ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.04.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общее понятие о философии и её предмете.
3. Различные интерпретации историко-философского процесса.
4. Возникновение древнегреческой философии.
6. Учение о логосе и диалектика Гераклита.
9. Нравственная философия Сократа.
11. Онтология Аристотеля. Учение о форме и материи.
12. Основные школы эллинистической философии (киники, скептики, эпикурейцы, стоики, неоплатоники).
13. Патристика как форма средневековой философии.
14. Средневековая схоластическая философия. Спор об универсалиях.
15. Фома Аквинский и его роль в развитии христианской философии.
16. Философский гуманизм эпохи Возрождения.
17. Философская характеристика Нового времени.
18. Эмпирическая философия ф. Бэкона.
11. Онтология Аристотеля. Учение о форме и материи.
Значительную роль в развитии античной философии сыграл ученик Платона Аристотель (384-322гг. до н.э.). Он существенно переработал систему объективного идеализма Платона, внес ряд новых идей в понимание мира. Аристотель подверг критике теорию идей Платона. Отдавая дань заслугам Платона, он считал необходимым по-своему истолковать многие философские проблемы («Платон мне друг, но истина дороже»). Главным аргументом Аристотеля против платоновского утверждения о существовании мира обособленных идей, которые рождают мир реальных вещей, является признание того, что сущность вещи не может существовать вне самой вещи. Аристотель исходит из того, что всякая вещь, которая существует сама по себе, неотделима от своей сущности. Он выделяет четыре вида причин или начал, благодаря которым вещи существуют. Во-первых, это материальная причина, материя вещи, то, из чего возникает вещь, как, например, глина для горшка или мрамор для статуи. Во-вторых, форма, которая придает вещи конкретный вид, делает ее реально существующей вещью. В-третьих, движущая причина то, откуда идет начало движения, что оформляет материю. В-четвертых, - целевая причина, то, ради чего происходит изменение. Именно под воздействием этих четырех причин существуют вещи, которые носят свое начало в самих себе. Значительное внимание Аристотель уделял процессу познания. Целью познания он считал поиск причин существования каждой вещи. Здесь явно просматривается идея целесообразности мира. Одной из важнейших заслуг Аристотеля является осознание качественного отличия общественной жизни от природного бытия и понимание человека как существа общественного. По утверждению Аристотеля существование каждого отдельного человека возможно только в обществе. По Аристотелю общественная жизнь приобретает государственное оформление естественно: «всякое государство – продукт естественного возникновения, как и первичные общения: она есть завершением их, у завершенности же обозначается природа…В осуществлении конечной цели и заключается наивысшая завершенность». Соотношение государства, общества и человека он рассматривает как соотношение целого и части. Философские воззрения Аристотеля являются ярким доказательством того, в какой мере изменения общественной жизни, усложнение социальной структуры общества влияют на формирование философских идей. Энциклопедические знания Аристотеля оказали огромное влияние на последующее развитие философской мысли. В заключение следует отметить, что возникновение философии сыграло очень важную роль в формировании нового типа мировоззрения, мировоззрения, основанного на разумном, логическом анализе явлений действительности. Она становиться методологической основой мировоззрения, вооружает людей принципами, опираясь на которые они определяют свое отношение к миру и другим людям, к себе.
12. Основные школы эллинистической философии (киники, скептики, эпикурейцы, стоики, неоплатоники).
К настоящему времени философия прошла в своем развитии свыше двух тысяч лет, за которые сформировалось множество направлений и школ, отстаивающих свою оригинальную позицию по вопросам познаваемости мира, человека, общества, культуры. К историческим типам философии относят: античную, средневековую, философию эпохи Возрождения и Просвещения, философию Нового времени, Немецкую классическую философию, неклассическую философию и постнеклассическую.
Античная философия представлена такими направлениями и школами, как ионийская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и др.), италийская (Пифагорейский союз, школа элеатов и Эмпедокл), атомистическая философия Левкиппа и Демокрита, софистика (Протагор, Горгий), философия Сократа и сократические школы (Антисфен, Аристипп, Диоген Синопский и др.), философское учение Платона, философская система Аристотеля и эллинистическая философия (эпикурейцы, скептики, стоики). Генезис античной философии восходит к проблеме поиска первопричины мира и места человека в нем, затем движется по пути логической формы познания, ее этического и политического значения, и в заключении определяется вопросами смысла жизни и достижения счастья. На всех этапах античная философия стремилась к предельной свободе духа.
