ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2024

Просмотров: 255

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И. К. Войтович

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ижевск 2012

0

Министерство образования и науки РФ Удмуртский государственный университет Институт иностранных языков и литературы

НОЦ «Инновационное проектирование в мультилингвальном образовательном пространстве»

И. К. Войтович

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Монография

Ижевск

2012

1

УДК 378:81 ББК 74.58

В 656

Рецензенты:

Ерофеева Н. Ю. – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии Удмуртского государственного университета

Осиянова О. М. – доктор педагогических наук, профессор кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка Оренбургского государственного университета

В 656 Войтович И. К.

Иностранные языки в контексте непрерывного образования: монография / под ред. Т. И. Зелениной. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. – 212 с.

ISBN 998-5-4312-0123-3

Монография посвящена актуальным вопросам теории и практики формирования системы непрерывного иноязычного образования. В исследовании анализируется отечественный опыт разработки моделей обучения иностранным языкам различных возрастных групп населения. Особое внимание уделяется вопросам создания системы непрерывного иноязычного образования на базе Института иностранных языков и литературы Удмуртского государственного университета.

Книга предназначена для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, а также руководящих работников образовательных структур.

ISBN 998-5-4312-0123-3

УДК 378:81 ББК 74.58

©И. К. Войтович, 2012

©ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», 2012

2

СОДЕРЖАНИЕ

 

ОТ АВТОРА.............................................................................

5

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................

7

Глава 1. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В СОВРЕМЕННОМ

 

МИРЕ................................................................................

10

1.1. Иностранные языки в условиях глобализации и

 

интернационализации общества и образования.....

10

1.2. Иностранные языки и их роль в обществе.............

17

1.3. Мотивы изучения иностранных языков.................

28

Выводы по главе 1...........................................................

31

Глава 2. МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ

 

ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ ИДЕИ

 

НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ..........................

32

2.1. Иностранные языки на рынке образовательных

 

услуг ...........................................................................

35

2.2. Иностранные языки в программах непрерывного

 

образования: лингвистические центры и курсы

 

по иностранным языкам...........................................

44

2.3. Иностранные языки в программах дополнитель-

 

ного образования высших учебных заведений .....

48

Выводы по главе 2...........................................................

54

Глава 3. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

 

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВ-

 

НОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ..................

55

3.1. Методические аспекты и ведущие принципы

 

функционирования системы непрерывного

 

иноязычного образования.........................................

56

3.2. Компоненты системы непрерывного иноязыч-

 

ного образования.......................................................

62

3


3.3. Роль рекламно-презентационной деятельности

 

в организации системы непрерывного

 

иноязычного образования.........................................

66

Выводы по главе 3...........................................................

72

Глава 4. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО

 

ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИИЯЛ УдГУ.......

74

4.1. Иностранные языки на рынке образовательных

 

услуг Удмуртии.........................................................

74

4.2. Об Институте иностранных языков и литературы

Удмуртского госуниверситета. Основное

 

образование................................................................

80

4.3. Дополнительное образование ИИЯЛ: возрастные

категории и образовательные программы..............

85

4.3.1. Раннее языковое образование: зарубежный

и отечественный опыт .....................................

89

4.3.2. Образовательные программы для

 

школьников: предпрофильная и профильная

подготовка учащихся.....................................

116

4.3.3. Образовательные программы для

 

взрослого населения.......................................

155

4.3.4. Программы повышения квалификации.......

176

Выводы по главе 4.........................................................

194

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................

195

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........

197

4


ОТ АВТОРА

В языки меня определил отец. У этого очень перспективного и многого добившегося в жизни человека была одна слабость: он поздно начал изучать английский язык, плохо его знал и так и не смог освоить. Однако решил реализовать свое большое желание выучить язык через нас с сестрой, и поэтому с раннего детства мы были определены в лучшую лингвистическую школу города Глазова Удмуртии, специализирующуюся в английском языке, где в то время работала слаженная команда преподавателей-энтузиастов – выпускников Московского института им. Мориса Тореза. Школа существует до сих пор, по-прежнему качественно готовит учащихся, не только закладывая в них прочные языковые знания, но и прививая им любовь к иностранным языкам на всю жизнь. А заняться написанием научных трудов, связанных с идеей непрерывного иноязычного образования, меня побудила моя коллега д. ф. н., проф. Т. И. Зеленина, инициатор и создатель системы дополнительного языкового образования «Иж-Логос» при Институте иностранных языков и литературы Удмуртского государственного университета, научным руководителем и консультантом которой она является по сей день.

Что такое для меня иностранные языки? Это вся моя жизнь: профессиональная, личная, научная. Это интересная работа в вечно молодом окружении, глобальное мировоззрение, новые страны, другие культуры, заокеанские друзья и большие научные перспективы.

Иностранный язык – это востребованный «товар» на рынке образовательных услуг, но не следует подходить к нему только как к источнику материальных благ. Иностранные языки в контексте непрерывного образования – это огромное научное поле, исследованное лишь

5

фрагментарно и не имеющее еще единой, цельной картины.

