ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Как изменится прибыть, если цена реализации изменится на 8%? На сколько единиц продукции можно сократить объем реализации без потери прибыли?

  2. Как изменится прибыль при 8% увеличении объема реализации?

  3. Определить запас финансовой прочности предприятия.

  4. Определить силу воздействия операционного рычага.

Сущность понятия чувствительности прибыли показывает степень влияния основных элементов стоимости на прибыль.

Эффект операционного (производственного) рычага связан с тем, что любое изменение выручки от реализации приводит к большему изменению в величине прибыли.

Практически силу воздействия производственного рычага (СВПР) (мультипликационный эффект роста прибыли, связанный с неизменностью постоянных издержек) можно рассчитывать по следующей формуле:

Важно отметить, что СВПР мы рассчитываем для определенного объема продаж, выручки. При его изменении необходимо будет снова определить СВПР.

Эффект производственного рычага наблюдается как при росте объема производства фирмы, так и при его снижении. Если снижение прибыли больше снижения величины выручки, то это дает основание утверждать, что эффект производственного рычага непосредственным образом показывает величину производственного (предпринимательского) риска, связанного с данным предприятием. Чем больше сила воздействия производственного рычага, тем выше и предпринимательский риск, связанный с данным предприятием.

Теперь мы вправе определить минимальный объем производства и реализации продукции, при котором достигается безубыточность бизнеса — порог рентабельности. Следовательно, порог рентабельности — это такой объем производства, при котором фирма не получает ни прибылей, ни убытков:

ПРИБЫЛЬ = ВЫРУЧКА – VC – FC = 0

или

ПРИБЫЛЬ=ПР х (ВЫРУЧКА–VC (отн.))–FC=0,

где ПР — порог рентабельности, ВЫРУЧКА - VC дается в относительном выражении.

Решив уравнение относительно порога рентабельности, получим:

ПР = FС : (ВЫРУЧКА – VC (отн.))

Превышение реального производства над порогом рентабельности есть запас финансовой прочности фирмы:

ЗАПАС ФИНАНСОВОЙ ПРОЧНОСТИ=ВЫРУЧКА - ПР

Теперь можно сформулировать два правила, полезных для предпринимателя:


1. Необходимо стремиться к положению, когда выручка превышает порог рентабельности, и производить товаров в натуре больше их порогового значения. При этом будет происходить наращивание прибыли фирмы.

2. Следует помнить, что сила воздействия производственного рычага тем больше, чем ближе производство к порогу рентабельности, и наоборот. Это означает, что существует некоторый предел превышения порога рентабельности, за которым неизбежно должен последовать скачок постоянных затрат (новые средства труда, новые помещения, увеличение издержек на управление предприятием).

Сущность понятия чувствительности прибыли показывает степень влияния основных элементов стоимости на прибыль.

В основе анализа чувствительности лежат следующие условия:

1.  Изменение элементов стоимости должно быть пропорциональными.

2.  Эти изменения должны быть параллельными, а не последовательными.

Для решения задачи необходимо воспользоваться формулами для вычисления объема реализации, обеспечивающего постоянный результат при изменении одного из элементов операционного рычага.

Если изменяется цена реализации, как в данной задаче, то:

Объем реализации = (Исходная сумма валовой маржи / новый коэффициент валовой маржи) / Новая цена реализации

От изменения цены, изменяется и порог рентабельности, и прибыль.

Прибыль = ВМ – постоянные затраты

В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение так называемой валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли. Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Этот показатель в экономической литературе обозначается тоже как сумма покрытия. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли. Сила воздействия операционного рычага (СВОР) показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки.

Решение:

1) При увеличении цены на 8%:

Прибыль до изменения цены:

Прибыль=Валовая маржа=ВМ-А

ВМ=Выручка-Переменные затраты=В-в

Переменные затраты=2530руб.

Выручка=объём реализованной продукции × цена = 5000шт. × 3000руб./шт. =15000 тыс.руб.


ВМ=15000тыс.руб.-12650тыс.руб.=2350тыс.руб.

Прибыль=2350тыс.руб.-955тыс.руб.=1395тыс.руб.

Новая цена 3240 рублей.

Прибыль после изменения цены:

Выручка=5000шт.×3240руб.=16200тыс.руб.

ВМ=16200тыс.руб.-12650тыс.руб.=3550тыс.руб.

Коэффициент ВМ=ВМ/В=3550тыс.руб./16200тыс.руб.=0,2191

Прибыль=ВМ-А(постоянные затраты)=3550тыс.руб.-955тыс.руб.= 2595 тыс.руб.

2595тыс.руб./1395тыс.руб.×100%=186%

Таким образом, прибыль возросла на 86%.

Объём реализации при изменении цены:

5000шт.-3310шт.=1690шт.

На 1690 штук пальто можно снизить объём реализации продукции без потери прибыли.

