ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
Профессиональное развитие педагога
Индивидуальный файл педагога
1) Хранится в учебной части постоянно и включает следующие материалы:
– тетрадь посещения уроков и занятий педагога;
– тетрадь взаимопосещения уроков и занятий коллег;
– диагностические материалы по различным аспектам педагогической и методической деятельности педагога;
– индивидуальный план профессионального саморазвития педагога.
2) В характеристику по итогам учебного года заносят показатели успешности педагогической деятельности педагога.
I. Профессионально-технологические умения в гностической, проектировочной, организаторской и коммуникативной деятельности (заполняется по итогам наблюдений, анализа посещенных уроков, внеклассных мероприятий, анкетирования, тестирования и пр.)
II. Культура профессионального саморазвития (анализ планов самообразования и эффективности их реализации).
III. Состояние кабинета и внеклассной работы учителя по предмету (анализ системности в применении и хранении дидактического, раздаточного материалов, НОТ учителя, качество разработки и результаты проведенных мероприятий, владение методикой самоанализа).
IV. Осуществление мониторинга и результаты учебной деятельности учащихся (анализ видов оценки, применяемых учителем, системность этой работы, анализ результатов к/р, тестов, срезов по предмету).
V. «Независимые характеристики и оценки» работы учителя (результаты диагностики, материалы социологических опросов коллег, учащихся и их родителей).
Уровни профессионального развития педагога
1. Базовой характеристикой деятельности педагога считают педагогическую умелость, под которой понимают достаточно хорошее владение им системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания школьников. Совокупность различных профессиональных умений учителя (воспитателя) называют педагогической техникой.
В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.
Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением:
– владение своим организмом (мимика, пантомима);
– управление эмоциями, настроением (снятие психического напряжения, создание творческого самочувствия);
– социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение);
– техника речи (дикция, темп речи) и др.
Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и раскрывает технологическую сторону педагогического процесса: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные, диагностико-аналитические и другие умения.
Педагогическая техника как форма организации поведения учителя представляет собой комплекс профессиональных умений, в том числе актерских и режиссерских, связанных с умением управлять собой и умением взаимодействовать в процессе решения педагогических задач.
2. Следующей ступенью профессионального роста педагога является педагогическое мастерство, под которым традиционно понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Сегодня также оно включает как минимум еще четыре компонента: систему знаний, специальных способностей, педагогическую технику и гуманистическую направленность личности.
3. Готовность к нововведениям – это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определенная личностная направленность (стремление, потребность внедрять новое), знания и практические умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности («сплав» психологической, теоретической и практической готовности).
4. Педагогическое творчество, по мнению этих авторов, есть более высокий уровень квалификации учителя. Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением.
5. Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приемов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторскому стилю его педагогической деятельности – один из важнейших показателей личностного развития.
6. Важнейшим условием, механизмом и результатом формирования готовности педагога к созданию авторской педагогической (дидактической, воспитательной, образовательной) технологии является индивидуальный авторский стиль деятельности педагога.
7. Разработка и усовершенствование образовательных программ – одно их самых распространенных направлений новационного педагогического поиска в образовательных учреждениях.
8. Высшим уровнем профессионального саморазвития педагога является создание им собственной авторской системы работы, состоящей из индивидуальной дидактической, индивидуальной воспитательной и индивидуальной методической систем.
Профессиональное самосознание как показатель профессионально-личностного развития педагога
Беспалько В. П. выделяет четыре основных компонента профессионального самосознания:
1. «Актуальное Я» (каким сейчас себя видит учитель) является центральным элементом профессионального самосознания учителя и основывается на трех других.
2. «Ретроспективное Я» (каким он себя видит и оценивает по отношению к начальным этапам своей работы). По отношению к нему дается система критериев оценки собственного профессионального опыта и достижений.
3. «Идеальное Я» (каким хотел бы стать учитель) дает перспективу личности и обуславливает саморазвитие в профессиональной сфере.
4. «Рефлексивное Я» (как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают руководители школы, коллеги, ученики и родители) является шкалой среды в профессиональной деятельности учителя и обеспечивает объективность самооценки.
Этапы профессионально-личностного саморазвития учителя
1. Поиск своей позиции, когда учитель осознает, что эффективность его деятельности зависит от продуцирования собственных решений.
2. Критический анализ различных вариантов решения поставленных педагогических задач.
3. Выбор приоритета, построение основ своего авторского варианта обучения на основе сопоставления традиционных схем педагогической деятельности с ее инновационными образцами, которые предоставляются учителю в ходе интерактивных деятельностно-игровых методических занятий.
4. Ситуация «отказ от стереотипов» – рефлексия собственного опыта, обоснование и апробация своей авторской методической системы.
Результаты инновационной
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Результатами инновационной деятельности педагога являются:
– индивидуальный стиль педагогической деятельности;
– авторские программы, методики, технологии;
– методическая, психологическая, исследовательская, педагогическая, технологическая культура учителя;
– авторская педагогическая – дидактическая, воспитательная, методическая система.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧИТЕЛЯ
НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ
Для формирования мотивации учителя на профессиональное саморазвитие необходимо:
– наличие адекватной самооценки;
– сформированность нормативного или идеального представления о педагогической деятельности;
– соотнесение педагогом своей деятельности с образцами.
РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПЛАНОВ САМОРАЗВИТИЯ
Важное умение любого учителя – это составление индивидуального плана профессионально-личностного саморазвития. Самостоятельно написать качественный индивидуальный план повышения квалификации в состоянии только зрелый педагог, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному совершенству. Поэтому педагогам необходимо подсказать, что можно использовать для совершенствования своего профессионального мастерства, какими возможностями обшей системы методической работы в школе стоит воспользоваться. Нужно стремиться, чтобы сама процедура разработки индивидуального плана не была забюрократизирована и не приобретала формальный характер. Задача руководителя состоит в том, чтобы планирование профессионального развития постепенно становилось для педагога не только обязанностью, но и внутренней потребностью, помогало ему продвигаться вперед, не останавливаться на достигнутом.
Индивидуальный план отличается от общего тем, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога, большее место отводится самообразованию и обучению на рабочем месте. То есть учитель предстает сформировавшимся субъектом профессионального развития.