ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 266

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1)«Этнос», «Этногенез», «Этноним», «Нация». Как и почему возникают и умирают народы?

2)Этногенез русского народа. Этноним «Русские»

Ранние средневековые государства Восточной Европы.

1)Киевская Русь. Критика норманнской теории.

2)Волжская Булгария

3)Золотая орда.

Борьба московского княжества за гегемонию. Взаимоотношения с Казанским ханством.

1)Образование Русского централизованного государства XV – XVI века.

2)Казанское ханство.

Россия XVII – XVIII веков: От сословной монархии к пресвященному абсолютизму.

1) "Смутно время" начала XVII века. Сословно представительная монархия.

2)Реформы Петра I (1689 – 1725)

3)Эпоха дворцовых переворотов.

4)Реформы Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма».

Россия в первой половине XIX века. Кризис феодально-крепостной системы.

1) Социально-экономические и политические реформы в годы правления Александра I. Кризис феодально-крепостной системы.

3)Казань – научный и культурный центр Поволжья в XIX веке. Деятельность национальных просветителей.

1) Великие буржуазные реформы Александра II.

2) Революционные движения во второй половине XIX века (студенческие волнения, «Земля и воля», народники, «Народная воля», рсдрп – Российская социал-демократическая революционная партия)

3) Экономический подъем в конце XIX века и деятельность с.Ю.Витте.

1) Великие буржуазные реформы Александра II.

2)Революционные движения во второй половине XIX века.

3) Экономический подъем в конце XIX века и деятельность с.Ю.Витте.

1) Российская империя в начале XX века. Революция 1905 -1907 годов.

2) Политические партии России.

3)П.А.Столыпин и его программа реформ.

1917 Год: через свободу к диктатуре.

1)Февральская революция 1917 года. Борьба классов и партий за выбор путей общественного развития.

2)Октябрь 1917 года. Приход к власти большевиков. Разгон Учредительного собрания. Установление диктатуры.

Советская Россия в 1920-е годы.

1)Гражданская война (1918-1920)

3)Новая экономическая политика (нэп)

4)Борьба за власть в коммунистической партии в 1920-е годы.

5)Образование тасср и ссср.

1930-Е года. Ссср

1)»Большой скачек» 30-х годов: индустриализация и коллективизация.

2)Советская тоталитарная система и «большой террор» 30-х годов.

Великая Отечественная Война.

Реформа государственного управления.

Усиление абсолютной монархии потребовало коренной перестройки и предельной централизации всей системы государственного управления, его высших центральных и местных органов. На смену Боярской Думе пришла Ближняя коллегия, в 1711 году создается Сенат –высшее правительственное учреждение. Сенат стал центром бюрократической машины. В его ведение: бюджет, высшая судебная власть, общий надзор за промышленностью, торговля, просвещения и т.д. Вместо Приказов и Канцелярий были введены коллегии. Посольский Приказ заменила коллегия иностранных дел.1722 год – Табель о рангах. Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. 14 классов или рангов чиновников. Первый – самый высший, на гражданской службе это канцлер, на военной – фельдмаршал. 14 – самый низший. Чинам с 14 – 9 давали личное дворянство (т.е. детям не передавалось). Всякий получивший чин восьмого класса становится потомственным дворянином. Теперь в дворянство могли входить выходцы из других сословий. При Петре заслуги предков во внимание не принимались. Ценились ум, служебное рвение, образование. Появилась новая знать – целиком обязанная своей карьерой царю (Д.А.Меньшиков)

Реформа местных учреждений.

Вместо воеводской администрации введена губернская система управления. 1708 год – образована Казанская губерния.Наиболее продуктивными были преобразования в сфере культуры и просвещения. Петр и сам много учился, того же требовал и от дворян. При нем появилась высшая школа (навигаторская, инженерная, артиллерийская), расцвело книгоиздательское дело, в Петербурге учреждена Академия Наук. Но в целом существенного роста культуры не было. Из Европы было воспринято не содержание, а форма и то меньшей частью населения.В 1721 году Петр принимает титул императора. Россия официально провозглашалась империей.Петровские преобразования в сфере культуры, быта, нравов (одежда, запрет на бороды, ассамблеи) носили ярко выраженный политический характер, вводились часто насильственным методом, они должны были подчеркнуть принципиальное отличие, созданной за четверть века Российской империи – великого государства Европейского типа.


