ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Предмет и метод отечественной истории.

2.Понятие об общественно-экономических формациях, классах и государстве.

3.Цивилизованная теория развития человеческого общества: ее теоретики.

4.Первобытнообщинный строй на территории нашей страны. Периодизация истории первобытного общества.

5.Разложение первобытного строя и переход к классовому обществу.

6.Основные черты рабовладельческого строя.

7.Античные города и Боспорское царство в Северном Причерноморье.

8.Скифы и их культура.

9.Восточные славяне в древности

10.Образование Древнерусского государства. Основные черты феодального строя.

11.Норманская теория образования Древнерусского государства и ее критики.

12.Социально-экономическое развитие Киевской Руси.

13. Общественно-политический строй Киевской Руси. Внутренняя и внешняя политика русских князей.

14.Расширение и укрепление Древнерусского государства в 5-6 веках. Складывание древнерусской народности.

15.Классовая борьба в древнерусском государстве.

16.Русская Правда. Развитие феодальных отношений и изменение форм феодальной эксплуатации.

17.Определение понятия культуры и ее составных частей. Материальная культура Древней Руси.

18.Распространение грамотности и образования в Древнерусском государстве.

19.Литература и устное народное творчество в Киевской Руси.

20.Художественное творчество в 9-13 веке.

23.Владимиро-суздальское княжество.

24.Новгородская земля.

25.Культура русских земель в период феодальной раздробленности.

26.Образование монгольского государства. Общественный и политический строй древних монголов.

27.Нашествие монголо-татарских захватчиков на русской земле. Героические сопротивление русского народа.

28.Установление монголо-татарского ига над народами нашей страны и его последствия. Золотая Орда.

29.Золотая Орда и русские княжества в 14-15 вв.

30.Разгром Русью шведских и немецких захватчиков. Александр Невский.

31.Социально-экономическое развитие северно-восточной Руси в 14-15 вв

32.Предпосылки и начало объединения русских земель под властью Москвы.

33.Борьба русского народа против ига монгольских ханов. Куликовское битва и ее значение.

34.Образование великорусской народности.

35.Развитие русской культуры во второй половине 13-первой половине 15 вв.

36.Социально-экономическое развитие России во второй половине 15 -начале 16 века.

37.Завершение объединения русских земель. Политический строй русского государства.

38.Падение ига монгольских ханов.

39.Формирование централизованного аппарата власти Русского государства. Судебник 1497 года.

40.Историческое значение образования единого Российского государства.

41.Ликвидация последствий монголо-татарского нашествия в области материальной культуры. Дальнейшее ее развитие в 14-16 вв.

42.Средневековый религиозный догматизм – основное препятствие на пути развития образования и науки.

43.Быт,обычаи и нравы в 15-16 вв.

44.Русская культура и общественно-политическай мысль во второй половине 15-16 вв.

45.Внутренняя политика русского централизованного государства в 16 в.

46. Борьба за укрепление централизованной власти. Реформы 50-х г 16 века. Реорганизация аппарата управления в 16 в.

47.Социальные и политические причины образования опричнины и ее последствия.

48.Внешняя политика России в 16 веке. Присоединение народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири к Российскому государству.

49.Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война.

50.Внутренняя и внешняя политика русского государства в конце 16-начала 17 века. Правление б.Годунова.

51.Усиление закрепощения крестьян в конце 16-17 в.

52.Крестьянсая война под руководством Ивана Болотникова.

53.Борьба русского народа против польско-шведских интервентов. Народное ополчение Минина и Пожарского.

54.Польская интервенция. Лжедмитрий 1.

55.Экономическое положение страны после изгнания польско-шведских интервентов.

56. Государственный строй России в 17 веке. Переход к абсолютизму.

57.Юридическое оформление системы крепостного права. «Соборное Уложение» 1649 года.

58.Обострение классовой борьбы в стране в середине и во второй половине 17 века. Городские восстания.

59.Крестьянская война под руководством Степана Разина, ее особенности, значение и причины поражения.

60.Церковная реформа и деятельность Никона. Раскол и его социальная сущность.

61.Русская культура в 17 веке. Антицерковные тенденции в культуре.

58.Обострение классовой борьбы в стране в середине и во второй половине 17 века. Городские восстания.

