ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
Стимулы профессионального развития педагога
Мотивы к труду работникашколы |
Вознаграждения, которые могут быть использованы дляпрофессионального развития |
Мотив самостоятельности, реализация себя в педагогической деятельности как творческой |
– открытие собственного мастер-класса для учителей района или города при условиях договорной оплаты труда; – повышение самостоятельности, возможность работать по интересующей программе, выбирать класс, устанавливать наиболее удобный (желаемый) график работы (расписания); – содействовать в получении гранта на реализацию интересующего проекта; – содействие в разработке и утверждении собственной авторской программы и ее распространение в районе |
Мотив личного развития, приобретения новой информации |
– направление на стажировку или престижные курсы; – представление времени на методическую работу (работа на дому); – творческий отпуск в каникулярное время; – дополнительные дни к отпуску; – оплата второго высшего образования (переподготовки) по интересующей учителя специальности; – оплата научно-методической литературы |
Мотив самоутверждения, достижения социального успеха |
– направление на различные проблемные конференции, семинары региональные и российские; – содействие в обобщении опыта, подготовке собственных публикаций; – представительство от школы на ответственных мероприятиях (район, город, область, республика); – привлечение к руководству методическими службами школы; – получение права на проведение семинаров, курсов для коллег на платной основе; – рекомендация учителя для своего курса в ИПК; – назначение на должность методиста, ответственного за стажировку молодых учителей с оплатой этой работы |
Потребность быть в коллективе |
– вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы |
Окончание табл.
Мотив стабильности, защищенности, обеспеченности в старости |
– представление оплачиваемых часов на методическую работу; – гарантия защищенности от посягательств на профессиональную честь учителя со стороны недобросовестных вышестоящих руководителей, методистов, инспекторов; – гарантия имеющегося статуса положения в коллективе |
Мотив состязательности |
- содействие в выдвижении на всероссийский конкурс; - присвоение звания победителя школьного конкурса профессионального мастерства с назначением годовой надбавки к зарплате |
Типы педагогов по мотивации педагогической деятельности
1. Учитель исполнительского типа ориентируется в профессиональном саморазвитии на признание и одобрение вышестоящих лиц, органов управления.
2. Второй тип учителей был обозначен нами как профессионально-коммуникативный.
3. Наиболее благоприятной в психологическом плане для овладения технологией личностного подхода и конструирования индивидуально авторской методической системы является позиция учителей, отнесенных к независимому типу, для которых гуманистическая программа деятельности становится средством самоутверждения в собственных глазах, а процесс разработки авторской методической системы протекает независимо от сложившихся в педагогической среде стереотипов и мнений.
4. Была выделена также небольшая группа учителей, отнесенных к либеральному типу, которые сводили гуманизацию обучения в основном к социально-психологическому контакту с детьми, пытались путём заниженных требований и упрощенно понимаемой «доброты» завоевать авторитет.
Уровни профессионализма
Выделяют пять уровней профессионализма:
1. Допрофессионализм включает в себя три этапа:
а) первичное ознакомление с профессией;
б) адаптация в профессии;
в) самоактуализация:
– осознание себя как индивидуальности;
– развитие способностей к самодиагностике;
– определение своих возможностей и своего предназначения в профессии.
На первом уровне – этапе развития профессионализма происходит освоение способов решения основных профессиональных задач, выработка индивидуального профессионального почерка, стиля педагогической деятельности, а также осознание своих слабых и сильных сторон как профессионала, что крайне важно для анализа собственной индивидуальной методической системы.
2. Профессионализм – это свободное владение профессией, мастерство, помогающее оптимизировать индивидуальную методическую систему.
3. Суперпрофессионал может проявляться как творец в педагогической деятельности, универсал и, наконец, профессионал, способный к дальнейшему собственному самопроектированию и, следовательно, конструированию авторской методической системы.
4. Послепрофессиональный период – это этап завершения профессиональной деятельности, когда учитель уже может выполнять функции консультанта, эксперта, наставника, обучающего других технологии конструирования авторской программы, технологий, методической и педагогической систем.
5. Помимо этого, в особую группу выделяются непрофессионалы-педагоги, которые, независимо от стажа, выполняют работу по собственным или чужим профессионально искаженным нормам.