ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.04.2024
Просмотров: 189
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Предмет и метод отечественной истории.
2.Понятие об общественно-экономических формациях, классах и государстве.
3.Цивилизованная теория развития человеческого общества: ее теоретики.
4.Первобытнообщинный строй на территории нашей страны. Периодизация истории первобытного общества.
5.Разложение первобытного строя и переход к классовому обществу.
6.Основные черты рабовладельческого строя.
7.Античные города и Боспорское царство в Северном Причерноморье.
9.Восточные славяне в древности
10.Образование Древнерусского государства. Основные черты феодального строя.
11.Норманская теория образования Древнерусского государства и ее критики.
12.Социально-экономическое развитие Киевской Руси.
13. Общественно-политический строй Киевской Руси. Внутренняя и внешняя политика русских князей.
15.Классовая борьба в древнерусском государстве.
16.Русская Правда. Развитие феодальных отношений и изменение форм феодальной эксплуатации.
17.Определение понятия культуры и ее составных частей. Материальная культура Древней Руси.
18.Распространение грамотности и образования в Древнерусском государстве.
19.Литература и устное народное творчество в Киевской Руси.
20.Художественное творчество в 9-13 веке.
23.Владимиро-суздальское княжество.
25.Культура русских земель в период феодальной раздробленности.
26.Образование монгольского государства. Общественный и политический строй древних монголов.
28.Установление монголо-татарского ига над народами нашей страны и его последствия. Золотая Орда.
29.Золотая Орда и русские княжества в 14-15 вв.
30.Разгром Русью шведских и немецких захватчиков. Александр Невский.
31.Социально-экономическое развитие северно-восточной Руси в 14-15 вв
32.Предпосылки и начало объединения русских земель под властью Москвы.
33.Борьба русского народа против ига монгольских ханов. Куликовское битва и ее значение.
34.Образование великорусской народности.
35.Развитие русской культуры во второй половине 13-первой половине 15 вв.
36.Социально-экономическое развитие России во второй половине 15 -начале 16 века.
37.Завершение объединения русских земель. Политический строй русского государства.
38.Падение ига монгольских ханов.
39.Формирование централизованного аппарата власти Русского государства. Судебник 1497 года.
40.Историческое значение образования единого Российского государства.
42.Средневековый религиозный догматизм – основное препятствие на пути развития образования и науки.
43.Быт,обычаи и нравы в 15-16 вв.
44.Русская культура и общественно-политическай мысль во второй половине 15-16 вв.
45.Внутренняя политика русского централизованного государства в 16 в.
47.Социальные и политические причины образования опричнины и ее последствия.
49.Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война.
51.Усиление закрепощения крестьян в конце 16-17 в.
52.Крестьянсая война под руководством Ивана Болотникова.
54.Польская интервенция. Лжедмитрий 1.
55.Экономическое положение страны после изгнания польско-шведских интервентов.
56. Государственный строй России в 17 веке. Переход к абсолютизму.
57.Юридическое оформление системы крепостного права. «Соборное Уложение» 1649 года.
59.Крестьянская война под руководством Степана Разина, ее особенности, значение и причины поражения.
60.Церковная реформа и деятельность Никона. Раскол и его социальная сущность.
61.Русская культура в 17 веке. Антицерковные тенденции в культуре.
41.Ликвидация последствий монголо-татарского нашествия в области материальной культуры. Дальнейшее ее развитие в 14-16 вв.
Российское государство формировалось как многонациональное, но включение в его состав других народов было, как правило, мирным, нередко добровольным и имело для них прогрессивное значение. Внутри страны прекратились разорительные феодальные усобицы. Исчезли пограничные рубежи между отдельными землями. На территории всего государства стали вводиться единая денежная система, единые меры веса, длины. Все это способствовало подъему экономики. Образование Российского централизованного государства стало фактом большого международного значения. Россия заняла видное место среди европейских государств. Возрос авторитет России среди западных и южных славян. В Москве находили убежище многие южнославянские патриоты и греки, подвергшиеся у себя на родине гонениям со стороны турецких завоевателей. Российское государство установило постоянные дипломатические связи со многими странами Европы и Азии.
42.Средневековый религиозный догматизм – основное препятствие на пути развития образования и науки.
События последней трети XVII в. показали, что, отстаивая свои политические интересы, церковная власть превратилась в серьезное препятствие на пути прогресса. Она мешала сближению страны с западными государствами, усвоению их опыта и проведению необходимых реформ. Россия же жаждала новой правды, правды мирской, истинной. Она стояла на пороге Просвещения.
43.Быт,обычаи и нравы в 15-16 вв.
С принятием христианства официальными праздниками стали особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Благовещение и другие, а также седьмой день недели - воскресенье. По церковным правилам праздничные дни следовало посвящать благочестивым делам и религиозным обрядам. Работать в праздничные дни считалось грехом. Однако бедные работали и в праздники. Относительная замкнутость домашнего быта разнообразилась приемами гостей, а также праздничными церемониями, которые устраивались преимущественно во время церковных праздников. Один из главных крестных ходов устраивался на Крещение - 6 января. В этот день патриарх освящал воду Москвы-реки, а население города совершало обряд Иордани (смывания святой водой). По праздникам устраивались и другие уличные представления. Бродячие артисты, скоморохи известны еще в Древней Руси. Кроме игры на гуслях, дудках, песен, представления скоморохов включали акробатические номера, состязания с хищными животными. В скоморошью труппу входили обычно шарманщик, гаер (акробат), кукольник. Праздники, как правило, сопровождались общественными пирами - братчинами. Однако представления о якобы беспробудном пьянстве русских явно преувеличены. Только во время 5 - 6 наиболее крупных церковных праздников населению разрешалось варить пиво, а кабаки являлись государственной монополией. Держание частных кабаков строго преследовалось. Общественный быт включал также проведение игр и забав - как военных, так и мирных, например, взятие снежного городка, борьбу и кулачный бой, городки, чехарду, жмурки, бабки. Из азартных игр получили распространение игра в кости, а с XVI в.- в карты, привезенные с Запада. Любимым развлечением царей и бояр была охота.