13. Патристика как форма средневековой философии.
Средневековая философия превратилась в инструмент религиозных споров о христологии (учении о человеческой и божественной сущности Христа), эсхатологии (учении о конце истории и Страшном Суде), креационизме (учении о творении мира Богом) и получила официальное признание в определении тринитарной (Отец, Сын, Святой Дух) божественной сущности. Основной задачей философии в это время становится обоснование религиозных догматов, как-то: доказательство существования Бога, доказательство бессмертия души, оправдание Бога за существование зла в мире и др. В истории средневековой философии отмечают два периода и соответствующие им направления - патристику (учение отцов церкви), включающую в себя школы гностицизма, манихейства, апологетики, богословское наследие Аврелия Августина. Выделение в качестве самостоятельного периода в истории средневековой философской мыслипатристической философии во многом условно: все особенности средневекового философствования распространяются и на нее, и в ней обнаруживаются. И тем не менее такое выделение оправдано, если учесть, что история средневековой философии охватывает период с 10 до 15 веков, в течение которых она претерпевала определенную эволюцию.
Оправданность выделения патристики в особый период можно видеть уже в том, что на протяжении всей своей истории средневековая философия сохраняла ряд черт, несмотря на всю эволюцию. И ими оказались как раз те образцы философствования, которые сформировались у нее на начальном этапе. Патристический период – это время формирования принципов, подходов, которые сохранятся на протяжении всей истории средневековой философии. Эти принципы и подходы приняли характер классических норм, образцов, которым обязаны были следовать позднейшие философы.
14. Средневековая схоластическая философия. Спор об универсалиях.
В истории средневековой философии отмечают два периода и соответствующие им направления схоластику (учение монастырских школ), когда, собственно, философия служила теологии в поиске рациональных путей истинности доказательств Бога и веры через спор об универсалиях (номинализм и реализм). В это же время на Востоке, получает развитие арабская и еврейская философия (Авиценна, Аверроэс и др.). Схола́стика (греч. σχολαστικός — учёный, Scholia — «школа») — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Схоластика характеризуется соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. В повседневном общении схоластикой часто называют знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом. Какие бы проблемы ни обсуждались в средневековой схоластике, они так или иначе были связаны с вопросом о месте и роли универсалий в структуре бытия и в процессе познания. "История средневековой философии не может быть сведена к истории спора о природе универсалий. Однако же многое говорит в пользу такого понимания", — отмечает выдающийся исследователь средневековой философии Э.Жильсон [14, р. 153]. Спор о природе универсалий (общих понятий) велся на протяжении всего средневековья. Отправным пунктом для дискуссии послужили вопросы, поставленные Порфирием в его «Введении» к «Категориям» Аристотеля: (1) Существуют ли роды и виды самостоятельно или же только в мышлении? (2) Если они существуют самостоятельно, то тела ли это или бестелесные вещи? (3) Обладают ли они в последнем случае отдельным бытием или же существуют в телесных вещах? Согласно формулировке Фомы Аквинского, универсалии могут иметь троякое существование: ante rem (до вещи, т.е. в Божественном интеллекте), in re (в вещи) и post rem (после вещи, в человеческом уме). В ходе обсуждения природы универсалий сформировались три основных подхода к решению проблемы: реализм, концептуализм и номинализм. Реализм признает самостоятельное существование универсалий; концептуализм утверждает, что общие понятия имеют место в человеческом уме, но им соответствует нечто в самих вещах; номинализм считает, что общие понятия возникают в процессе познания и вне человеческого ума, т.е. реально не существуют. Концепцию реализма разделяли Ансельм Кентерберийский, Гильберт Порретанский, Фома Аквинский, Бонавентура и др., точка зрения концептуализма сформулирована в трудах Абеляра и Дунса Скота; обоснование номиналистической позиции представлено в доктрине Оккама.
Хотя главным пунктом разногласий между реализмом, концептуализмом и номинализмом был вопрос об онтологическом статусе универсалий: обладают они реальным существованием или нет, — фактически предметом обсуждения были все основные проблемы философии. Иначе не могло и быть; ведь нельзя ответить на вопрос о статусе универсалий, не уяснив, что собой представляет реальность. И наоборот: поскольку бытие для средневековых схоластов — это бытие, увиденное сквозь призму логических структур, то и взаимоотношение сущностей, соответствующих значениям единичных и общих понятий, является центральной проблемой онтологии. Поэтому, анализируя представления средневековых философов об онтологической структуре вещи, об акте творения, сообщающем бытие сотворенным вещам, об отличии бесконечного божественного бытия от конечного бытия вещей, о соотношении формы и материи, сущности и существования, единичного и всеобщего, мы одновременно знакомились с их взглядами на природу универсалий.
