ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
Задание № 1
Сформулируйте предполагаемые цель и задачи, предложите форму (индивидуальная, групповая) и методы коррекции по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Задание № 2
Сформулируйте предполагаемые цель и задачи, предложите форму (индивидуальная, групповая) и методы коррекции по преодолению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Задание № 3
Сформулируйте предполагаемые цель и задачи, предложите форму (индивидуальная, групповая) и методы коррекционно-развивающей работы по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задание № 4
Сформулируйте предполагаемые цель и задачи, предложите форму (индивидуальная, групповая) и методы коррекции по преодолению гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста.
Задание № 5
Сформулируйте предполагаемые цель и задачи, предложите форму (индивидуальная, групповая) и методы коррекции по преодолению тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Задание № 6
Сформулируйте предполагаемые цель и задачи, предложите форму (индивидуальная, групповая) и методы коррекции по преодолению неуверенности у детей старшего дошкольного возраста.
Задание № 7
Составьте диагностическую программу (как набор существующих методик), позволяющую изучить особенности детско-родительских отношений дошкольников.
Задание № 8
Составьте диагностическую программу (как набор существующих методик), позволяющую оценить основные компоненты психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Задание № 9
Предложите алгоритм изучения и анализа данной проблемы психологом. На что следует обратить внимание в первую очередь? Составьте рекомендации для родителей по поводу возникшей проблемы.
Мама Максима (6 лет 10 мес.) обратилась к психологу с просьбой помочь организовать поведение ребенка, который в разных ситуациях жизни и деятельности ведет себя не просто плохо, но своими непредсказуемыми поступками держит в сильном напряжении всех взрослых, находящихся рядом: может убежать в магазине или на улице, «взорваться» из-за пустяка и устроить скандал с последующими ультиматумами и т.д. Если предельно заострить запрос матери, то он сводится к следующему: «Научите, как сделать послушным и организованным ребенка».
Задание № 10
Составьте рекомендации для родителей по проблеме адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.
Задание № 11
Составьте рекомендации для воспитателей по поводу предупреждения проявлений дезадаптции ребенка при поступлении в ДОУ.
Задание № 12
С помощью каких методов можно выявить положение ребенка в группе сверстников? Приведите примеры диагностических методик и объясните процедуру их проведения.
Задание № 13
Проанализируйте предложенную ситуацию и составьте рекомендации для родителей относительно их запроса.
На приеме у психолога мама трехлетней Оли: «Объясните, есть ли необходимость раннего развития ребенка? Много слышала о необходимости обучать чтению с трех лет, да и с английским языком не хотелось бы опоздать. Моей дочери уже три года. Подскажите, пора ли нам уже учиться читать? У моей знакомой девочка трех лет уже читает целыми словами и занимается английским языком».
Задание № 14
Обоснуйте свои предположения относительно причин возникшей проблемы. Составьте рекомендации для родителей по поводу ее разрешения. Предложите наиболее эффективные методы преодоления страха в данной ситуации.
Алеша (6 лет 7 месяцев), подготовительная группа. Мальчик тяжело идет на контакт с незнакомыми взрослыми и детьми. Он застенчив, боязлив и не уверен в себе. Говорит очень тихо и сбивчиво. Алеша – поздний и единственный ребенок в семье родителей, работающих в сфере искусства. Мама излишне опекает сына, во всем ему помогает, а папа очень строг и принципиален. Отец Алеши много гастролирует, и его частое отсутствие в семье, в сочетании с излишней строгостью по отношению к сыну, способствовали тому, что Алеша стал бояться отца. Алеша боится, что папа накажет, что-нибудь не разрешит и т. п. Ночью мальчику тоже не стало покоя, ему все чаще стали сниться страшные сны, в которых присутствуют сцены наказания. В рисунке «Моя семья» мальчик изобразил огромное количество предметов, отделяющих его от родителей.