Волнения начались в Москве в первых числах июня 1648 г. Во время крестного хода большая толпа посадских людей окружила царя и пыталась передать ему челобитье с жалобой на насилия бояр и приказных людей. Стража разогнала челобитчиков. Но на следующий день к посадским людям примкнули стрельцы и другие ратные люди. Восставшие ворвались в Кремль, кроме того, они разгромили дворы некоторых бояр, стрелецких начальников, купцов и приказных людей. Думный дьяк Чистой был убит в своем доме. Восставшие вынудили правительство выдать Л. Плещеева, ведавшего московским городским управлением, и Плещеев был всенародно казнен на площади как преступник. Восставшие требовали выдачи и Морозова, но царь тайно отправил его в почетную ссылку в один из северных монастырей. «Посадские люди всею Москвою», поддержанные стрельцами и холопами, заставили царя выйти на площадь перед Кремлевским дворцом и дать клятвенное обещание выполнить их требования. Московское восстание нашло широкий отклик в других городах. Там ходили слухи, что в Москве «сильных побивают ослопьем да каменьем». Восстания охватили ряд северных и южных городов — Великий Устюг, Чердынь, Козлов, Курск, Воронеж и др. В южных городах, где посадское население было немногочисленным, восстания возглавили стрельцы. К ним иногда присоединялись крестьяне близлежащих деревень. На Севере главная роль принадлежала посадским людям и черносошным крестьянам. Таким образом, уже городские восстания 1648 г. были тесно связаны с движением крестьян. На это указывает и челобитье посадских людей, поданное царю Алексею во время московского восстания: «Весь народ во всем Московском государстве и в его порубежных областях от такой неправды в шатость приходит, вследствие чего большая буря подымается в твоем царском стольном городе Москве и в иных многих местах, в городах и в уездах». Ссылка на восстание в порубежных местах позволяет предположить, что восставшие, возможно, были осведомлены об успехах освободительного движения на Украине под предводительством Богдана Хмельницкого, которое началось весною того же. 1648 г.

59.Крестьянская война под руководством Степана Разина, ее особенности, значение и причины поражения.

Ожесточенная классовая борьба, развернувшаяся в России во второй половине XVII в., нашла отражение и в таком общественном движении, каким был раскол православной церкви. Буржуазные историки подчеркивали в расколе только его церковную сторону и поэтому обращали главное внимание на обрядовые разногласия между старообрядцами и господствующей церковью. В действительности раскол отражал и классовые противоречия в русском обществе. Он был не только религиозным, но и общественным движением, которое облекало в религиозную оболочку классовые интересы и требования.


Крестья́нская война́ 1670—1671 или Восста́ние Степа́на Ра́зина — война в России между войсками крестьян и казаков и правительственными войсками. Окончилась поражением восставших.Военные действияВесной 1670 года начался второй период восстания, то есть собственно война. От этого момента, а не от 1667 года, обычно отсчитывают начало восстания. Разинцы захватили Царицын и подошли к Астрахани, сдавшейся без боя. Там они казнили воеводу и дворян и организовали собственное правительство во главе с Василием Усом и Фёдором Шелудяком. После этого на сторону Разина свободно перешло население Среднего Поволжья (Саратов, Самара, Пенза), а также чуваши, марийцы, татары, мордва. Такому успеху способствовало то, что Разин объявлял каждого, перешедшего на его сторону, свободным человеком. В сентябре 1670 года разинцы осадили Симбирск, но не смогли взять его и отошли на Дон. Тем временем на Разина двинулись правительственные войска во главе с князем Долгоруковым, под командой которого были так же иностранные наёмники, в частности, немецкая конница.[1] Опасаясь расправы, казачья верхушка во главе с войсковым атаманом Корнилом Яковлевым выдала Разина властям. В июне 1671 года он был четвертован в Москве; через несколько лет был также казнён его брат Фрол. Несмотря на казнь предводителя, разинцы продолжали обороняться и смогли удержать Астрахань до ноября 1671 года.


60.Церковная реформа и деятельность Никона. Раскол и его социальная сущность.

Вопрос об исправлении церковных книг и обрядов получил особую остроту после поставления на патриаршество Никона. Новый патриарх, сын крестьянина из окрестностей Нижнего Новгорода, постригшийся в монахи под именем Никона, быстро выдвинулся в церковных кругах. Возведенный в патриархи (1652 г.), он занял положение первого человека в государстве после царя. Царь называл Никона своим «собинным другом». Никон энергично приступил к исправлению богослужебных книг и обрядов, стремясь привести русскую церковную практику в соответствие с греческой. Правительство поддерживало эти начинания Никона, так как введение единообразия церковной службы и усиление централизации церковного управления соответствовали интересам абсолютизма. Но крепнувшему абсолютизму противоречили теократические идеи Никона, сравнивавшего власть патриарха с солнцем, а власть царя с луной, лишь отражающей солнечный свет. В течение нескольких лет Никон властно вмешивался в светские дела. Эти противоречия привели к ссоре царя с Никоном, завершившейся низложением честолюбивого патриарха. Собор 1666 г. лишил Никона патриаршего сана, но в то же время утвердил его нововведения и предал анафеме тех, кто отказывался их принимать. С этого собора начинается деление русской церкви на православную господствующую и православную старообрядческую, т. е. отвергающую церковные реформы Никона. И та и другая церковь одинаково считали себя единственно православной; официальная церковь именовала старообрядцев «раскольниками», старообрядцы называли православных «никонианами». Движение раскольников возглавил протопоп Аввакум Петрович, тоже родом нижегородец, человек с такой же неукротимой и властной натурой, как и сам Никон. «Видим, яко зима хощет быти; сердце озябло и ноги задрожали», — писал позже об исправлении церковных книг Аввакум.

61.Русская культура в 17 веке. Антицерковные тенденции в культуре.