ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 193

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2.Внешняя политика ссср в предвоенный период (1939-июнь 1941гг.)

3. Советско-германский пакт о ненападении. 23 августа 1939г. Секретные протоколы.

5. Советско-финляндская война. 30 ноября 1939 – 12 марта 1940г. Причины, ход боевых действий. Итоги войны.

16. Ссср и союзники по антифашистской коалиции в годы Великой Отечественной войны. Основные направления и формы сотрудничества.

17.Социально-экономическое развитие ссср в послевоенный период: промышленность, сельское хозяйство.

18.Политический режим в ссср в 1945-1953гг. Борьба за власть.

19. Политические процессы в ссср в 1945-1953гг.

20. Культура в ссср в послевоенный период. Литература, искусство. Постановление цк вкп(б) 1946г.

21. Наука в ссср в послевоенный период.

25. Социальная политика ссср в 1950-1960-е гг.

26. «Оттепель» в духовной и культурной жизни ссср. Шестидесятники.

27. 20 Съезд кпсс. Разоблачение культа личности Сталина.

28.Внешняя политика ссср в 1950-1960-х гг.

29. Внешняя политика ссср в 1970-1980- гг.

30. Социально-экономическое развитие ссср в 1970-1980-е г.

36. Гласность и общественное сознание в ссср во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг.

39. Социально-экономическое развитие рф в 1990-е годы.

42. Рф на современном этапе. Политическая система. Выборы в Государственную Думу. Совет Федерации. Политические партии и движения.

43. Рф на современном этапе. Социально-экономические преобразования.

45. Россия и государства снг. Создание Евроазиатского экономического сообщества. Проблема русскоязычного населения в бывших советских республиках.

44. РФ на современном этапе. Внешняя политика. Новые ориентиры на международной арене. Развитие партнерских отношений со странами Запада, Азиатско-тихоокеанского региона, Латинской Америки, Государствами «третьего мира». Первоочередные задачи внешней политики при Путине  были сформулированы с позиций защиты национальной безопасности: • поддержка целей и принципов Устава ООН, общепризнанных норм международного права; • создание благоприятных условий для внутренних преобразований в стране; • формирование пояса добрососедства по периметру российских границ и содействие устранению там очагов напряженности; • строительство системы международных партнерских и союзнических отношений; • защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом; • формирование позитивного восприятия России в мире. Интеграция России в международные структуры. Россия и НАТО. Основные внешнеполите проблемы, с которыми столкнулась России на рубеже II и III тысячелетий, заключались в крайней слабости государства Громадный внеш долг, а также дефолт 1998 г. На 1 января 2000 г. госуда внешний долг России составлял порядка 60% ВВП (132,8 млрд долларов), а суммарный внешн долг — 177,7 млрд долларов. Парижский клуб согласился на отсрочку текущих платежей в 1999 и 2000 гг. в размере 8 млрд долларов. Также в 2000 г. было достигнуто соглашение с Лондонским клубом о реструктуризации задолженности в размере 29 млрд долларов. Лишь осенью 2001 г. удалось договориться с Чехией о списании 2,5 из 3,6 млрд долларов задолжи. В 2006 г. Россия выплатила все долги Парижскому клубу кредиторов. Решению долговой проблемы были посвящены и внешнеполитические действия российского руководства в 2000—2006 гг. Москва пыталась получить средства и со своих должников. после вступления в 1997 г. в Парижский клуб кредиторов Россия согласилась списать от 70 до 90% задолженности перед СССР. Наконец, долги большинства государств России являлись бесперспективными, т. е. вероятность возврата долга была минимальная. С 13 по 16 декабря 2000 г. Президент России находился с визитом на Кубе. Ее долг перед СССР составляет более 22 млрд долларов. Кубинскому лидеру Ф. Кастро было сделано предложение об урегулировании долга в рамках Парижского клуба. Кастро отказался, предложив России, в свою очередь, платить за аренду разведывательного центра в Лурдесе 200 млн долларов ежегодно. В результате было принято решение о нецелесообразности содержания военной базы в Лурдесе, поскольку аналогичную информацию можно получать через спутники.Аналогичную цель — договориться о возвращении долгов — имела поездка во Вьетнам 1—2 марта 2001 г. Было достигнуто соглашение о реструктуризации вьетнамского долга, который составлял порядка 10 млрд дол. Всего с 1997 по 2006 г. Россия списала долгов на сумму около 40 млрд долларов.Возвращая собственные долги, Россия должна была ежегодно выделять на погашение порядка 13 млрд дол. Пик выплат приходился на 2003 г. (19 млрд . Основной проблемой российско американских взаимоотношений в 2000—2001 гг. являлось стремление Вашингтона выйти из договора по ПРО 1972 г. и создать национальную систему ПРО. Сотрудничество России и США в области ядерного разоружения развивалось, напротив, успешно. 14 апреля 2000 г. Государственная Дума ратифицировала Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений(Договор СНВВ2). В развитие сотрудничества в этой сфере 24 мая 2002 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП). К 2012 г. стороны наметили сократить ядерные силы до 1700—2200 ядерных боеголовок. После терактов 11 сентября Вашингтон объявил своим главным врагом международный терроризм. Россия поддержала США в антитеррористической кампании. Владимир Путин выступил с поддержкой инициативы США по уничтожению «АлььКаиды» в Афганистане..Дальнейшее расширение НАТО на Восток (в ноябре 2002 г. в альянс вошли Болгария, Латв, Литв, Румы, Слова, Слове и Эсто) стало очередным негативным фактором в отношениях между Россией и США. Впервые членами НАТО стали бывшие республики СССР. Во время визита в КНДР 19—20 июля 2000 г. Президент России Путин стремился убедить лидера Сев Кореи Ким Чен Ира отказаться от испытаний баллистических ракет в обмен на предоставление Россией Пхеньяну спутников. Ким Чен Ир согласился на это условие, однако через несколько дней дезавуировал