3)Эпоха дворцовых переворотов.

После смерти Пера борьба за трон стала характерной чертой нескольких десятилетий (1725 – 1762), которые историк Ключевский назвал «эпохой дворцовых переворотов». Гвардейские полки возводили на трон императоров.

4)Реформы Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма».

Период царствования Екатерины (1762 – 1796) с одной стороны – развитие политики просвещенного абсолютизма, направленный на укрепление самодержавия и в целом государства, а с другой стороны – расцвет дворянского самовластия и – «Золотой век дворянства».Просвещенный абсолютизм – политика абсолютизма в ряде европейских стран во второй половине XVIII века. Она выражалась в уничтожении церкви и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов (подчинение церкви государству, реформы: судебная, школьная и др.) В Австрии Еосив II, в Пруссии Фридрих II, в России Екатерина II. Используя популярность идеи французского просвещения, изображали свою деятельность, как союз философов и королей. Политика пресвященного абсолютизма выражалась в душе идеи просвещения. Это было время робких реформ, не затрагивающих основ феодального абсолютизского строя, время либерального заигрывания правительства с философами и литераторами. (Великие французские просветители XVIII века – Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескье, Денни – были сторонниками гражданского равенства)А в России XVIII века жесточайший крепостной гнет.Политики просвещенного абсолютизма предполагала правление «Мудреца на троне», покровитель искусств, благодетеля всей нации. Стремление соответствовать этому образу не помешало Екатерине усилить крепостной гнет и распространить его на новые земли.Екатерина переписывалась с просветителями. Вольтер называл ее - «Северная звезда». Она писала в своем дневнике об идеях просветителей, как о несбыточных мечтах. С годами «Казанская помещица» победила в ней «философа в юбке».

Реформы:

1775 год – губернская реформа. Новый закон ввел новое областное деление. Вместо прежних 23 губерний – 50, по 300-400 тысяч человек населения в каждом. Каждая губерния делилась на уезды по 20-30 тысяч человек в каждом. В ограничение губернского и уездного управления нашли идеи просветителя Монтескье, о разделение властей.1785 год – дворянская реформа. «Нежалованная грамота дворянства». Дворянство получило огромные привилегии. Теперь они могли решиться прав и имущества только по приговору дворянского суда, утвержденного императрицей. Освобождались от телесных наказаний, от обязательной службы. Получили право собирать губернские и уездные дворянские собрания. Выбирать на них предводителей.1785 год – городская реформа. «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». Городское население делилось на 6 разрядов с разными правами. Горожане выбирали городского голову и общую городскую думу. Создавалось отдельное уездовое самоуправление и купеческие общества.И так, при Екатерине формируется 5 основных сословий Российской феодальной империи: дворянство, духовенство, купечество, мещанство и крестьянство.Во второй половине XVIII века крепостные крестьяне уже мало отличались от рабов. Екатерина продолжила традицию о разделение казенных земель дворянству, таким образом, 700 тысяч казенных крестьян стали крепостными у помещиков, т.е. государство отказалось защищать крестьян от всевластия владельцев.Важнейшее противоречие эпохи Екатерина – конфликт между дворянством и крепостным крестьянством. Самое яркое проявление этого конфликта – крестьянская война под предводительством Пугачева (1773-1775). Во время царствования Екатерины территория России сильно увеличилась на юге и западе (Крым, Тасманский полуостров и значительная часть Польши)При Екатерине продолжалось развитие светского образования начатого Петром. Развитие Литературы, философии, европейские знания и гуманизация русского общества. Просветительская деятельность входила в противоречия с традициями русской жизни и прежде всего расположения крепостного крестьянства.



Россия в первой половине XIX века. Кризис феодально-крепостной системы.

  1. Социально-экономические и политические реформы в годы правления Александра I. Кризис феодально-крепостной системы.

  2. Общественно-политические движения. Восстание декабристов.

  3. Казань – научный и культурный центр Поволжья в XIX веке. Деятельность национальных просветителей.

1) Социально-экономические и политические реформы в годы правления Александра I. Кризис феодально-крепостной системы.