Задание № 15
Обоснуйте свои предположения относительно причин агрессивного поведения ребенка. Составьте рекомендации для родителей по поводу возникшей проблемы. Предложите наиболее эффективные методы коррекции агрессивности в данной ситуации.
Максим (5 лет 10 месяцев) в группе детского сада от сверстников отличается агрессивностью, драчливостью и непослушанием. Воспитательница на прогулке услышала, что Максим объясняет сверстникам, как надо лучше бить, чтобы было больно. Максим – единственный ребенок в семье. В разговоре мама неоднократно подчеркивает: «У нас благополучная семья. Мы Максима очень любим». Она использует в воспитании сына физические наказания («Бью ремнем или как тряхану»). Помимо физических наказаний используется угол и ругань. Мама признается, что часто не справляется со своим эмоциональным состоянием: «В меня как сатана вселяется, и я бью сына». Мама однажды так и сказала Максиму: «Я тебя бью, но знай, что я тебя люблю!»
Задание № 16
В приведенном тексте найдите и выделите наиболее значимую для решения проблемы клиента информацию. Приведите примеры вопросов для сбора максимально полной информации о сути проблемы. Сформулируйте возникшие у вас гипотезы о возможных причинах возникшей проблемы.
В конце 1-й четверти кабинет психолога посетила мама одного из первоклассников. Запрос был сформулирован следующим образом: «Все ли в порядке с моим сыном? Нет ли у него умственных отклонений, так как его обучение продвигается с большими трудностями».
Ребенок тихий, ласковый, послушный, он не причинял хлопот, пока не пошел в школу. Детский садик мальчик не посещал, рос «домашним ребенком» в семейном кругу, где умели уделить внимание ребенку. Читать и считать научился дома. Но с началом школьного обучения спокойствие в доме кончилось. Мальчик стал беспокойным, часто плачет, вздрагивает от любого звука, плохо спит по ночам. Учительница жалуется, что он ничего не делает на уроках, не может ответить даже на простые вопросы, не справляется с контрольными заданиями, очень плохо пишет. Мама помогает мальчику, и он более или менее удачно выполняет домашние задания, но в школе теряется и производит впечатление ребенка с нарушенной психикой.
Задание № 17
В приведенном тексте найдите и выделите наиболее значимую для решения проблемы клиента информацию. Приведите примеры вопросов для сбора максимально полной информации о сути проблемы. Сформулируйте возникшие у вас гипотезы о возможных причинах возникшей проблемы.
Встревоженная учительница 1-го класса поделилась проблемой, решить которую самостоятельно пока еще не решается. Среди первоклассников есть девочка, которая на первый взгляд ничем не отличается от сверстников: такая же симпатичная и аккуратно одетая, старательно выполняет задания учителя, красиво выводит буквы и слова. Но при всей своей дисциплинированности, послушании и примерности, за месяц обучения она не произнесла ни одного слова, когда к ней обращался кто-то из взрослых. Учительница замечала, что девочка нормально общается с одноклассниками, но только до тех пор, пока рядом не появился взрослый. Из беседы с мамой учительница узнала, что девочка перестала разговаривать с взрослыми примерно в 4 года. Это стало своеобразным проявлением «характера»: дочь не хотела ходить в детский сад после конфликта с воспитательницей. Но мама, женщина довольно властная, демонстративного типа, наперекор дочери настояла на своем. С тех пор девочка перестала разговаривать сначала с воспитателями в садике, потом и со всеми взрослыми, кроме домашних. Мама призналась, что с дочерью она частенько конфликтует, девочка ершистая и непослушная, сверх меры «самостоятельная».
Задание № 18
Составьте рекомендации для родителей по поводу возникшей проблемы. Предложите наиболее эффективные методы преодоления страха в данной ситуации.
Юра (5 лет) сочинил такую историю: «Вот я собираюсь ложиться спать. Мама берет книжку и читает мне. Потом она закрывает книжку и уходит, а ко мне приходят разные чудовища и страшилища и говорят, чтобы я отдал зайку – игрушку, с которой я сплю. Я забираюсь под одеяло, потому что боюсь». Психологом был выявлен страх перед засыпанием.
