ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Интервал. Виды интервалов. Обращение интервалов. Простые и составные интервалы.
1. Трезвучие. Обращение трезвучия. Главные трезвучия лада. Консонирующие и диссонирующие трезвучия.
1. Септаккорд. Доминантовый септаккорд. Его обращение и разрешение.
1. Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени.
1. Знаки альтерации, порядок их появления. Квинтовый круг мажорных и
1. Главные трезвучия лада, их обращение и соединение.
1. Буквенные обозначения звуков и тональностей. Тритоны.
1. Модуляция и отклонение. Пятиступенные лады народной музыки; построить от
1. Характерные интервалы . Энгармоническое равенство звуков, интервалов.
ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ.
БИЛЕТ № 1.
1. Интервал. Виды интервалов. Обращение интервалов. Простые и составные интервалы.
Интервалом называется расстояние между двумя звуками. Нижний звук интервала называется основанием, верхний - вершиной. Звуки интервала, взятые одновременно образуют гармонический интервал. Звуки интервала, взятые последовательно образуют мелодический интервал.
Каждый интервал определяется двумя величинами: качественной и количественной.
Количественная величина показывает, сколько ступеней охватывает интервал и обозначается цифрой. Качественная величина показывает, сколько тонов и полутонов имеет интервал и обозначается буквой.
Простые интервалы - это интервалы, которые образуются в пределах октавы. Их всего восемь.
Названия интервалов: 1. Прима (ч1) 5. Квинта (ч5)
2. Секунда (м2, б2) 6. Секста (м6, б6)
3. Терция (м3, б3) 7. Септима (м7, б7)
4. Кварта (ч4) 8. Октава (ч8)
Составные интервалы - это интервалы, которые шире октавы. Они образуются путем прибавления октавы к простым интервалам. Названия составных интервалов: нона, децима, ундецима, дуодецима, терцдецима, квартдецима, квинтдецима.
Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой интервал, который вместе с первоначальным составляет октаву. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые в большие, большие - в малые, увеличенные - в уменьшенные, уменьшенные - в увеличенные.
Интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонансы - звучат мягко, благозвучно. К ним относятся: ч1, м3, б3, ч4, ч5, м6, б6, ч8.
Диссонансы - резко звучащие интервалы. К ним относятся: м2, б2, м7, б7, тритоны.
Каждый интервал характеризуется двумя понятиями - фонизм и функция.Фонизм - это краска звучания интервала (диссонанс или консонанс).Функция - это роль интервала в ладу. Интервалы в ладу бывают устойчивыми и неустойчивыми. Устойчивым считается только тот интервал, оба звука которого устойчивы. Это интервалы на I ступени мажора: ч1, б3, ч5, ч8, на III ступени мажора: ч1, м3, м6, ч8, на V ступени мажора: ч1, ч4, б6, ч8, на I ступени минора: ч1, м3, ч5, ч8, на III ступени минора: ч1, б3, б6, ч8, на V ступени мажора: ч1, ч4, м6, ч8.
Существует 2 вида разрешений интервалов: 1) акустическое - это разрешение диссонанса в консонанс, 2) ладовое - это разрешение неустойчивого интервала в устойчивый.
Выразительная роль интервалов. Интервал является основным "строительным" элементом мелодии. Интервал в совокупности с метроритмом образует интонацию. Интонация - важнейшая выразительная единица мелодии. Интонация не обладает конкретным смыслом, как слово, она передает общее состояние: тоски, радости... , но способна сделать это во множестве оттенков. За некоторыми интонациями исторически закрепился выразительный смысл. Например, малая секунда с акцентом на первом звуке - интонация вздоха, жалоба. Ход на кварту с акцентом на втором звуке - призыв, сигнал. Ход на сексту, большую или малую - (ставший принадлежностью русского романса) - элегическая интонация, кроме того, еще до Баха в музыке сложились так называемые риторические обороты: так, окончание фразы восходящей секундой связывалось с интонацией вопроса, начало мелодии квартовым восходящим ходом с акцентом на втором звуке - с повествовательной интонацией, ход на восходящую сексту - с восклицательной интонацией.
БИЛЕТ № 2.
1. Трезвучие. Обращение трезвучия. Главные трезвучия лада. Консонирующие и диссонирующие трезвучия.
Трезвучием называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.
Звуки, из которых складывается трезвучие, имеют особые названия.
Нижний звук называется основным тоном, средний звук называется терцовым тоном,
верхний звук – квинтовым тоном.
Звуки трезвучия могут перемещаться. При этом образуются новые аккорды, состоящие из
тех же звуков, но расположенных в другом порядке. Они являются обращением трезвучия. Трезвучие имеет два обращения:
Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, потому что его крайние звуки образуют сексту. Нижним звуком является III ступень.
Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом, потому что его крайние звуки образуют сексту, а нижний и средний – кварту. Нижним звуком является Y ступень.
Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные от главных ступеней лада.
