ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 453
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Методология научных исследований
1. Предмет и задачи методологии научного познания
1.1. Обыденное и научное знание
1.2. Предмет методологии науки
2.1. Выбор и постановка научных проблем
2.2. Разработка и решение научных проблем
2.3. Классификация научных проблем
3. Методы эмпирического исследования
4. Гипотеза и индуктивные методы исследования
4.1. Гипотеза как форма научного познания
4.2. Гипотетико-дедуктивный метод
4.4. Требования, предъявляемые к научным гипотезам
4.5. Некоторые методологические и эвристические принципы построения гипотез
4.6. Методы проверки и подтверждения гипотез
5. Законы и их роль в научном исследовании
5.1. Логико-гносеологический анализ понятия «научный закон»
5.2. Эмпирические и теоретические законы
5.3. Динамические и статистические законы
5.4. Роль законов в научном объяснении и предсказании
6. Методы анализа и построения теорий
6.1. Основные типы научных теорий
6.2. Цель, структура и функция теории
6.3. Гипотетико-дедуктивный метод построения теории
Нередко сложный и комплексный характер многих фундаментальных научных проблем (например, возникновение жизни) требует выдвижения и решения первоначально более узких и частных вопросов, а не постановки явно неразрешимой в данных условиях более общей проблемы, хотя ее основные идеи могут направлять, и в какой-то мере содействовать решению частных вопросов.
Так, по-видимому, обстоит дело с любым проблемным замыслом: его идеи оказывают влияние на постановку, разработку и окончательное решение проблемы. Предполагая данную проблему решенной, можно заранее представить, какое влияние она окажет на другие проблемы науки и существующие в ней теоретические представления. Такой анализ проще всего осуществить в математике и математическом естествознании, но это не исключает возможности более или менее удовлетворительного прогноза и в опытных науках, если обсуждаемая проблема при этом имеет фундаментальный характер.
4. Предварительное описание и интерпретация проблемы.
После выяснения необходимых данных, теоретических предпосылок, типа решения и цели проблемы открывается возможность более точного описания, формулировки и истолкования проблемы с помощью разработанных в науке понятий и суждений. На этом этапе должна быть выяснена специфика связи между данными, на которых основывается проблема, и теми теоретическими допущениями и гипотезами, которые выдвигаются для ее решения.
Необходимой предпосылкой такого анализа служит выявление всех тех факторов, которые могут оказаться существенными для решения данной проблемы. Этот этап в разработке проблемы в известной мере подводит некоторый итог всей той предварительной работы, которая была предпринята для того, чтобы ясно сформулировать и четко поставить саму проблему. Естественным его завершением является ответ на вопрос о принципиальной возможности решения проблемы. В формальных науках, т.е. прежде всего в математике и формальной логике, нередко удается найти или разработать специальные методы и средства для решения проблем и проверки правильности их решения. Такие методы, которые приводят от некоторых исходных данных к определенным результатам, основываются на четко сформулированном правиле осуществления операций и обладают массовым характером, получили название алгоритмов. Общепонятность алгоритма, его результативность и возможность применения для решения целого класса однотипных проблем или задач делает его весьма ценным средством исследования не только чисто математических проблем, но и проблем, допускающих достаточно четкое математическое выражение. По сути дела, все те задачи и проблемы математики, которые могут быть решены по единому правилу или общей схеме, принадлежат к числу алгоритмических.
Интерес к таким проблемам значительно усилился после возникновения современной вычислительной математики и кибернетики, так как именно алгоритмически разрешимые проблемы можно запрограммировать и тем самым решить с помощью электронно-вычислительной машины. Что касается доказательств существования и несуществования алгоритма, то они принадлежат к творческим проблемам, имеющим большое общенаучное и методологическое значение. Огромная масса исследовательских проблем не поддается алгоритмизации и, следовательно, не может быть передана машине, хотя использование таких машин может во многом облегчить трудоемкую задачу обработки многочисленных эмпирических данных.
Когда же говорят о неразрешимости какой-либо проблемы, то под этим подразумевают, что для данной проблемы существует доказательство ее неразрешимости с помощью некоторых точно указанных средств. В истории науки не раз бывало, что проблема, не поддававшаяся решению с помощью известных средств, находила довольно быстрое решение посредством новых, более совершенных средств. Так, знаменитая задача о трисекции угла, которую античные математики не смогли решить с помощью циркуля и линейки, была довольно просто решена с помощью арифметических методов.
Многие важные проблемы современной математики, которые нельзя решить с помощью финитных методов, разрешаются посредством трансфинитных методов. Все это говорит о том, что даже в «формальных науках» разрешимость проблемы должна пониматься в относительном смысле, т.е. с учетом достигнутого уровня развития этих наук.
Относительный характер решения проблем еще резче выступает в эмпирических науках. Поскольку возможность решения проблем определяется здесь в значительной мере объемом и характером эмпирических данных, техническими средствами исследования и уровнем развития теории, то никакое решение не может претендовать на абсолютность. Раз навсегда найденное решение научных проблем невозможно не только потому, что эмпирическая основа их является неполной, а технические средства и теоретические представления и предпосылки исторически ограниченными, несовершенными, но и потому, что в самом процессе исследования обнаруживается ряд других проблем, в свете которых по-иному выступает и первоначальная проблема.