15. Фома Аквинский и его роль в развитии христианской философии.
Фома Аквинский (ок. 1226—1274 гг.) происходил из знатного неаполитанского рода. Монах бенедектинского ордена. Крупнейший средневековый философ. Учение Фомы Аквинского принято называть томизмом. Наиболее известные работы: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Согласно Фоме Аквинскому постижение Бога возможно через его творения, а не наоборот. Эта точка зрения позволила Фоме Аквинскому построить систему христианской философии, опирающуюся на философию Аристотеля. По Аристотелю возникновение различных вещей в природе происходит путем превращения возможности в действительность. Причем возможность совпадает с материей. При этом Аристотель различает материю как абсолютно бесформенное и неопределенное начало бытия и материю определенную, оформленную. Неопределенное начало бытия Аристотель называл «первой материей», а оформленную в виде камня, железа и т. п. — «второй материей». «Вторая материя», по Аристотелю, постоянно трансформируется, т. е., утрачивая свою форму, перестает быть тем, чем она была. Но «первая материя», по Аристотелю, не может ни возникнуть, ни исчезнуть. А в результате мир в учении Аристотеля существует вечно, хотя и ограничен в пространстве. Последнее, а именно то, что мир ограничен в пространстве, полностью согласовывалось с христианской космологией. Но бесконечное существование мира во времени несовместимо с христианским учением о сотворении мира. И это стало одним из главных препятствий на пути приспособления аристотелизма к христианству. Выход был найден Фомой, и заключался он в том, что возможность из первичного состояния мира была превращена во вторичное. Потенциальная возможность, или «первая материя» Аристотеля, у Фомы становится результатом божественного творения. Так в учение Аристотеля была введена идея креационизма, т. е. творения мира из ничего, соответствующая сути христианского вероучения. Доказательства бытия Бога. Особое место в учении Фомы Аквинского занимают «доказательства» бытия Бога, которые он, будучи великим систематизатором схоластики, излагает в ясной и системной форме. У Фомы таких «доказательств» пять. И все они основаны на принципе постижения Бога по его творениям. Первое доказательство, которое называют сегодня «кинетическим», состоит в том, что если в мире все движется, то должен обязательно существовать Перводвигатель, т. е. Бог. Второе «доказательство» основано на том, что если в мире все причинно обусловлено, то должна быть Первопричина, т. е. Бог. И т. д. Учение о душе. Фома Аквинский трансформирует позицию Аристотеля, приспосабливая ее к христианскому вероучению. Что касается человека, то его разумная душа у Фомы Аквинского является сугубо индивидуальной, а не общей для всех душой, как это было у Аристотеля. И это вполне понятно в свете христианской доктрины личного спасения. Бог, согласно Фоме, в момент рождения наделяет каждого человека его особой, неповторимой душой, которая не погибает со смертью тела. Таким образом, он утверждает, что душа не зависит в своем существовании от тела и что она продолжает жить по смерти тела. Все известные исследователи томизма акцентируют свое внимание на том, что душа и тело человека у Аквината являются неполными субстанциями. И только вместе они образуют единство, именуемое субъектом. Личность, а на латыни «persona», у Аквината есть результат соединения души и тела. Но еще более сложный момент в томизме — ситуация разъединения души и тела. Если смерть, освобождая душу от тела, лишает ее качеств личности, то душа не несет персональную ответственность на Страшного Суда. А если душа, отделившись от тела, остается личностью, то такая бестелесная личность не несет ответственность за грехи тела. Выход Фомы состоит в предположении того, что существование души бехз тела противно природе, а. следовательно не будет вечным. Поскольку же душа пребывает вечно, она опять должна быть соединена с телом, и именно это и подразумевается под воскрешением из мертвых. Бессмертие души требует будущего воскресения тел. Томизм — это одна из попыток теоретически представить, как возможно противоречивое единство души и тела в их земном существовании на фоне последующего автономного бытия души в существовании посмертном.