При снижении цены на 8%:

Прибыль после изменения цены:

Цена новая=3000руб.-

Прибыль=ВМ-А=1150тыс.руб.-955тыс.руб.=195тыс.руб.

ВМ=В-в=13800тыс.руб.-12650тыс.руб.=1150тыс.руб.

в=2530руб.×5000шт.=12650тыс.руб.

В=5000шт.×2760руб.=13800тыс.руб.

Коэффициент ВМ=ВМ/В=1150тыс.руб./13800тыс.руб.=0,0833

(195тыс.руб./1395тыс.руб.)×100%=13%

Прибыль снизилась на 87% (100%-13%)

Объём реализации при изменении цены:

2) При увеличении объёма реализации на 8%:

Объём реализации новый=

В=5400шт.×3000руб.=16200руб.

в=2530руб.×5400шт.=13662тыс.руб.

ВМ=16200тыс.руб.-13662тыс.руб.=2538тыс.руб.

Прибыль=2538тыс.руб.-995тыс.руб.=1543тыс.руб.

Прибыль увеличилась на 10,61% или на 148 тыс.руб.

3) Запас финансовой прочности.

ЗФП=В-ПР

ПР=А/коэффициент ВМ=955тыс.руб./0,1567=6094,45тыс.руб.

ВМ=В-в=(5000шт.×3000руб.)-(2530руб.×5000шт.)=2350тыс.руб.

Коэффициент ВМ=ВМ/В=2350тыс.руб./15000тыс.руб.=0,1567

ЗФП стоим.=15000тыс.руб.-6094,45тыс.руб.=8905,55тыс руб.

ЗФМ шт.=Объем реализованной продукции фактический - точка безубыточности =5000шт.-2031шт.=2969шт.

Точка безубыточности=ПР/Цед.=6094,45тыс.руб./3000руб.=2031шт.

4). Сила воздействия операционного рычага (свор).


СВОР=ВМ/Пр=2350тыс.руб./1395тыс.руб.=1,68%.

Сила воздействия операционного рычага равна 1,68%, т.е. при изменении выручки от реализации на 1%, прибыль изменится на 1,68%.

Вывод:

Когда выручка от реализации снижается, сила воздействия операционного рычага возрастает. Каждый процент снижения выручки дает тогда все больший и больший процент снижения прибыли. Так проявляет себя грозная сила операционного рычага. При возрастании же выручки от реализации, если и порог рентабельности (точка самоокупаемости затрат) уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается). Но при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего наращивания выручки или другими обстоятельствами, предприятию приходится проходить новый порог рентабельности.

На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага будет максимальной, а затем вновь начнет убывать... и так вплоть до нового скачка постоянных затрат с преодолением нового порога рентабельности.

1). При повышении цены на 8% (с 3000 рублей до 3240 рублей) прибыль предприятия возросла на 86% или на 1 200 000 рублей.

Расчёт коэффициента валовой маржи показал, что после изменения цены, 22 копейки валовой маржи содержится в одном рубле выручки.

На 1690 штук пальто возможно снизить объём реализации продукции без потери прибыли.

При снижении цены на 8% (с 3000 рублей до 2760 рублей) прибыль предприятия снизилась на 87% или на 1 200 000 рублей.

На 10 221 штук пальто возможно снизить объём реализации продукции без потери прибыли.

2). При росте объёма реализации на 8% Прибыль предприятия незначительно увеличилась на 10,61% или на 148 тыс.руб.

3) Расчёт коэффициента валовой маржи показал, что на один рубль выручки приходится 16 копеек валовой маржи.

Порог рентабельности равен 6 094 450 рублей, т.е. для достижения нулевой прибыли предприятие должно получить 6 094 450 рублей выручки.

Критический объём реализации равен 2031 штук пальто, т.е. при производстве 2031 штук пальто прибыль будет нулевой. Предприятию можно снизить объём производства на 2969 штук пальто или на 8 905 550 рублей, оставаясь при этом безубыточным.

4). Сила воздействия операционного рычага равна 1,68%, т.е. при изменении выручки от реализации на 1%, прибыль изменится на 1,68%.


Список использованной литературы:

1. Ковалёв, В. В. Курс финансового менеджмента: учебник / В. В. Ковалев. – Москва: Проспект, 2011.

2. Акулов В.Б. Финансовый менеджмент. Петрозаводск: ПетрГу, 2010. 3. Тихомирова, Т. П. Практикум по планированию напредприятии: учебное пособие / Т. П. Тихомирова. 2-е изд. перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013.

4. Управление финансовой деятельностью предприятий (организаций): учебное пособие / [В. И. Бережной и др.]. – Москва: Финансы и статистика: Инфра–М, 2011.

5. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Т. П. Варламова, М. А. Варламова. – Москва: Дашков и К°, 2012.

Дата __________________ Подпись __________________