Доказательство неразрешимости ряда проблем ни в коей мере не свидетельствует о существовании каких-либо границ и пределов для познания и исследования.
Фактически когда утверждают или доказывают, что некоторая проблема неразрешима, то тем самым заявляют, что она неразрешима не вообще, а с помощью существующих методов и средств. Это стимулирует поиски новых методов, средств и идей, применение которых может способствовать решению поставленной проблемы и тем самым расширению достигнутых рубежей исследования, а также развитию науки в целом.
2.3. Классификация научных проблем
Обилие и разнообразие проблем, возникающих на различных стадиях исследования и в разных по своему конкретному содержанию науках, крайне затрудняет исчерпывающую классификацию таких проблем. Даже такое, на первый взгляд очевидное, деление проблем на научные (теоретические) и прикладные, основывающиеся на конечных целях исследования, вызывает ряд затруднений.
Дело в том, что нередко даже чисто теоретическая, абстрактная проблема в конечном итоге может привести к разнообразным практическим приложениям.
В свою очередь иногда узкоприкладная проблема дает толчок для постановки и решения проблем широкого теоретического характера.
Не претендуя на исчерпывающую классификацию проблем, попытаемся выбрать в качестве основания деления такие признаки, которые давали бы возможность группировать проблемы по их наиболее существенным объективным и теоретико-познавательным характеристикам.
Прежде всего, все научные проблемы могут быть разделены на два больших класса в зависимости от того, ставят ли они своей задачей раскрытие новых свойств, отношений и закономерностей объективного мира или же осуществляют анализ путей, средств и способов познания.
Большинство наук исследует проблемы, относящиеся к первому классу, т.е. проблемы, связанные с познанием законов объективного мира. Вопросы же, касающиеся средств, методов и путей познания, чаще обсуждаются на ранней стадии становления той или иной науки, а также в переломные периоды ее развития, когда происходит пересмотр се понятийного аппарата. Как показывают история науки и современная практика, проблемы поиска и обоснования новых средств и методов исследования обычно привлекают внимание ученых тогда, когда та или иная отрасль науки только складывается или когда старые методы оказываются малоэффективными, приводят к значительным трудностям. Само разделение труда в области науки, непрерывный рост числа различных методов и средств исследования приводят к обособлению и выделению таких научных дисциплин, которые ставят в качестве специальной задачи анализ различных методов познания вообще и процесса научного исследования в особенности.
Важно подчеркнуть, что указанное деление научных проблем соответственно характеру исследуемого ими предмета — реальный мир или пути и средства его познания — имеет относительный характер, ибо нельзя понять особенности и границы применения того или иного метода, не учитывая специфики тех объектов, к которым он применяется.
В процессе исследования и решения проблем, относящихся к объективному миру, можно выделить проблемы, разрешение которых требует в первую очередь привлечения эмпирических средств и методов исследования.
В науке к таким методам относят систематические наблюдения, эксперимент и измерения. Однако использование эмпирических методов вовсе не исключает, а скорее предполагает применение определенных идей, гипотез и теоретических представлений, поскольку без них невозможно не только обобщение и осмысление эмпирического материала, но и целенаправленные поиски исходных фактов.
С другой стороны, существует множество проблем науки, для решения которых достаточно привлечения концептуальных, теоретических средств исследования.
Это, конечно, не означает игнорирования или недооценки результатов, добытых с помощью эмпирических средств и методов. Однако на теоретической стадии исследования предполагается, что они не только уже известны, но и соответствующим образом обработаны. Такая обработка осуществляется в процессе измерения и количественного анализа тех или иных величин, характеристик и факторов исследуемых процессов.
Теоретическая стадия исследования проблемы начинается с выдвижения и обоснования некоторой гипотезы, которая призвана дать пробное решение проблемы, т.е. более или менее правдоподобное объяснение тех новых фактов и явлений, которые не только не вытекали из старой теории, а наоборот, противоречили ей.
Дальнейший этап теоретического исследования связан с выявлением наиболее существенных сторон и отношений вновь обнаруженных фактов: результатов наблюдений, экспериментов, их теоретических обобщений в рамках эмпирической стадии исследования (так называемые сложные факты). Гипотеза может нащупать правильный ответ на поставленную проблему, но она может оказаться и явно несостоятельной. Убедиться в этом можно лишь после проверки гипотезы. Достаточно надежная и хорошо подтвержденная гипотеза, если она вскрывает существенные, повторяющиеся и необходимые связи между исследуемыми явлениями, может привести к открытию закона. Установление закона требует учета множества различных факторов, эмпирических и теоретических предпосылок, гипотез, идей, догадок. Но ясным является одно: не существует никаких стандартных правил, схем, алгоритмов или индуктивных процедур, с помощью которых можно было бы открывать законы науки. Поэтому единственно возможный для этого путь состоит в выдвижении гипотез и систематической их проверке с помощью наблюдений, опыта, практики.