Монография «Иностранные языки в контексте непрерывного образования» продолжает и расширяет цикл тем, рассмотренных мною ранее в работах «Непрерывное образование в США: теория и практика» [Войтович, 2010] и «Дидактические аспекты электронного обучения: учебное пособие для студентов-филологов» [Войтович, 2011]. Обе работы успешно участвовали в различных конкурсах научных изданий, а именно: Всероссийский конкурс на лучшую научную книгу, Сочи, 2010 и 2011; I Южный межрегиональный конкурс «Университетская книга», Ростов-на-Дону, 2011; III Дальневосточный региональный конкурс изданий высших учебных заведений «Университетская книга – 2011», Владивосток, 2011; V конкурс «Гуманитарная книга – 2011» среди преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, аспирантов и соискателей Приволжского федерального округа, Киров, 2012, – на которых они были отмечены дипломами лауреата и грамотами. Данная монография является необходимым стратегическим шагом в проводимых мною научных исследованиях и готовит почву для следующей работы, в которой будут изложены возможности применения информационно-коммуникаци- онных технологий в иностранных языках, подведен результат их внедрения в учебный процесс непрерывного иноязычного образования и представлена модель информатизации Института иностранных языков и литературы Удмуртского госуниверситета.

И. К. Войтович

6


ВВЕДЕНИЕ

Изучение иностранного языка в современном мире – это один из важных составляющих моментов в жизни современного, успешного человека. Знание иностранного языка не просто желательно, оно необходимо. Сегодня появляется все больше людей, желающих знать иностранный язык, потому что это знание дает им новые возможности и делает богаче их духовный мир.

В идеале образованный, амбициозный человек должен владеть несколькими иностранными языками, постоянно их шлифовать и улучшать, потому что изучение иностранных языков – совсем не скучный процесс. Это творческое, увлекательное занятие, которое развивает мировоззрение, позволяет совершенствовать логическое мышление, умение выражать свои мысли кратко и четко.

Вследствие глобальных изменений в общественной жизни России, как и во всем мире, изменилась роль иностранного языка в системе образования. Из простого учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной реализации личности.

Новая социально-экономическая и политическая ситуация требует реализации в обществе языковой политики в области иноязычного образования, нацеленной на удовлетворение как общественных, так и личных потребностей по отношению к иностранным языкам. С реализацией новой языковой политики связано создание гибкой системы выбора языков и условий их изучения, а также вариативной системы форм и средств обучения, отражающих современное состояние теории и практики обучения иностранному языку. В связи с этим изучение иностранного языка в системе дополнительного образования приобрело широкие масштабы. Специалисты со знанием иностранных языков требуются все большему

7

числу компаний и учреждений, и имеющийся спрос на языки подталкивает преподавателей и деловых людей к открытию курсов иностранных языков, лингвистических центров и других учебных заведений, предлагающих услуги по обучению иностранным языкам.

Каждый желающий изучить иностранный язык может выбрать доступный и самый оптимальный вариант для того, чтобы изучить тот язык, который ему больше нравится. Сегодня существует огромное количество способов изучения иностранных языков. Вам могут предложить индивидуальный подход и уникальные разработки уроков иностранного языка. Конечно, самостоятельно бывает сложно сориентироваться в потоке бескрайней информации и сделать правильный выбор в предлагаемых современных методиках. Однако есть и более стандартные методы изучения языка – посещение курсов, специализированных учебных заведений, наконец, занятия с репетитором.

Основное препятствие на пути тех, кто решил заняться изучением языка, возникает еще до того, как они приступили к самому изучению – это психологический барьер. Иностранный язык – это очень сложно, долго и тяжело. Действительно, трудно выделить много времени, чтобы изучить язык быстро, да и усилий придется приложить немало. Но если знание языка для вас не необходимость, а лишь приятное дополнение, то и изучать его нужно по-другому. Понемногу, но каждый день. Не торопясь и не ставя перед собой жесткие сроки. Материалов и курсов сейчас много, можно выбрать для себя удобный способ обучения. Если вы начнете изучать язык, то уж через один или два года вы точно его будете знать. Известно, что, посвящая всего лишь один час своего свободного времени каждый день изучению какого-либо вопроса, вы становитесь через два или три года экспертом в этой области [Балезин 2007: URL].

8


Цель данной монографии – систематизировать накопленный за долгий период работы опыт создания модели непрерывного иноязычного образования в системе дополнительного образования вуза, описав его через призму теоретических и методологических подходов и основных образовательных документов. Разработанная нашим коллективом модель нуждается в описании, во-первых, для того, чтобы осмыслить сделанное и наметить следующие шаги в совершенствовании системы, и, во-вторых, возможно, наш опыт окажется полезным для менеджеров, работающих в дополнительном иноязычном образовании.

Эта книга может быть интересна и полезна и самим обучающимся, предпочитающим знать, на основе каких подходов построены образовательные программы и курсы, которые они еще выбирают или уже выбрали для обучения.

9