ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.04.2024
Просмотров: 181
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Предмет и метод отечественной истории.
2.Понятие об общественно-экономических формациях, классах и государстве.
3.Цивилизованная теория развития человеческого общества: ее теоретики.
4.Первобытнообщинный строй на территории нашей страны. Периодизация истории первобытного общества.
5.Разложение первобытного строя и переход к классовому обществу.
6.Основные черты рабовладельческого строя.
7.Античные города и Боспорское царство в Северном Причерноморье.
9.Восточные славяне в древности
10.Образование Древнерусского государства. Основные черты феодального строя.
11.Норманская теория образования Древнерусского государства и ее критики.
12.Социально-экономическое развитие Киевской Руси.
13. Общественно-политический строй Киевской Руси. Внутренняя и внешняя политика русских князей.
15.Классовая борьба в древнерусском государстве.
16.Русская Правда. Развитие феодальных отношений и изменение форм феодальной эксплуатации.
17.Определение понятия культуры и ее составных частей. Материальная культура Древней Руси.
18.Распространение грамотности и образования в Древнерусском государстве.
19.Литература и устное народное творчество в Киевской Руси.
20.Художественное творчество в 9-13 веке.
23.Владимиро-суздальское княжество.
25.Культура русских земель в период феодальной раздробленности.
26.Образование монгольского государства. Общественный и политический строй древних монголов.
28.Установление монголо-татарского ига над народами нашей страны и его последствия. Золотая Орда.
29.Золотая Орда и русские княжества в 14-15 вв.
30.Разгром Русью шведских и немецких захватчиков. Александр Невский.
31.Социально-экономическое развитие северно-восточной Руси в 14-15 вв
32.Предпосылки и начало объединения русских земель под властью Москвы.
33.Борьба русского народа против ига монгольских ханов. Куликовское битва и ее значение.
34.Образование великорусской народности.
35.Развитие русской культуры во второй половине 13-первой половине 15 вв.
36.Социально-экономическое развитие России во второй половине 15 -начале 16 века.
37.Завершение объединения русских земель. Политический строй русского государства.
38.Падение ига монгольских ханов.
39.Формирование централизованного аппарата власти Русского государства. Судебник 1497 года.
40.Историческое значение образования единого Российского государства.
42.Средневековый религиозный догматизм – основное препятствие на пути развития образования и науки.
43.Быт,обычаи и нравы в 15-16 вв.
44.Русская культура и общественно-политическай мысль во второй половине 15-16 вв.
45.Внутренняя политика русского централизованного государства в 16 в.
47.Социальные и политические причины образования опричнины и ее последствия.
49.Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война.
51.Усиление закрепощения крестьян в конце 16-17 в.
52.Крестьянсая война под руководством Ивана Болотникова.
54.Польская интервенция. Лжедмитрий 1.
55.Экономическое положение страны после изгнания польско-шведских интервентов.
56. Государственный строй России в 17 веке. Переход к абсолютизму.
57.Юридическое оформление системы крепостного права. «Соборное Уложение» 1649 года.
59.Крестьянская война под руководством Степана Разина, ее особенности, значение и причины поражения.
60.Церковная реформа и деятельность Никона. Раскол и его социальная сущность.
61.Русская культура в 17 веке. Антицерковные тенденции в культуре.
14.Расширение и укрепление Древнерусского государства в 5-6 веках. Складывание древнерусской народности.
Владимир идет на своеобразную духовную революцию сверху вводит в 988 г. христианство. Эта единобожная по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства. Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств период раздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство.
15.Классовая борьба в древнерусском государстве.
Как ни сложны и противоречивы были отношения между отдельными группами господствующего класса, весь этот класс в целом противостоял крестьянству, которое продолжало борьбу со своими угнетателями. Формы крестьянской борьбы с феодалами были многообразны: побеги, порча господского инвентаря, истребление скота, поджоги имений, убийство представителей княжеской администрации, наконец, открытые восстания. Неоднократно восстания вспыхивали и в городах. Борьба с землевладельческой знатью, внутренняя дифференциация городского населения, рост долгового закабаления ремесленников, частые войны и т. п.— всё это ухудшало и без того тяжёлое положение городской бедноты и приводило к восстаниям. В этих восстаниях городская беднота и крестьянство нередко действовали заодно. Так, большое восстание крестьянства и городской бедноты вспыхнуло в 1136 г. в Новгороде, когда новгородцы совместно с псковичами и ладожанами изгнали князя Всеволода, который притеснял смердов. Но плоды восстания присвоили себе бояре, установившие в Новгороде феодальную республику, независимую от киевских великих князей.
