка и принятие Основ законодательства или кодекса позволила бы существенно обновить и развить все без исключения институты и нормы права социального обеспечения.
Подводя итог курсовой работы, кратко дам общее и главное понимание исследуемой темы: "право социального обеспечения как отрасль российского права". Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль в общей системе российского права сформировалась относительно недавно – в 70-е – 80-е годы прошлого столетия. В настоящее время юридической основой права социального обеспечения является Конституция РФ (ст. 7), провозгласившая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с давних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации общественного призрения, общества взаимопомощи и др. социальные институты. В современных условиях данная отрасль права приобрела особое значение. Ее нормы служат своего рода индикатором социальной политики государства, т.к. они должны адекватно реагировать на все социальные риски, а это в свою очередь обуславливает их чрезвычайную динамику. Нормы права социального обеспечения адресованы всему населению. Они сопровождают каждого человека с момента рождения и до конца жизни, поскольку в основу возникновения правовых отношений в сфере социального обеспечения положены такие события, как рождение человека, его болезнь, инвалидность, старость, смерть, а также безработица и потребность в социальной поддержке в силу каких-либо обстоятельств, не зависящих от самого человека. Законодательство о социальной защите необходимо знать каждому человеку, а юристу тем более. Это позволяет своевременно и в полной мере воспользоваться социальной защитой, адресованной человеку, и в случае необходимости защитить свои права и оказать правовую помощь, нуждающимся в ней.
1. Айман Т.О. Трудовое право: Уч. пос. – М.:Риор,3-е изд.2007.-176с. – (Право в вопр. и отв.)
2. Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004.- 202 с.
3. Парамонова С.В. Социальная защита и пенсионное обеспечение в условиях перехода к социальной рыночной экономике: сущность, функции и способы организации / Проблемы переходной экономики. Сб. науч. статей.- Краснояр. гос. ун-т. Красноярск,-2006.- С.204-208.
4. Четыркин Е., Кабалкин С. Мировой опыт реформирования пенсионных систем: уроки для России// Вопросы экономики. –2005- С.121
5. Дегтярь В.С. Российская пенсионная реформа в контексте мирового опыта// Проблемы прогнозирования. –2005..- С.175.
6. Дементьев В. Доверие – фактор функционирования и развития современной рыночной экономики // Российский экономический журнал.-2004.-№8.- С. 46-65.
7. Роик. В.Д. Пенсионная реформа: стартовые коллизии и необходимость концептуальной корректировки // Российский экономический журнал.- 2005.-С.38
8. Российский статистический ежегодник. Стат. сб.-М.: Госкомстат России, 1999.- 621 с.
9. Макроэкономические показатели России. // Экономист.-2005-№10.-С.84-88.
10. Сишон М. В центре шторма: система социальной защиты населения России в условиях многостороннего кризиса. Международн. конф. – М.: http//www.ilo.ru/.2005.-P.36.
11. Роик В.Д. К оценке социальных параметров правительственных бюджетных проектировок на грядущий год // Российский экономический журнал.-2005.-№ 9-10.-С.16-29.
12. Капитонов В.Ф. Медико-социальная характеристика трудовой активности лиц пенсионного возраста в сельской местности // Клиническая геронтология, 2005; 7; 8: 88-89
13. Иванова Е.И. Пожилой человек в сельской местности: родственные связи и межпоколенческие трансферты /Социальная политика: реалии 21 века. Вып.1. Независимый институт социальной политики. – М.: "СИГНАЛ", 2007
14. Гусева Н.К., Доютова М.В. Основные социальные проблемы лиц пожилого и старческого возраста, связанные с из здоровьем и современный подход к оказанию медико-социальной помощи // Клиническая геронтология, 2006; – с 10.
Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений. Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер и являются дозволениями, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей человека в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и в других случаях. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами. Что касается запретов, то для советского периода истории права социального обеспечения они были не свойственны. Прямые запреты практически отсутствовали, хотя они логически следовали из содержания норм. Отличительной особенностью современного этапа развития права социального обеспечения является возникновение запрещающих норм (например, в Федеральном законе от 02.08.95 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и др.). Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства. Система законодательства с разной степенью обобщения оформляет и закрепляет систему отрасли. Систему законодательства можно определить как совокупность нормативных актов о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, отражающей структуру отрасли права. Наиболее последовательное выражение структура отрасли получает в едином, консолидированном нормативном акте типа Основ законодательства или Кодекса. К сожалению, такого нормативного акта в области социального обеспечения до сих пор нет. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 являются кодифицированным законом, но они содержат нормы, относящиеся к различным отраслям права и касающиеся широкого круга вопросов, а не только условий оказания медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования. Такое положение существенно усложняет систему законодательства о социальном обеспечении, порождает расхождения в регулировании одних и тех же отношений, приводит к дублированию норм. Предпринимаемые попытки разработать кодифицированный нормативный акт пока не привели к положительному результату, что объясняется рядом объективных причин:
противоречиями переходного периода; сложной экономической ситуацией в стране; отсутствием единой концепции социального обеспечения в новых социально-экономических условиях; большим разнообразием отношений по социальному обеспечению; постоянным реформированием органов управления социальным обеспечением. Вместе с тем, разработка и принятие Основ законодательства или кодекса позволила бы существенно обновить и развить все без исключения институты и нормы права социального обеспечения.
Заключение
Подводя итог курсовой работы, кратко дам общее и главное понимание исследуемой темы: "право социального обеспечения как отрасль российского права". Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль в общей системе российского права сформировалась относительно недавно – в 70-е – 80-е годы прошлого столетия. В настоящее время юридической основой права социального обеспечения является Конституция РФ (ст. 7), провозгласившая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с давних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации общественного призрения, общества взаимопомощи и др. социальные институты. В современных условиях данная отрасль права приобрела особое значение. Ее нормы служат своего рода индикатором социальной политики государства, т.к. они должны адекватно реагировать на все социальные риски, а это в свою очередь обуславливает их чрезвычайную динамику. Нормы права социального обеспечения адресованы всему населению. Они сопровождают каждого человека с момента рождения и до конца жизни, поскольку в основу возникновения правовых отношений в сфере социального обеспечения положены такие события, как рождение человека, его болезнь, инвалидность, старость, смерть, а также безработица и потребность в социальной поддержке в силу каких-либо обстоятельств, не зависящих от самого человека. Законодательство о социальной защите необходимо знать каждому человеку, а юристу тем более. Это позволяет своевременно и в полной мере воспользоваться социальной защитой, адресованной человеку, и в случае необходимости защитить свои права и оказать правовую помощь, нуждающимся в ней.
Список литературы
1. Айман Т.О. Трудовое право: Уч. пос. – М.:Риор,3-е изд.2007.-176с. – (Право в вопр. и отв.)
2. Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004.- 202 с.
3. Парамонова С.В. Социальная защита и пенсионное обеспечение в условиях перехода к социальной рыночной экономике: сущность, функции и способы организации / Проблемы переходной экономики. Сб. науч. статей.- Краснояр. гос. ун-т. Красноярск,-2006.- С.204-208.
4. Четыркин Е., Кабалкин С. Мировой опыт реформирования пенсионных систем: уроки для России// Вопросы экономики. –2005- С.121
5. Дегтярь В.С. Российская пенсионная реформа в контексте мирового опыта// Проблемы прогнозирования. –2005..- С.175.
6. Дементьев В. Доверие – фактор функционирования и развития современной рыночной экономики // Российский экономический журнал.-2004.-№8.- С. 46-65.
7. Роик. В.Д. Пенсионная реформа: стартовые коллизии и необходимость концептуальной корректировки // Российский экономический журнал.- 2005.-С.38
8. Российский статистический ежегодник. Стат. сб.-М.: Госкомстат России, 1999.- 621 с.
9. Макроэкономические показатели России. // Экономист.-2005-№10.-С.84-88.
10. Сишон М. В центре шторма: система социальной защиты населения России в условиях многостороннего кризиса. Международн. конф. – М.: http//www.ilo.ru/.2005.-P.36.
11. Роик В.Д. К оценке социальных параметров правительственных бюджетных проектировок на грядущий год // Российский экономический журнал.-2005.-№ 9-10.-С.16-29.
12. Капитонов В.Ф. Медико-социальная характеристика трудовой активности лиц пенсионного возраста в сельской местности // Клиническая геронтология, 2005; 7; 8: 88-89
13. Иванова Е.И. Пожилой человек в сельской местности: родственные связи и межпоколенческие трансферты /Социальная политика: реалии 21 века. Вып.1. Независимый институт социальной политики. – М.: "СИГНАЛ", 2007
14. Гусева Н.К., Доютова М.В. Основные социальные проблемы лиц пожилого и старческого возраста, связанные с из здоровьем и современный подход к оказанию медико-социальной помощи // Клиническая геронтология, 2006; – с 10.