Файл: Веймарская республика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.04.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оккупация Рейнской области

В декабре 1918 г. войска Антанты в соответствии с Компьенским перемирием начали оккупацию Рейнской области. Войска Антанты также заняли стратегические плацдармы на восточном берегу Рейна радиусом в 18 миль каждый с центрами в городах Кельн (Великобритания), Кобленц (США) и Майнц (Франция). Из-за ошибки в картографировании зон французская и американская зоны не пересекались и в результате между ними образовался своего рода «разрыв» на восточном берегу Рейна, в котором в 1919 г. было провозглашено Свободное государство Флашенхальс.[1]

Веймарская конституция[

После выборов, состоявшихся 19 января 1919 года, первое заседание Веймарского учредительного собрания состоялось 6 февраля 1919 года в Национальном театре Веймара. Столица, охваченная беспорядками, не могла обеспечить безопасность и независимость работы народных представителей. А город веймарского классицизма навевал ассоциации с гуманитарными ценностями, приверженность которым Германия хотела продемонстрировать и внутри страны, и вовне, в частности, державам-победительницам в Первой мировой войне и другим государствам, собравшимся в январе 1919 года в Париже для заключения мирного договора. Главной задачей, которую поставило перед собой учредительное собрание в Веймаре, было принятиедемократической конституции.

Ответственность за подготовку базового проекта конституции взял на себя лево-либеральный политик Гуго Прейсс, впоследствии получивший в правительстве пост рейхсминистра внутренних дел. Он ещё в годы войны представил свой проект пересмотренной на демократических началах конституции Германской империи и был известен в этой связи как противник авторитарного государства и убеждённый демократ. Представляя свой проект конституции, он заявил: «Сформировать немецкий народ как самоопределяющуюся нацию, впервые в истории Германии реализовать принцип „Власть принадлежит народу“ — это и есть основная идея Веймарской конституции свободного германского государства».

Конституционный проект, резко отмежевавшийся от политических порядков кайзеровской империи, вызвал жаркие споры между различными политическими лагерями. Хотя конституция и обладала по-настоящему демократической основой, она была воспринята большинством как компромисс, обусловленный участием в её разработке партий, придерживавшихся противоположных позиций и отражавших разные интересы. На месте ключевых политических решений во многих случаях оказались компромиссные формулировки, составленные из программных положений различного политического, социального и религиозного содержания. Компромиссный характер конституции вёл к сложностям в отождествлении с ней, но одновременно обеспечил такой уровень нормативности, не позволивший открыто покуситься на конституцию даже национал-социалистам.


С принятием Веймарской конституции Германская империя впервые получила парламентскую демократию с закреплёнными в конституции основными либеральными и социальными правами. На общегосударственном уровне законодательную деятельность в форме имперских законов осуществлял выбираемый каждые четыре годарейхстаг, который также принимал государственный бюджет и смещал с должности рейхсканцлера и любого из министров правительства по схеме деструктивноговотума недоверия. Рейхсканцлер подчинялся не только рейхстагу, но и рейхспрезиденту, имевшему право назначать рейхсканцлера и отправлять его в отставку. Рейхспрезидента, занимавшего в государстве обособленное и потенциально могущественное положение, в литературе часто сравнивали с кайзером и даже называлиэрзац-кайзером. Он избирался на прямых выборах сроком на семь лет и мог с согласия рейхсканцлера объявить в стране чрезвычайное положение, на время которого в стране временно прекращали своё действие основные конституционные права. Возможному сопротивлению этому решению со стороны рейхстага противопоставлялось право рейхспрезидента на роспуск парламента. Эти серьёзные ограничения демократии сделали возможной фактическую самоликвидацию демократического строя после назначения рейхспрезидентом Гинденбургом на пост рейхсканцлера Адольфа Гитлера в январе 1933 года. В основе конституции был положен правовой позитивизм, означавший, что изменения в конституцию (ст. 76) могли носить неограниченный характер.

31 июля 1919 года Веймарская конституция в своём окончательном варианте была принята Веймарским учредительным собранием и подписана рейхспрезидентомФридрихом Эбертом 11 августа. В память о рождении демократии в Германии этот день стал национальным праздником.

Кризисные годы

С момента своего возникновения молодая республика была вынуждена бороться как с правыми, так и с левыми экстремистами. Левые силы обвиняли социал-демократов в сотрудничестве со старой элитой и предательстве идеалов рабочего движения. Правые возлагали на сторонников республики — «ноябрьских преступников» — ответственность за поражение в Первой мировой войне, упрекая их в том, что своей революцией они воткнули нож в спину «непобедимой на поле брани» германской армии.

Капповский путч в марте 1920 года стал для республики первым серьёзным испытанием на прочность. Фрайкор, который по условиямВерсальского договора Германия была обязана распустить, под руководством генерала барона Вальтера фон Лютвица захватил в Берлине правительственный квартал и назначил рейхсканцлером бывшего главу регионального правительства в Пруссии Вольфганга Каппа. Законное правительство сначала удалилось в Дрезден, а затем в Штутгарт и оттуда призвало ко всеобщей забастовке против заговорщиков. Путчисты вскоре потерпели поражение, решающую роль в этом сыграл отказ министерского чиновничества подчиняться приказам Каппа. Рейхсвер сохранял нейтралитет. Ханс фон Сект заявил, что рейхсвер не стреляет в рейхсвер, что противоречило пакту Эберта-Грёнера. Правительство не могло более надеяться на поддержку рейхсвера.


