ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Интервал. Виды интервалов. Обращение интервалов. Простые и составные интервалы.
1. Трезвучие. Обращение трезвучия. Главные трезвучия лада. Консонирующие и диссонирующие трезвучия.
1. Септаккорд. Доминантовый септаккорд. Его обращение и разрешение.
1. Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени.
1. Знаки альтерации, порядок их появления. Квинтовый круг мажорных и
1. Главные трезвучия лада, их обращение и соединение.
1. Буквенные обозначения звуков и тональностей. Тритоны.
1. Модуляция и отклонение. Пятиступенные лады народной музыки; построить от
1. Характерные интервалы . Энгармоническое равенство звуков, интервалов.
Соль-мажор и ми-минор; Фа-мажор и ре-минор; Ре-мажор и си-минор; СиЬ-мажор и
соль минор.
Разница между тониками параллельных тональностей равна малой терции.
Одноименными тональностями называются мажорная и минорная тональности,
имеющие общую тонику, но разные ключевые знаки. Например: До мажор (нет знаков)
и до минор ( сиЬ, миЬ, ляЬ ). Разница в ключевых знаках всегда равна трем.
Энгармонически равныетональности - это тональности одинаковые по звучанию, но
различные по названию и написанию: Си мажор - До-бемоль мажор, Фа-диез мажор -
Соль-бемоль мажор
Для данной тональности родственными являются те тональности, тонические
трезвучия которых можно построить на ступенях данной тональности.
К ним относятся: 1. Параллельная тональность
2. Доминантовая тональность и ее параллельная
3. Субдоминантовая тональность и ее параллельная
4. Тональность минорной субдоминанты в гармоническом мажоре
5. Тональность мажорной доминанты в гармоническом миноре.
Родственные тональности для До мажора: ля минор, Соль мажор, ми минор, Фа мажор, ре минор, фа минор.
Родственные тональности для ля минора: До мажор, ми минор, Соль мажор, ре минор, Фа мажор, Ми мажор.
БИЛЕТ № 6.
1. Знаки альтерации, порядок их появления. Квинтовый круг мажорных и
минорных тональностей. Альтерация в мажоре и миноре.
Альтерация означает изменение.
Знаки альтерации - это знаки, изменяющие ноту.
Диез – знак повышения ноты на полтона.
Бемоль – знак понижения ноты на полтона.
Бекар – знак, который отменяет действие диеза или бемоля.
Знаки бывают случайные, которые ставятся возле ноты и действуют один такт, и
ключевые знаки, которые выставляются при ключе и сохраняются на протяжении
всей мелодии.
Порядок появления диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.
Бемоли появляются в обратном порядке.
Квинтовым кругом называется система, в которой все тональности одного лада
расположены по чистым квинтам.
Мажорные тональности располагаются от ноты До: вверх по ч5 - диезные тональности,
вниз по ч5 – бемольные тональности.
До мажор – Соль мажор – Ре мажор – Ля мажор – Ми мажор – Си мажор
-- 1 2 3 4 5
До мажор – Фа мажор – Си Ь мажор – Ми Ь мажор – Ля Ь мажор – Ре Ь мажор
-- 1 2 3 4 5
Чтобы определить ключевые знаки в минорной тональности, нужно перейти в
параллельную мажорную тональность и воспользоваться квинтовым кругом или
выстроить по такому же принципу квинтовый круг минорных тональностей от ноты ля.
Альтерация ступеней в мажоре: II # Ь, IY #, YI Ь
в миноре: II Ь, IY Ь #, YII #
БИЛЕТ № 7.
1. Главные трезвучия лада, их обращение и соединение.
Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные от главных ступеней лада.
На I ступени - тоническое трезвучие ( Т 5/3 )
На IY ступени – субдоминантовое трезвучие ( S 5/3 )
На Y ступени – доминантовое трезвучие ( D 5/3 )
Главные трезвучия в мажоре – мажорные, в натуральном миноре – минорные. Кроме того в гармоническом мажоре появляется минорная субдоминанта, а в гармоническом миноре - мажорная доминанта.
Главные трезвучия имеют обращения.
мажор минор разрешение
Т5/3 I б3 + м3 м3 +б3
Т6 III м3 + ч4 б3 + ч4
Т6|4 Y ч4 + б3 ч4 + м3
S5/3 IY Т6
S6 YI Т6/4
S6|4 I Т5/3
D5/3 Y Т, Т6/4
D6 YII Т5/3
D6|4 II Т6
Соединением аккордов называется связь между аккордами посредством плавного голосоведения. Каждый голос в аккордах должен двигаться плавно, без скачков.
Соединение главных трезвучий в До мажоре:
Т5|3 S6|4 Т5|3 D6 Т5|3 Т6 S5|3 Т6 D6|4 Т6 Т6|4 S6 Т6|4 D5|3 Т6|4
Чередования различных аккордов в ладу образуют последовательности аккордов.
БИЛЕТ № 8.
1. Буквенные обозначения звуков и тональностей. Тритоны.
Для буквенных обозначений применяются начальные буквы латинского алфавита:
До – С,с ре – Д,д ми – Е,е фа – F,f соль – G,g ля – А,а си – Н,h сиЬ – В,b.
Диез обозначается is , бемоль - es, мажор - dur, минор – moll.
Исключение: ЛяЬ мажор - As-dur
МиЬ мажор - Es-dur.
СиЬ мажор - B- dur.
Тритоны – это интервалы, в которых содержатся три тона. К ним относятся: увеличенная
кварта (ув4) и уменьшенная квинта (ум5). Тритоны строятся в натуральном мажоре и гармоническом миноре: ув4 на IY ступени, ум5-на YII.
При разрешении ув4 увеличивается, ум5 – уменьшается:
До мажор ля минор
ув.4 ум.5 ув.4 ум.5
БИЛЕТ № 9.
1. Модуляция и отклонение. Пятиступенные лады народной музыки; построить от
звука: d.
Отклонением называется временный переход в новую тональность.
Модуляция – переход в новую тональность и закрепление в ней музыкального
построения.
Модуляция и отклонение осуществляется с помощью аккордов доминантовой группы
новой тональности. Эти приемы вносят новые краски в гармонический план
музыкального произведения.
К ладам народной музыки относится пентатоника.
Пентатоникой называется пятиступенный лад. Это лад, состоящий из пяти звуков.
Пентатоника бывает мажорной и минорной.
Мажорная пентатоника отличается от натурального мажора отсутствием IY и YII ступеней
Минорная пентатоника отличается от натурального минора отсутствием II и YI ступеней.
Характерным признаком пентатоники служит отсутствие малых секунд (полутонов).
БИЛЕТ № 10.
1. Характерные интервалы . Энгармоническое равенство звуков, интервалов.
Характерными называются интервалы, которые появляются в гармонических ладах.
В мажоре их появление связано с понижением YI ступени, а в миноре - с повышением YII ступени. К ним относятся: ув2, ум7, ув5, ум4, ув4, ум5.
Мажор г. минор г. Мажор г. минор г. Мажор г. Минор г.
Ув2
YI
Ь YI
ув5 YIЬ
III
ув4 YIЬ54
ор