44.Русская культура и общественно-политическай мысль во второй половине 15-16 вв.
В конце 15-16 вв. несмотря на противоречивый характер эволюции российской государственности, культура продолжала свое развитие, отражая как процесс централизации, так и проблемы второй половины века. Происходит становление единых стилей в искусстве и единых направлений в культурной жизни страны. В этот период закладывался фундамент многонациональной российской культуры. Зародилась тенденция к обмирщению культуры: в произведениях искусства появились реалистические черты. Образование единого централизованного государства, языковая и этническая консолидация не привели к уничтожению культурной самобытности многочисленных народностей, на основе которых сформировалась единая великорусская. Синтез культур разных народов органично сочетался с сохранением многих особенностей местной материальной и духовной культуры. Культура нового государства носила явно выраженный многонациональный характер. Многообразные новые явления, характеризующие культурное развитие России в следующем 17 столетии, были подготовлены историко-культурным процессом конца 15—16 вв.
45.Внутренняя политика русского централизованного государства в 16 в.
Политическое объединение русских земель сопровождалось централизацией государственного управления. Формой централизованного государства на Руси была феодальная монархия. В 80-х годах XV в. политические права удельных князей московского дома были сильно урезаны, а сами они низведены на положение служилых вотчинников. С усложнением функций Русского единого государства боярская дума приобрела характер постоянного учреждения, возникли особые органы управления, развившиеся в XVI в. в приказы. Иммунитетные привилегии феодалов-вотчинников урезывались. Они лишались права суда по наиболее важным делам — об убийстве, разбое и т. д. Суд по этим делам передавался княжеским наместникам, за деятельностью которых усиливался контроль со стороны великокняжеской власти. Централизованный государственный аппарат был поставлен на службу господствующему классу, предоставляя ему средства для подчинения крестьян и укрепляя его экономическую власть над зависимым населением.
46. Борьба за укрепление централизованной власти. Реформы 50-х г 16 века. Реорганизация аппарата управления в 16 в.
Реформы 50-х годов XVI в. имели следующие результаты: • Усилилась централизация государства и личная власть царя. • Стала более четкой и действенной система центрального и местного управления. • Выросла военная мощь страны. • Произошло дальнейшее закрепощение русского крестьянства. Реформы означали формирование Русского сословно-представительного государства. При этом подразумевалось и осуществлялось на практике разумное равновесие в распределении власти между рядом сословий (Земские соборы), правительством (Избранная Рада) и царем. Для утверждения этой системы необходимо было время. В силу ряда обстоятельств равновесие властных структур стало неустойчивым уже в первой половине 50-х годов. Реформаторская деятельность была сведена на нет в 60-е годы внешними (Ливонская война) и внутренними (опричнина) причинами. Многое здесь значила и личность царя Ивана - человека государственного ума, но с гипертрофированно развитым властолюбием, и, возможно, на этой почве с некоторыми психическими отклонениями.
47.Социальные и политические причины образования опричнины и ее последствия.
Опри́чнина — период в истории России (приблизительно от 1565 до 1572 года), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опричниками назывались люди, составлявшие тайную полицию Ивана Грозного и непосредственно осуществлявшие репрессии. Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». Опричниной в Московском княжестве называлась «вдовья доля», которую после смерти князя выделяли его вдове.Боярская дума была ослаблена, большинство её членов были казнены. В 1572 во главе думы был поставлен крещёный татарский царевич Михаил Кайбулович. В 1575 царь попытался возродить опричнину. Он принял титул князя Московского, назначив царём и Великим князем служилого касимовского царевича Симеона Бекбулатовича (до АВ 1576), родственника царицы Марии Темрюковны. Одна из возможных причин отречения от престола на этот раз - надежда быть избранным на польский престол, который в этот момент пустовал. Года через полтора Иван вернул себе престол, а Симеону дал в удел Тверь. Опричнина имела тяжёлые последствия для страны, ослабила её политически и экономически, однако, и власть бояр была таки же подорвана. Крестьяне бежали на окраины. Чтобы их остановить, в 1581 введены "заповедные лета".После смерти Ивана Ивановича перед Иваном IV встал вопрос о преемнике. Оставшийся в живых сын Анастасии Фёдор был слабоумен, а сын Марии Нагой - Дмитрий - слишком мал. Очевидно, Иван создаёт что-то вроде опекунского совета для Фёдора, но кто в него входил - точно не известно.Значение опричнины:1)подрыв экономической базы и ослабление политического могущества княжеско-боярской оппозиции 2)усиление дворян 3)создание централизованного государства и мощной армии 4)разорение важнейших экономических районов 5)усиление феодального гнёта и рост закрепощения крестьян.