16.Русская Правда. Развитие феодальных отношений и изменение форм феодальной эксплуатации.
Ру́сская Правда (XIII век, 1280-ые годы — правовой кодекс Руси. Правда Ярослава основана на устном законе и обычном праве Руси. Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.
17.Определение понятия культуры и ее составных частей. Материальная культура Древней Руси.
Материальную культуру разделил на зодчество живопись (иконы) и прикладное искусство (обустройство изб, золотая хохлома, русский народный костюм). истоки древнерусской культуры восходят к самобытной культуре восточнославянских племен докиевского периода. Если еще учесть местные особенности развития культуры различных областей, станет понятно многообразие культурных явлений и форм, дошедших до нас от той эпохи. И все же в них есть много общего. К числу наиболее общих черт древнерусской культуры относится сильное влияние религии на все сферы культуры. Причем в условиях длительной борьбы двух укладов, патриархального и феодального, имела место борьба двух форм религиозного мировоззрения – языческого и христианского. Это налагало печать противоречивости и двойственности на всю русскую культуру. Другой существенной особенностью является традиционализм древнерусской культуры – черта, связанная с господством консервативных форм хозяйствования основной массы земледельческого населения Руси.
18.Распространение грамотности и образования в Древнерусском государстве.
Былины, весьма самобытное и неординарное явление культуры, дают свидетельства о культурном уровне народных масс, их образованности и грамотности. Широкое распространение грамотности и письменности в самых разных социальных группах древнерусского населения подтверждается и другими источниками (граффити, берестяные грамоты и др.).
19.Литература и устное народное творчество в Киевской Руси.
Былины
20.Художественное творчество в 9-13 веке.
Несмотря на раздробленность, культура всех русских земель демонстрирует преемственность традиций Киевской Руси, бывшей их общим источником. При этом в условиях, когда ослабли связи между русскими землями и в известной мере с Византией, сложились более благоприятные возможности для становления и развития самобытных форм культуры Новгородской, Владимиро-Суздальской и других земель. Каждый из этих регионов впоследствии внесет лучшее из своего культурного фонда, характерное только для этой земли, в формирование родственных культур белорусского, русского и украинского народов. К сожалению, на самом высоком уровне развитие древнерусской культуры было прервано монголо-татарским нашествием.
23.Владимиро-суздальское княжество.
Типичный образец русского княжества периода феодальной раздробленности. Занимавшая большую территорию - от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до ее слияния с Окой, Владимиро-Суздальская Русь со временем стала центром, вокруг которого объединились русские земли, сложилось Русское централизованное государство. На ее территории была основана Москва. Росту влияния этого крупного княжества в немалой степени способствовало то, что именно туда перешел из Киева великокняжеский титул. Все владимиро-суздальские князья, потомки Владимира Мономаха, - от Юрия Долгорукого (1125-1157 гг.) и до Даниила Московского (1276-1303 гг.) - носили этот титул. Ростов Великий и Суздаль, два древнейших русских города, издревле давались великими киевскими князьями в уделы своим сыновьям. Владимир основал в 1108 г. Владимир Мономах и дал его в удел сыну своему Андрею. Город вошел в состав Ростово-Суздальского княжества, где княжеский престол занимал старший брат Андрея - Юрий Долгорукий, после смерти которого его сын Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.) перенес столицу княжества из Ростова во Владимир. С тех пор и берет свое начало Владимиро-Суздальское княжество. Владимиро-Суздальское княжество недолго сохраняло единство и целостность. Вскоре после своего возвышения при великом князе Всеволоде Большое Гнездо (1176-1212 гг.) оно распалось на мелкие княжества. В 70-х гг. XIII в. стало самостоятельным и Московское княжество.
24.Новгородская земля.