Задание № 19
Обоснуйте свои предположения относительно причин агрессивного поведения ребенка. Составьте рекомендации для родителей по поводу возникшей проблемы. Предложите наиболее эффективные методы коррекции агрессивности в данной ситуации.
Саша, 5 лет. Неусидчив, рассеян и агрессивен. Когда его кто-то из сверстников нечаянно заденет, то Саша мгновенно реагирует ударом куда придется. Складывается впечатление, что мальчик так и ждет нападения. Саша стремится всегда быть первым, использует для этого любые методы, например, расталкивает детей, если не успел первым одеться на прогулку. Любит черный цвет, выбирает его для своих рисунков. Совершенно не слушается одну из воспитательниц, ту, которая, по его понятиям, не строгая. Дома мальчик, по признанию родителей, смотрит много боевиков. И мать, и отец Саши используют по отношению к сыну физические наказания. Папа пробовал также и другие методы, например, подолгу не разговаривать с Сашей, ставить в угол. А однажды папа за очередную провинность мальчика разбил на его глазах любимую игрушку Саши и выбросил в окно. В рисунках на свободную тему Саша рисует боевую технику, которая что-то или кого-то взрывает, убивает.
Задание № 20
Обоснуйте свои предположения относительно причин возникшей проблемы. Составьте рекомендации для родителей по поводу развития навыков общения у ребенка.
Коля, 4 года. В группе детского сада играет один, чаще всего с машинками. Иногда подходит к кому-то из сверстников и катает рядом с ним машинку по кругу. На обращенные к нему вопросы воспитателя мальчик отвечает, но сам не стремится к общению ни с детьми, ни со взрослыми. Коля выглядит очень худым, бледным, зажатым и испуганным. Плохо ест в детском саду и производит впечатление болезненного мальчика. В ролевые игры не включается, но и не уходит, а занимает позицию стороннего наблюдателя.
«Как научить сына общаться?» — этот вопрос очень беспокоит маму Коли, которая сама долгое время не могла справиться с проблемами общения. Папа Коли также говорит о себе как о необщительном человеке. Мама отмечает у Коли проблемы в общении как с незнакомыми людьми (с ними молчит), так и со знакомыми людьми (в присутствии знакомых взрослых Коля демонстрирует плохое поведение: рвет книжки, ломает игрушки и т. п.).
Задание № 21
Проанализируйте предложенную ситуацию и ответьте на следующие вопросы: 1. Почему для решения задачи Наташе потребовались вырезанные из бумаги деревья и птички? 2. Какие особенности восприятия и мышления дошкольника проявились? 3. Как следует учитывать эти особенности в процессе обучения?
Наташе 5 лет 10 мес. Экспериментатор предложил ей такую задачу: «Летели четыре птички, сели на деревья. Сели по одной — птичка лишняя, по две — дерево лишнее. Сколько было деревьев?» Девочка несколько раз повторила задачу, но не смогла ее решить. Тогда экспериментатор вырезал из бумаги три дерева и четыре птички. С их помощью Наташа быстро и правильно решила задачу.
Задание № 22
Проанализируйте предложенную ситуацию и ответьте на следующие вопросы: 1. Какие качества личности проявляются в поведении дошкольника? 2. Ваши рассуждения и предложения о том, как строить воспитательную работу с такими детьми?
Мальчик — старший дошкольник. В его поведении наблюдаются следующие моменты. Он, например, хочет есть, но возьмет суп и выльет его на пол. Если ему дают еду, то он от нее отказывается, но когда садятся за стол другие, мальчик обязательно начнет просить есть. Если мама куда-нибудь уходит из дома, то и он просится с ней. Но стоит ей только сказать: «Ну, одевайся, идем», как мальчик отвечает: «Не пойду», как только мама возвращается за ним, снова отказывается идти. И так может повторяться многократно, причем ребенок в это время начинает плакать.