Почти одновременно с Капповским путчем Рурский регион был сотрясён попыткой рабочего восстания. Его подавление силами рейхсвера и фрайкора закончилось кровопролитием. Так же завершились восстания в центральной части Германии, в Тюрингии и Гамбурге (см. Мартовское восстание 1921 года).

В марте 1920 г. в ответ на вступление немецких войск в демилитаризованную зону в связи с рурским восстанием, французские войска перешли Рейн и оккупировалиФранкфурт-на-Майне, Дармштадт и Ганау, а затем Дуйсбург и Хомбург. Они были выведены из этих городов лишь в мае 1920 г.

В марте 1921 г. в связи с нежеланием Германии платить репарации войска Антанты заняли Дуйсбург, Рурорт и Дюссельдорф и оставались там до сентября 1921 г.[1]В связи с невыполнением Германией обязательств по выплате репараций в январе 1923 г. французские и бельгийские войска вновь оккупировали Рурскую область и оставались там до 1926 г.

16 апреля 1922 года Германия и РСФСР заключили в Рапалло договор, предусматривавший восстановление между странами дипломатических и экономических отношений, установление военного сотрудничества и взаимный отказ от возмещения военных расходов и убытков. Договор вызвал недовольство западных стран, в особенности Франции.

За убийством 26 августа 1921 года подписавшего заявление о прекращении огня министра финансов Маттиаса Эрцбергера 24 июня 1922 года последовало убийство офицерами из экстремистской ультраправой организации «Консул» министра иностранных дел Вальтера Ратенау, ответственного за заключение Рапалльского договора. Ратенау относился к числу самых влиятельных политиков, участвовавших в становлении Веймарской республики, и одновременно был одним из немногих интеллектуалов, способствовавших интеграции всего общества. Волна убийств повергла молодое государство в глубокий внутренний и внешнеполитический кризис, реакцией на убийство Ратенау стал Закон «О защите республики». Его целью, которая так и не была достигнута, стала ликвидация организаций-преемниц фрайкора.

В начале 1923 года задержка в выплате репараций привела к эскалации Рурского конфликта. Воспользовавшись этой ситуацией,сепаратистские движения Рейнской области и Пфальца поспешили объявить создание Рейнской республики. «Пассивное сопротивление», к которому народ призвало правительство, вело к росту затрат, которые беспартийный рейхсканцлер Вильгельм Куно пытался покрыть с помощью печатного станка. Общий экономический ущерб от оккупации Рура составил от 3,5 до 4 млрд золотых марок. Стоимость бумажной марки снижалась с каждым днём.


Работавший в первой половине 1920-х годов в Мюнхене американский дипломат Роберт Мёрфи в своих мемуарах писал: «Самое ужасное, что мне довелось наблюдать, пока я находился в Мюнхене, была безудержная инфляция, пожравшая сбережения нескольких поколений самых достойных и обеспеченных людей и повергнувшая миллионы граждан в состояние безысходного отчаяния. Эта инфляция, по моему мнению, больше, чем что-либо другое, способствовала приходугитлеризма»[2].

В декабре 1922 года килограмм хлеба стоил около 130 марок, а годом позже — свыше 300 миллиар­дов. В июле 1923 года золотая марка стои­ла 262 тысячи бумажных марок, а в ноябре — уже 100 миллиардов. Таким образом, за четыре месяца цена бумажной марки упала в 382.000 раз[3]. На 3 сентября 1923 года обменный курс доллара США составлял почти 10 млн марок, а в конце месяца — уже 160 млн марок. Немногим позже доллар стоил уже миллиарды.Инфляция, начавшаяся ещё в годы войны, превратилась в гиперинфляцию. Новый рейхсканцлер от Немецкой народной партии Густав Штреземан прекратил пассивное сопротивление в Рурском регионе и решил проблему инфляции вводом новых денег. Ввод рентной марки (1 рентная марка = 1 млрд бумажных марок; 1 доллар США = 4,20 рентных марки) положил конец инфляции. Её жертвами стали в основном мелкие вкладчики и пенсионеры. Владельцы имущественных ценностей и промышленники (как, например, Гуго Стиннес) смогли погасить кредиты обесценившимися деньгами и разбогатели. В выигрыше остались и крестьяне, долги которых также обесценились.

Решив использовать кризисную ситуацию, руководство Коминтерна приняло решение осуществить вооруженное восстание с целью захвата власти немецкими коммунистами. Революция была запланирована на октябрь-ноябрь 1923 г., но была предотвращена в результате действий правительства. Только коммунисты Гамбурга 23 октябрясовершили попытку овладеть городом. Их восстание было подавлено войсками.

После разгрома Мюнхенской советской республики Бавария стала пристанищем для правых консервативных и национал-социалистических сил. Из этой «ячейки порядка» раздавались призывы освободить Германию от «марксистского хаоса». Конец сопротивлению оккупации Рура послужил для баварского правительства предлогом назначить Густава фон Кара генеральным государственным комиссаром с предоставлением ему в соответствии со статьёй 48 Веймарской конституцииполномочий диктатора. Кар и командующий баварским военным округом Отто фон Лоссов сыграли неоднозначную роль в запланированном Адольфом Гитлером по итальянскому образцу «марше на Берлин». В ответ на эту попытку путча 8 ноября 1923 г., преследовавшего своей целью создание правой диктатуры, рейхспрезидентФридрих Эберт объявил о вводе чрезвычайного положения согласно ст. 48 Веймарской конституции. Однако генералу Хансу фон Секту, симпатизировавшему Густаву фон Кару, удалось предотвратить применение так называемой имперской экзекуции в соответствии со ст. 48.