После смерти Екатерины II в 1796 году недолго правил ее сын Павел I (1796-1801гг). Кончился золотой век дворянства. Жесткий контроль государства, неустойчивая, противоречивая политика. Среди придворных заговор. В результате дворцового переворота Павел убит, а на трон в 1801 году взошел Александр I. Он сразу заявил, что будет править по закону и сердцу своей бабки.Задумал реформы: крестьянскую и реформу государственного управления. Решал их в негласном комитете с «молодыми друзьями» (Строганов, Колубей, Нововосильцев и др.) В центре внимания подготовка программы освобождения крестьян и реформа государственного строя.Главный вопрос в России в первой половине XIX века - крестьянский. Александр I признавал, что крепостное право «противно человеческой природе», но его немедленная отмена невозможна, поскольку может вызвать крупные потрясения в государстве. Решили действовать постепенно. 1801 год, Александр I утвердил закон, разрешивший приобретать незаселенные земли купцам, мещанам, государственным крестьянам. Указ 1803 года «О свободных хлебопашцах» позволил помещикам по их желанию отпускать крестьян на волю, с землей за выкуп. Значительных последствий эти указы не имели. Александр прекратил раздачу казенных крестьян в частную собственность.Вторая реформа государственного управления. В 1809 году по поручению царя статс-секретарь Сперанский М.М. подготовил проект конституционных преобразований самодержавного строя. Это был первый проект конституции на русском языке. Сперанский предложил принцип разделения властей: законодательная власть в государственной думе, исполнительная – в министерстве, судебная – в сенате.Впервые в русской истории появились конституционные признаки государственного устройства. (Государственная дума появится в России в ходе первой русской революции. Конституция – в 1918 году, а принцип разделения властей начнет действовать в конце XX века) Сперанский сильно опережал свое время. Большинство чиновников против перемен, Сперанского в ссылку. Но в 1815 году Александр дарует конституцию Польше, затем Финляндии. Отказ Александра от реформ объясняется противодействием со стороны правящих кругов и дворянства в целом , и его собственными опасениями вызвать крестьянский бунт. Реформы начала XIX века не затронули основ самодержавного строя.


Социально-экономическое развитие.

В России в начале XIX века 95% населения было в деревне. Крайне низкое развитие сельского хозяйства. Из первых 50 лет XIX столетия 39 были неурожайными. Крепостничество делало нерентабельным сельское хозяйство. Эксплуатация крепостных усиливалась, а нужно было использовать наемный труд и технику. В 1816 году начали создавать военные поселения. Государственные крестьяне переводились в разряд военных поселенцев. То есть они должны были вести сельскохозяйственные работы и одновременно нести строевую службу. Это был вдвойне тяжелый труд. Система поселений нарушила, сложившуюся экономическую структуру, полный произвол. На поселение была переведена треть армии. Это была затея Аракчеева. Фактически, это худший вид крепостного права. В промышленности промышленный переворот (в 30-70-е года XIX века). Это был переход от мануфактуры к фабрике, который способствовал:

  1. внедрению машинной техники

  2. формированию промышленной буржуазии и пролетариата Новая машинная техника требовала перехода к наемному труду. Крепостничество тормозило этот процесс. В первой половине XIX века развиваются пароходные сообщения, строятся железные и шоссейные дороги. XIX век – век пара.Реформа в области просвещения. Россия разбита на пять учебных округов. Появилось пять новых университетов – Вилентский, Дерптский (немецкий), Казанский (1804-1805), Харьковский и Петербуржский. Основные направления внешней политики – участие России в антинаполеоновских коалициях. Отечественная война 1812 года, разгром Наполеона.

2)Общественно-политические движения. Восстание декабристов.

