Файл: Практические задачки к госу по психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.04.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание № 23

Проанализируйте предложенную ситуацию и ответьте на следующие вопросы: 1. Определите примерный возраст ребенка. 2. Какие особенности мыслительной деятельности проявились в данном эпизоде? 3. Охарактеризуйте особенности формирования мышления детей этого возраста.

Юра пытается починить тележку. Сначала он просто прикладывает колесо к краю тележки рядом с концом оси. После многих проб колесо случайно надевается на торчащий конец оси. Тележка может ехать. Мальчик очень доволен. Воспитательница говорит: «Молодец, Юрик, сам починил тележку. Как ты это сделал?» Юра: «Починил, вот видите!» (Показывает, как вертится колесо.) «Как ты это сделал, покажи!» (Воспитательница незаметным движением сбрасывает колесо с оси.) Юра снова прикладывает его к тележке и сейчас уже сразу надевает его на ось. «Вот и починил!» — радостно заявляет мальчик, однако вновь не может сказать, объяснить,  как же  он это сделал.

Задание № 24

Студентка педколледжа, выполняя курсовую работу по теме «Особенности взаимоотношений дошкольников в игре», должна была собрать необходимый фактический материал, используя метод наблюдения. Придя в детский сад, она обратилась к детям с такими словами: «Мне сегодня необходимо понаблюдать за тем, как вы играете!»

Будут ли данные, полученные студенткой, достоверными? Какое необходимое условие было нарушено студенткой?

Задание № 25

Экспериментатору необходимо было выяснить объем памяти детей 5 лет. Он предложил им для запоминания следующие слова: карандаши, кукла, конфетка и др. Дети су­мели воспроизвести лишь небольшое количество слов.

В другой раз экспериментатор пришел в эту же группу дет­ского сада и, поздоровавшись с детьми, предложил: «Давай­те поиграем в магазин». Дети дружно согласились. «Я буду продавцом, — сказал исследователь, — а вы будете покупате­лем. Вот мои товары: карандаш, кукла, конфетка (назвал те же слова, что при первой встрече). Кто назовет больше слов, тому и достанется покупка». На этот раз дети назвали боль­ше слов.

Назовите причину разных результатов эксперимента. Раскрой­те содержание понятий «естественный эксперимент» и «лабора­торный эксперимент», назовите их отличительные признаки.


Задание № 26

Исследователь предложил детям в детском саду нарисовать тематический рисунок «Моя семья». Петя (6 лет) нарисовал следующее: в центре листа – большой телевизор, рядом кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими руками и сигаретой, ближе к краю листа мальчик изобразил маленькую фигурку – это младший брат. В верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигура мамы с большой сковородой в руках. Исследователь спросил Петю: «Почему ты себя не нарисовал?» «А я не уместился», - ответил мальчик.

Можно ли по рисункам судить о психическом состоянии ребенка? Какой вывод можно сделать о микроклимате в семье мальчика?

Задание № 27

«Наш Павлик (6 лет) быстро и рано научился говорить. Мы поощряли это. Детский сад он не посещал. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит, как все дети в детском саду, да он и не стремится к этому, но и мы не поощряем. Считаем, что сын и так будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает!» - рассказала мама, приведя сына в первый класс.

Оцените особенности воспитания Павлика в семье. Можно ли предвидеть результаты обучения мальчика в школе?

Задание № 28

Юра (6 лет) скоро пойдет в школу, а сейчас пока он играет в компьютерные игры. Родители это поощряют. Мама поясняет: «Юра у нас мальчик развитый, смышленый, очень быстро соображает по ходу игры. Учиться в школе он будет хорошо». На вопрос, играет ли он в подвижные игры, где надо уметь ориентироваться в многомерном окружающем мире, мама ответила: «Что вы, его от компьютерных игр не оттащишь…»

Составьте прогноз успешности обучения Юры в школе, в частности, овладения письмом.

Задание № 29

Петя (6 лет) ходит в подготовительную к школе группу. Воспитатель иногда хвалит его, но мама Пети постоянно недовольна им. Мама считает, что сын ленится, все делает медленно, неуверенно. Она начала учить его читать и писать (он пишет в тетради), заставляя переделывать, если плохо получается. Петя то и дело говорит: «Я не умею, у меня не получается, я лучше буду играть». Мама недоумевает: «Но сколько же можно играть? А может быть, его надо больше хвалить? Но за что?»

Назовите причины, вызывающие у Пети нежелание учиться. Какие типичные ошибки допускают взрослые?

Задание № 30

Обоснуйте свои предположения относительно причин негативного состояния ребенка. Составьте рекомендации для родителей по поводу возникшей проблемы.


Стас (3,5 года) приходит в детский сад с заплаканными глазами, т. к. сильно плачет по утрам и по дороге в детский сад. В детском саду Стас не плачет, но производит впечатление зажатого ребенка. Мальчик часто болеет, и мама забирает сына домой в первой половине дня. Когда Стас приходит домой, он часто начинает сильно плакать без причины. Однажды по этому поводу мама попробовала поговорить с сыном строгим голосом, у Стаса случилась сильная истерика. Что происходит с ребенком? С таким вопросом обратилась мама к психологу. Плаксивость появилась у Стаса, эмоционального и очень чувствительного мальчика, после того, как он пошел в детский сад.


Задание № 31

Обоснуйте свои предположения относительно причин неадекватного поведения ребенка. Составьте рекомендации для родителей и педагогов по поводу решения возникшей проблемы.

Таня (6 лет 5 месяцев) постоянно отвлекается на занятиях и не может сосредоточиться. Девочке тяжело удерживать внимание даже при играх со сверстниками, и она часто переключается на то, что ее вдруг заинтересовало, бросает начатую игру. Такое поведение девочки отталкивает ее от сверстников. Родители Тани недавно развелись, и папа ушел из семьи. Минимизировав общение с дочерью. Двигательная расторможенность у девочки после развода родителей усилилась. Кроме этого, Таня на развод родителей отреагировала депрессивными переживаниями, которые выразила в словах: «Я могу попасть в больницу!», «Я хочу умереть!» Своими откровенными переживаниями девочка поделилась с педагогом в детском саду.

Задание № 32

Обоснуйте свои предположения относительно причин возникшей проблемы. Составьте рекомендации для родителей по поводу ее разрешения. Предложите наиболее эффективные методы преодоления страха в данной ситуации.

Аня (5 лет 6 месяцев) впервые пришла в детский сад. До этого воспитывалась дома бабушкой, которая опекает ее чрезмерно, хочет отгородить внучку от жизни. Мама тоже предостерегает дочку от всех опасностей. Аня боится заходить одна в комнату, перед сном она волнуется: «Все страшно, можно ли спать, не случится ли чего-нибудь?» Эти и подобные им переживания часто мешают Ане уснуть. Девочка, по словам родителей, боится всего. Бывает, по непонятным причинам Аня отказывается общаться даже со знакомыми ей людьми. Никогда не берет никакого угощения ни у кого, кроме родителей и бабушки. В семье Ани беспокойная атмосфера: «Все учат, как жить, и кричат». Девочка переживает, что очень шумно и много нервничает. В детском саду на занятии по рисованию все дети рисовали, а Аня так и не смогла начать рисунок (боялась, что не получится). Девочка особенно боит­ся музыкальных занятий: «А мальчика там в угол поставили до конца занятия!» Отказывается играть с детьми: «Они меня роняли!» и играет в основном одна.