Новгородская земля была одним из центров образования Русского государства. Именно в Новгородской земле начала княжить династия Рюриковичей, и возникло государственное образование, так называемая Новгородская Русь, от которого принято начинать историю русской государственности.В составе Киевской Руси (882—1136) После 882 года центр русской земли постепенно смещается в Киев, однако Новгородская земля сохраняет свою автономию. В X веке Ладога подверглась нападению норвежского ярла Эрика. В 980 году новгородский князь Владимир Святославич (Креститель) во главе варяжской дружины свергает киевского князя Ярополка, в 1015—1019 годах новгородский князь Ярослав Владимирович Мудрый свергает киевского князя Святополка Окаянного.В 1020 и в 1067 году Новгородская земля подверглась нападению полоцких Изяславичей. В это время наместник — сын киевского князя — обладал ещё большими полномочиями. В 1088 году на княжение в Новгород Всеволод Ярославич прислал малолетнего внука Мстислава (сына Владимира Мономаха). В это время появляется институт посадников — соправителей князя, которых избирала новгородская община.Во втором десятилетии XII века Владимир Мономах предпринял ряд мер по усилению позиций центральной власти в Новгородской земле. В 1117 году без учёта мнения новгородской общины на новгородский престол был посажен князь Всеволод Мстиславич. Некоторые бояре выступили против подобного решения князя, в связи с чем они были вызваны в Киев и брошены в тюрьму.После смерти Мстислава Великого в 1132 году и углубления тенденций раздробленности новгородский князь лишился поддержки центральной власти. В 1134 году Всеволод был изгнан из города. Вернувшись в Новгород, он вынужден был заключить «ряд» с новгородцами, ограничивающий его полномочия. 28 мая 1136 года в связи с недовольством новгородцев действиями князя Всеволод был заключён под стражу, а вслед за тем изгнан из Новгорода. Новгородская земля граничила с Владимиро-Суздальской землёй на юго-востоке, со Смоленской — на юге и с Полоцкой — на юго-западе. Новгородские владения простирались далеко на восток и север, вплоть до Урала и Северного Ледовитого океана. Рад крепостей охранял подступы к Новгороду. На Волхове была расположена Ладога, защищавшая торговый путь к Балтийскому морю. Крупнейшим новгородским пригородом являлся Псков.
25.Культура русских земель в период феодальной раздробленности.
С переходом к феодальной раздробленности для памятников архитектуры стали характерны уменьшенные размеры храмов, упрощенность их внутреннего убранства и постепенная замена мозаики фреской. Господствующим видом церковного зодчества сделался «кубический» храм с тяжелой главой. Эти изменения были связаны и с быстрым распространением каменной архитектуры. В Русской земле и в период феодальной раздробленности сохранялся общий язык (при наличии различных диалектов) и действовали общие гражданские и церковные юридические нормы. Народ был чужд феодальных распрей и хранил память о былом единстве Руси. Это нашло своё отражение прежде всего в былинах.
26.Образование монгольского государства. Общественный и политический строй древних монголов.
В начале XIII в. в степях Центральной Азии сложилось сильное Монгольское государство, с образованием которого началась полоса монгольских завоеваний. Это повлекло за собой последствия, имевшие всемирно-историческое значение. Затронув все страны Азии и многие страны Европы, монгольские завоевания оставили глубокий след в их последующей истории, так же как и в истории самого монгольского народа. Хурал провозгласил Темучина великим ханом Монголии, дав ему имя Чингис-хана (Значение этого имени или титула до сих пор не выяснено.). Великого хана с тех пор стали также именовать каан. До того времени монголы титуловали так китайского императора. Так завершился процесс образования Монгольского государства.
К концу XII — началу XIII в. монголы занимали обширную территорию от Байкала и Амура на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе, от Великой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на севере. Крупнейшими племенными союзами монголов, сыгравшими наиболее важную роль в последующих событиях, были татары, тайчжиуты, кераиты, найманы и меркиты. Некоторые из монгольских племён («лесные племена») жили в лесистых районах северной части страны, тогда как другая, большая, часть племён и их объединений («степные племена») жила в степях.
27.Нашествие монголо-татарских захватчиков на русской земле. Героические сопротивление русского народа.
В 1236 г. начался новый завоевательный поход на запад, куда была направлена многочисленная армия, состоявшая не только из монгольских войск, но и из войск покорённых пародов. Во главе этой армии был поставлен Вату, сын Джучи. Покорив кыпчаков и волжских болгар, завоеватели зимой 1237 г. двинулись против Руси. В зимней кампании 1237/38 г. они захватили и разграбили Рязань, Коломну, Москву и Владимир. В битве на реке Сити потерпели поражение главные силы русских князей. Монгольские войска, понёсшие в боях против русских княжеств большие потери, нуждались в передышке. Этим объясняется перерыв в их военных действиях, длившийся около полутора лет. Зимой 1239 г. война возобновилась. Завоеватели вторглись в южнорусские земли, переправились через Днепр, взяли и разграбили Киев. В 1241 г. монгольские силы разделились на две группы. Одна, под командованием Бату и Субэтэя, направилась в Венгрию, другая вторглась в Польшу. Опустошив Польшу и Силезию, монголы в сражении близ Лигницы разбили ополчения польских и немецких князей. И хотя монгольская армия вторглась в Венгрию и дошла почти до Венеции, понесённые потери настолько ослабили монголов, что дальнейшее их наступление в глубь Европы стало невозможным и они повернули назад.