Главные ступени лада: I – тоника; IY – субдоминанта; Y – доминанта.
На I ступени - тоническое трезвучие (Т 5/3)
На IY ступени – субдоминантовое трезвучие (S 5/3)
На Y ступени – доминантовое трезвучие (D 5/3)
Трезвучия бывают консонирующие и диссонирующие. К консонирующим относятся мажорное и минорное трезвучия. К диссонирующим - уменьшенное и увеличенное.
Интервальный состав трезвучий:
Мажорное трезвучие: мж 5/3 = б3 + м3 Увеличенное трезвучие: ув 5/3 = б3 + б3
Минорное трезвучие: мн 5/3 = м3 + б3 Уменьшенное трезвучие: ум 5/3 = м3 + м3
Увеличенное трезвучие (ув5/3) - это трезвучие, которое состоит из двух больших терций. Крайние звуки образуют увеличенную квинту.
Ув5/3 строится в гармонических ладах. В мажоре - на YI Ь ступени, в миноре - на III ступени. Разрешается в мажоре - в Т6/4, в миноре - в t6.
До мажор ля минор
ув5/3 Т6/4 ув5/3 t6
Уменьшенное трезвучие – трезвучие, которое состоит из двух малых терций.
Крайние звуки образуют уменьшенную квинту. ( ум.5/3 )
Ум5/3 строится на YII и II ступенях натурального и гармонического мажора и минора.
Разрешается в неполное тоническое трезвучие.
До мажор ля минор г. До мажор г. ля минор
ум5/3 ум5/3 ум5/3 ум5/3
БИЛЕТ № 3.
1. Септаккорд. Доминантовый септаккорд. Его обращение и разрешение.
Септаккордомназывается аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по
терциям. Нижние три звука называются так же, как у трезвучия, а верхний - септимовый тон, так как с нижним звуком образует интервал септиму.
Септаккорд можно построить на любой ступени мажора и минора. Но наиболее распространенным является доминантовый септаккорд.
Доминантсептаккорд – это септаккорд, построенный на Y ступени натурального мажора и гармонического минора. ( Д 7 )
Д7 = б3+м3+м3
Разрешается в неполное тоническое трезвучие (с пропущенным квинтовым тоном и
утроенным основным тоном).
Обращением септаккорда называется такой его вид, в котором нижним звуком
является терцовый, квинтовый или септимовый тон.
Д7 имеет три обращения:
YII ст. Квинтсекстаккорд : Д 6/5 = м3+м3+б2 разрешается в Т 5/3 с удвоенным
основным тоном.
II ст. Терцквартаккорд: Д 4/3 = м3+б2+б3 разрешается в развернутое Т 5/3.
IY ст. Секундаккорд: Д 2 = б2+б3+м3 разрешается в Т 6 с удвоенным
основным тоном.
До мажор
Д7 Т Д6/5 Т 5/3 Д4/3 Т 5/3 Д2 Т 6
ля минор
Д7 tД6/5t5/3 Д4/3t5/3 Д2t6
БИЛЕТ № 4.
1. Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени.
Определение септаккорда (смотри Билет № 3).
Также распространенными в музыке являются вводные септаккорды.
Вводным септаккордом называется септаккорд, построенный от YII ступени лада.
В зависимости от септимы, которая образуется между крайними звуками, вводные септаккорды бывают:
Малый вводный – если крайние звуки образуют малую септиму. ( МYII7 )
Уменьшенный вводный - если крайние звуки образуют уменьшенную септиму. ( УмYII7 )
МYII7 строится только в натуральном мажоре. УмYII7 – в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.
Интервальный состав:
МYII7 = м3 + м3 + б3
УмYII7 = м3 + м3 + м3
Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном.
До маж. нат. гарм. ля мин. гарм.
МYII7 Т 5/3 УмYII7 Т 5/3 УмYII7 t5/3
Второй способ разрешения вводных септаккордов - через Д 6|5 - в тонику.
Септаккорд II ступени - строится только в натуральном мажоре на II ступени. ( II7 )
II7 = м3 + б3 + м3
Разрешается в Т6 с удвоенным квинтовым тоном. Или через Д 4/3 - в тонику.
БИЛЕТ № 5.
1. Мажор и минор, их разновидности. Параллельные, одноименные и энгармоническиравные тональности. Родственные тональности.
Мажор и минор наиболее распространенные в музыке лады.
Строение мажорной гаммы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
Строение минорной гаммы: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
Минорный лад бывает трех видов: натуральный, гармонический и мелодический
Натуральный – минор, в котором ступени не изменены.
Гармонический – минор с повышенной VII ступенью.
Мелодический – минор, в котором при движении вверх повышаются VI и YII ступени.
При движении вниз эти повышения отменяются.
Мажор встречается натуральный (в котором ступени не изменены) и гармонический
(с пониженной YI ступенью).
Параллельными называются мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые ключевые знаки, общие звуки, но разные тоники. Например: До-мажор и ля-минор;