Общественная мысль в Росси в начале XIX века развивалась в традициях Просвещения, распространялись идеи французских мыслителей XVIII века (Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескье ), которые были сторонниками гражданского равенства. Большое место в их деятельности занимало распространение знаний. Но лишь малая часть русского общества была за отмену крепостного права, хотела реформировать самодержавие. Основная масса дворянства и чиновничества настроена консервативно. Актуальные политические проблемы обсуждались в научных литературных обществах, в студенческих и преподавательских кружках, в светских салонах. Отечественная война 1812 года – важный этап в развитии национального самосознания.В 1814-1815 годах в армии возникали первые тайные организации, ставившие задачей изменение существующего строя. Часть офицеров считали недопустимым сохранение в крепостничестве крестьян и солдат, совершивших гражданский подвиг – спасших страну во время наполеоновского нашествия. Знакомство с передовыми западно-европейскими идеями во время заграничного похода русской армии также повлияло на мировоззрение офицеров.В 1816 году по инициативе Муравьевых, Трубецкого, Муравьевых-Апостолов и Якушкина создан Союз Спасения (конспирированная организация из 30 человек). Основная цель – установление конституционной монархии и отмена крепостного права. Вскоре в Союзе Спасения стало 200 человек, затем переименовался в Союз Благоденствия. В 1821 году Союз распался на два конспиративных общества, объединявшие сторонников вооруженного переворота - Северное и Южное общества. В 1824 году Южное общество приняло программный документ «Русская правда Павла Пестыля». По нему Россия должна стать республикой, строго централизованным государством, крестьян освободить с землей, промышленности свободная конкуренция. Это был радикальный проект.В Северном обществе обсуждался проект конституции Н. Муравьева. По нему Россия виделась конституционной монархией, организованной по принципу федерации. Крестьян освободить, но без земли (только по две десятины). Обе программы отменяли сословное деление и провозглашали гражданские и политические права. Планировалось объединение двух обществ. 18 ноября 1825 года, в Таганроге скоропостижно скончался Александр I. Страна и армия должны были присягать новому императору Николаю I. 14 декабря 1825 года руководители Северного общества Рылеев и Бестужев решили действовать. Хотели заставить сенат огласить манифест к русскому народу (с изложением программ), захватить Зимний дворец и убить Николая I. Самому Николаю I стало известно о заговоре. Заговорщики решили воспользоваться днем присяги. Все пошло не по плану. 14 декабря 1825 года Северные вывели свои части на сенатскую площадь (около 3 тысяч солдат и офицеров), их окружили войска, уже присягнувшие новому царю, стреляли по восставшим. Под градом картечи те побежали. Вскоре все закончилось. Ночью началось следствие по делу. Из 579 человек 289 признаны виновными. Пять руководителей восстания (Рылеев, Пестыль, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Хаковский) повешены. Остальные разжалованы и сосланы на каторгу в Сибирь, в действующую армию на Кавказ. Солдат «пропустили через строй».Наступивший после разгрома декабристов период, Герцен назвал временем «наружного рабства » и временем «внутреннего освобождения». В России наступила реакция, страну заполнили голубые мундиры жандармов. Одновременно возникают многочисленные тайные кружки, в них читали запретную литературу, обсуждали политические и финансовые проблемы, пытались осмыслить события 14 декабря 1825 года.Министр народного просвещения Уваров предложил ввести «истинно русское» просвещение, основанное на трех принципах: православие, самодержавие, народность. Эта теория «официальной народности» Уварова стала основой государственной идеологии Николаевской эпохи.В 30-40-е года XIX века среди студенчества разночинской (недворянской) интеллигенции и в дворянских салонах шли споры о путях развития России. В 40-е годы формируются основные направления общественной мысли: славянофилы, западники и революционеры. Общее: все они считали необходимыми преобразования в России. И славянофилы и западники за отмену крепостного права и социальные реформы за всестороннее экономическое развитие. Однако, славянофилы, которые идеализировали старую допетровскую Русь, настаивали на её самобытности. Они считали возможным мирный переход к новым общественным формам. Славянофилы (Хомяков, Аксаков, Самарин, Киреевский и др.) предлагали возродить земские соборы, но отвергали конституционный строй. Западники (Тургенев, Боткин, Катко, Грановский, Каверин и др.) были сторонниками европейского пути развития. Выступали за мирный переход к парламентскому строю.Революционное направление сформировалось вокруг журналов «Современник» и «Отечественные записки». Этими журналами руководили Белинский, Герцен, Некрасов. Революционеры считали, что Россия пойдет по европейскому пути, но, в отличие от славянофилов и западников, полагали, что революционные потрясения неизбежны. То есть изменения будут иметь насильственный характер и проходить сразу.