ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 11
|товары и другие физические объекты |обслуживание оборудования, охрана, |
| |бытовые услуги, ветеринарные услуги |
|Неосязаемые действия, направленные на |Образование, радио, ТВ, информационные|
|сознание человека |услуги, театры, кино, музеи |
|Неосязаемые действия с неосязаемыми |Банки, юридические и консультационные |
|активами |услуги, страхование, операции с |
| |ценными бумагами |
Приведенная классификация является основой классификации услуг в сфере
нематериального производства. Ее можно дополнять и развивать.
Предприятие может добиться успеха на рынке за счет усиления участия
потребителей в производстве услуг. Например, организация продажи товаров по
почтовым заказам, магазины и кафе самообслуживания.
Предлагая потребителю самому выполнить какую-то часть услуги,
предприятие тем самым изменяет и саму природу услуги.
Одновременно в мире появляется тенденция диверсификации сферы услуг.
Многие ранее обособленные виды услуг объединяются в рамках своей компании.
Предлагая целый комплекс услуг, компания может повысить свою
конкурентоспособность, ослабить возможные риски за счет их диверсификации.
Так, банковские, биржевые и посреднические услуги сливаются в единый
комплекс финансовых услуг.
Сфера услуг - сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство
разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а
также физическими лицами.
Сфера услуг имеет ряд специфических особенностей по сравнению с
материальным производством.
Во-первых, в отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в
основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему
регулирования спроса и предложения услуг.
Во-вторых, услуги часто противопоставляются продукции, хотя и в
промышленности увеличивается роль обслуживания, которое может включать
ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные
с продажей товаров. Можно сказать, что во многих случаях в услуге
присутствует элемент продукции, точно так же, как при продаже продукции
присутствует элемент услуги. Тесное переплетение продажи товаров и
предоставления услуг затрудняет выделение и учет услуг.
В-третьих, сфера услуг обычно больше защищается государством от
иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того
во многих странах транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука,
образование, здравоохранение, коммунальные услуги традиционно находятся в
полной или частичной собственности государства или же строго контролируются
и регламентируются государством. Импорт услуг по мнению правительств многих
стран, может представлять угрозу национальной безопасности и суверенитету,
поэтому он регламентируется более жестко по сравнению с торговлей товарами.
Возрастание роли и влияния сферы услуг на экономику вызвало
необходимость проведения исследований с целью классификации услуг и
выявления уровней регулирования сферы услуг.
Существует возможность также классифицировать услуги по сегментам
потребителей, по трудоемкости, по степени контакта с потребителем.
Таблица 5 Матрица сегментации услуг (потребителей)
|Потребители услуги |Деловые услуги |Личные услуги |
|Только услуга |Франчайзинг, аудит, |Образование, |
| |безопасность, |развлечения, |
| |путешествия и т.д. |путешествия, |
| | |трудоустройство и т.д. |
|Услуга, увеличивающая |Страхование, реклама и |Ремонт, страхование и |
|ценность чего-либо |дизайн, уборка, ремонт |т.д |
|материального |и т.д. | |
|Услуга, дающая что-либо|Перевозка, торговля, |Перевозки, торговля |
|материальное |наем персонала и т.д | |
Услуги могут классифицироваться в зависимости от степени участия в
обслуживании клиентов и агентов предприятия.
Таблица 6
|Степень контакта с|Степень участия клиентов |
|клиентом | |
| |Низкая |Высокая |
|Высокая |Услуги самообслуживания |Содержание жилья |
|Низкая |Химчистка, телевидение |Ремонт бытовой техники |
Рынок услуг существует в единстве с товарным рынком и является одной из
его разновидностей, развивающейся в рамках общих законов рыночной
экономики. Вместе с тем рынок услуг имеет ряд специфических особенностей,
обуславливающих особый подход к предпринимательской деятельности. К
основным особенностям сферы услуг можно отнести:
. Высокая степень неопределенности услуг ставит покупателя в невыгодное
положение, т.е. часто предоставление услуг требует особых, специальных
знаний и мастерства, которые покупателю трудно оценить.
. Невозможность сравнения двух конкурирующих предложений из-за
совместного процесса производства и потребления услуги. Можно сравнить
только ожидаемые выгоды и полученные.
. Инерция покупателя - главный фактор в обеспечении повторяемости
покупки услуги.
. Высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры. Она
обусловлена невозможностью хранения и транспортировки услуги. Это
свойство услуг создает трудности в предпринимательской деятельности,
т.к. обуславливает повышенные требования к точности анализа и прогноза
спроса на услуги.
. Специфика организации производства услуг. Производителями услуг
являются в основном малые и средние предприятия различного профиля.
Обладая большей мобильностью, они имеют широкие возможности для
гибкого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры и они более
эффективны в условиях локального рынка.
. Специфика процесса оказания услуги. Эта специфика обусловлена
обязательным личным контактом продавца и покупателя, что увеличивает
требования к профессиональным качествам, этике и культуре
производителя.
Заключение.
В настоящее время сфера услуг является одной из самых
перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики. Она охватывает
широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до
финансирования, страхования и посредничества самого разного рода.
Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и
спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции,
консультационные фирмы, медицинские учреждения, музеи, театры и
кинотеатры относятся к сфере услуг. Практически все организации
оказывают в той или иной степени услуги.
Как показывает практика развитых стран, по мере усложнения
производства и насыщения рынка товарами растет и спрос на услуги.
В России сфера услуг, пожалуй, обгоняет производственную сферу по
темпам роста и по появлению новых видов услуг, по ее
приспособлению к потребностям рынка и потребителей.
Рынок услуг совершенно не похож на другие рынки главным
образом по двум причинам: услуга не существует до ее
предоставления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуг
до их получения. Сравнивать можно только ожидаемые выгоды и
полученные. Услугам присуща высокая степень неопределенности, что
ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет
продвижение услуг на рынок.
Охарактеризовав и классифицировав услуги, нельзя не упомянуть о том,
что приобретение любой услуги начинается с наличия соответствующей
потребности у покупателя. Услуга, как специфический товар не существует
отдельно от производителя, ее потребление осуществляется в форме
"потребительного производства". В этом отношении производство и потребление
услуг всегда имеет одностадийный характер и не включает стадии
транспортировки и хранения. Таким образом, потребление услуги напрямую
связано с прямым удовлетворением потребностей человека - социальных
потребностей. Последние и составляют объективную основу для формирования
рынка услуг.
-
Классификация услуг по функциональной направленности – услуги, ориентированные на производство, общество, домашнее хозяйство и услуги личного характера
По функциональной направленности выделяют 4 группы услуг. Так, к услугам, ориентированным на производство, относятся услуги по техническому обслуживанию, наладке, настройке и ремонту производственного оборудования и технических систем.
Услуги, ориентированные на общество, включают услуги органов государственного управления, связанные с обороной страны, с поддержанием правопорядка, обеспечением внутренней безопасности, с выполнением функций по государственному регулированию экономики и социальных процессов, с проведением социальной политики и пр. В экономической литературе их называют общественными (государственными, правительственными, муниципальными) услугами.
К услугам, ориентированным на домашнее хозяйство, относятся услуги по поддержанию в нормальном состоянии жилья и коммунальные услуги, производственные виды бытовых услуг: техническое обслуживание и ремонт бытовой техники и теле-, видеоаппаратуры, автосервис, а также технический сервис оборудования и инвентаря для досуговой деятельности и т.д.
Услуги личного характера включают: парикмахерские, фотоателье и разнообразные рекреационные услуги, непроизводственные виды бытового обслуживания и т.д.