Файл: ответы на все вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

|товары и другие физические объекты |обслуживание оборудования, охрана, |

| |бытовые услуги, ветеринарные услуги |

|Неосязаемые действия, направленные на |Образование, радио, ТВ, информационные|

|сознание человека |услуги, театры, кино, музеи |

|Неосязаемые действия с неосязаемыми |Банки, юридические и консультационные |

|активами |услуги, страхование, операции с |

| |ценными бумагами |

Приведенная классификация является основой классификации услуг в сфере

нематериального производства. Ее можно дополнять и развивать.

Предприятие может добиться успеха на рынке за счет усиления участия

потребителей в производстве услуг. Например, организация продажи товаров по

почтовым заказам, магазины и кафе самообслуживания.

Предлагая потребителю самому выполнить какую-то часть услуги,

предприятие тем самым изменяет и саму природу услуги.

Одновременно в мире появляется тенденция диверсификации сферы услуг.

Многие ранее обособленные виды услуг объединяются в рамках своей компании.

Предлагая целый комплекс услуг, компания может повысить свою

конкурентоспособность, ослабить возможные риски за счет их диверсификации.

Так, банковские, биржевые и посреднические услуги сливаются в единый

комплекс финансовых услуг.

Сфера услуг - сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство

разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а

также физическими лицами.

Сфера услуг имеет ряд специфических особенностей по сравнению с

материальным производством.

Во-первых, в отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в

основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему

регулирования спроса и предложения услуг.

Во-вторых, услуги часто противопоставляются продукции, хотя и в

промышленности увеличивается роль обслуживания, которое может включать

ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные

с продажей товаров. Можно сказать, что во многих случаях в услуге

присутствует элемент продукции, точно так же, как при продаже продукции

присутствует элемент услуги. Тесное переплетение продажи товаров и

предоставления услуг затрудняет выделение и учет услуг.

В-третьих, сфера услуг обычно больше защищается государством от


иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того

во многих странах транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука,

образование, здравоохранение, коммунальные услуги традиционно находятся в

полной или частичной собственности государства или же строго контролируются

и регламентируются государством. Импорт услуг по мнению правительств многих

стран, может представлять угрозу национальной безопасности и суверенитету,

поэтому он регламентируется более жестко по сравнению с торговлей товарами.

Возрастание роли и влияния сферы услуг на экономику вызвало

необходимость проведения исследований с целью классификации услуг и

выявления уровней регулирования сферы услуг.

Существует возможность также классифицировать услуги по сегментам

потребителей, по трудоемкости, по степени контакта с потребителем.

Таблица 5 Матрица сегментации услуг (потребителей)

|Потребители услуги |Деловые услуги |Личные услуги |

|Только услуга |Франчайзинг, аудит, |Образование, |

| |безопасность, |развлечения, |

| |путешествия и т.д. |путешествия, |

| | |трудоустройство и т.д. |

|Услуга, увеличивающая |Страхование, реклама и |Ремонт, страхование и |

|ценность чего-либо |дизайн, уборка, ремонт |т.д |

|материального |и т.д. | |

|Услуга, дающая что-либо|Перевозка, торговля, |Перевозки, торговля |

|материальное |наем персонала и т.д | |

Услуги могут классифицироваться в зависимости от степени участия в

обслуживании клиентов и агентов предприятия.

Таблица 6

|Степень контакта с|Степень участия клиентов |

|клиентом | |

| |Низкая |Высокая |

|Высокая |Услуги самообслуживания |Содержание жилья |

|Низкая |Химчистка, телевидение |Ремонт бытовой техники |

Рынок услуг существует в единстве с товарным рынком и является одной из

его разновидностей, развивающейся в рамках общих законов рыночной

экономики. Вместе с тем рынок услуг имеет ряд специфических особенностей,

обуславливающих особый подход к предпринимательской деятельности. К

основным особенностям сферы услуг можно отнести:


. Высокая степень неопределенности услуг ставит покупателя в невыгодное

положение, т.е. часто предоставление услуг требует особых, специальных

знаний и мастерства, которые покупателю трудно оценить.

. Невозможность сравнения двух конкурирующих предложений из-за

совместного процесса производства и потребления услуги. Можно сравнить

только ожидаемые выгоды и полученные.

. Инерция покупателя - главный фактор в обеспечении повторяемости

покупки услуги.

. Высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры. Она

обусловлена невозможностью хранения и транспортировки услуги. Это

свойство услуг создает трудности в предпринимательской деятельности,

т.к. обуславливает повышенные требования к точности анализа и прогноза

спроса на услуги.

. Специфика организации производства услуг. Производителями услуг

являются в основном малые и средние предприятия различного профиля.

Обладая большей мобильностью, они имеют широкие возможности для

гибкого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры и они более

эффективны в условиях локального рынка.

. Специфика процесса оказания услуги. Эта специфика обусловлена

обязательным личным контактом продавца и покупателя, что увеличивает

требования к профессиональным качествам, этике и культуре

производителя.

Заключение.

В настоящее время сфера услуг является одной из самых

перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики. Она охватывает

широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до

финансирования, страхования и посредничества самого разного рода.

Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и

спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции,

консультационные фирмы, медицинские учреждения, музеи, театры и

кинотеатры относятся к сфере услуг. Практически все организации

оказывают в той или иной степени услуги.

Как показывает практика развитых стран, по мере усложнения

производства и насыщения рынка товарами растет и спрос на услуги.

В России сфера услуг, пожалуй, обгоняет производственную сферу по

темпам роста и по появлению новых видов услуг, по ее

приспособлению к потребностям рынка и потребителей.


Рынок услуг совершенно не похож на другие рынки главным

образом по двум причинам: услуга не существует до ее

предоставления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуг

до их получения. Сравнивать можно только ожидаемые выгоды и

полученные. Услугам присуща высокая степень неопределенности, что

ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет

продвижение услуг на рынок.

Охарактеризовав и классифицировав услуги, нельзя не упомянуть о том,

что приобретение любой услуги начинается с наличия соответствующей

потребности у покупателя. Услуга, как специфический товар не существует

отдельно от производителя, ее потребление осуществляется в форме

"потребительного производства". В этом отношении производство и потребление

услуг всегда имеет одностадийный характер и не включает стадии

транспортировки и хранения. Таким образом, потребление услуги напрямую

связано с прямым удовлетворением потребностей человека - социальных

потребностей. Последние и составляют объективную основу для формирования

рынка услуг.


  1. Классификация услуг по функциональной направленности – услуги, ориентированные на производство, общество, домашнее хозяйство и услуги личного характера

По функциональной направленности выделяют 4 группы услуг. Так, к услугам, ориентированным на производство, относятся услуги по техническому обслуживанию, наладке, настройке и ремонту производственного оборудования и технических систем.

Услуги, ориентированные на общество, включают услуги органов государственного управления, связанные с обороной страны, с поддержанием правопорядка, обеспечением внутренней безопасности, с выполнением функций по государственному регулированию экономики и социальных процессов, с проведением социальной политики и пр. В экономической литературе их называют общественными (государственными, правительственными, муниципальными) услугами.

К услугам, ориентированным на домашнее хозяйство, относятся услуги по поддержанию в нормальном состоянии жилья и коммунальные услуги, производственные виды бытовых услуг: техническое обслуживание и ремонт бытовой техники и теле-, видеоаппаратуры, автосервис, а также технический сервис оборудования и инвентаря для досуговой деятельности и т.д.

Услуги личного характера включают: парикмахерские, фотоателье и разнообразные рекреационные услуги, непроизводственные виды бытового обслуживания и т.д.