собственные слова. Мос также выступила с инициативой создания нестратегической ПРО для Европы. Это предло встретило поддержку со стороны Франции и Германии, однако США не согласились с предложением России. В октябре 2002 г. президент США Дж. Буш младший принял принципиальное политическое решение приступить в 2004 г. К развертыванию системы НПРО. В Совете Безопасности ООН 8 ноября 2002 г. была принята резолюция № 1441 о возобновлении инспекционной деятельности ООН на территории Ирака.

Однако США без санкции Совета Безопасности ООН, используя ложные обвинения в адрес С. Хусейна (президента Ирака) в разработке оружия массового поражения, при поддержке Великобритании вторглись в Ирак.20 марта 2003 г. началась война с Ираком. Против войны выступили Россия, Китай и даже ряд союзников США по антитеррористической коалиции и НАТО. Поиски оружия массового поражения (ОМП) в Ираке так и не дали никаких результатов. Нападение Грузии на Южную Осетию в августе 2008 г. было отражено вооруженными силами России в ходе операции по принуждению к миру. После этого Российская Федерация признала независимость Южной Осетии и Абхазии

Отношения стратегического партнерства были установлены с Китаем, Монголией, Вьетнамом, Индией, многими странами Латинской Америки. В настоящее время Россия поддерживает отношения с 30 из 33 стран Латинской Америки и Kapибского бассейна. Российско-латиноамериканский диалог достиг высокого уровня взаимопонимания. Готовится протокол о политических консультациях с такой влиятельной организацией, как Карибское сообщество (КАРИКОМ). В повестке дня стоит развитие отношений с Общим рынком Южного конуса (МЕРКОСУР) — одной из ведущих экономических группировок Южной Америки. В декабре 2003 г. министр иностранных дел России И. С. Иванов принял участие в саммите МЕРКОСУР в Уругвае. Россия и государства Латинской Америки проявляют все больше внимания к развитию связей в материально-хозяйственной сфере. По объему торгово-экономических отношений в группу ведущих российских партнеров в Латинской Америке входят Аргентина, Чили, Бразилия и др.  Российско-японские отношенияКак и раньше, главным препятствием, стоящим на пути полноценного развития отношений между обеими сторонами, остаётсяпритязание Японии на группу Курильских островов, мешающее подписанию мирного договора. Особую критику вызывала новая стратегическая концепция НАТО, не исключающая проведение силовых операций без санкции Совета Безопасности ООН. Негативное отношение сохранялось и к расширению НАТО на восток. В ряду приоритетных региональных направлений отношения с США заняли третью позицию, после СНГ и Европы.



45. Россия и государства снг. Создание Евроазиатского экономического сообщества. Проблема русскоязычного населения в бывших советских республиках.

Главным в региональных приоритетах продолжало оставаться направление СНГ – разноскоростной и разноуровневой интеграции. Упор делался на многостороннее и двустороннее партнерство со всеми странами СНГ, особенно в таких проектах, как Таможенный союз и Договор о коллективной безопасности, статуса Каспийского моря, защиты прав русскоязычного населения и сохранения общего культурного наследия. При поддержке США произошли так называемые цветные революции в странах СНГ: «оранжевая революция» на Украине, «революция роз» в Грузии, «революция тюльпанов» в Киргизии. В результате переворотов в Грузии и на Украине к власти пришли проамериканские правительства, что не могло не вызвать протестов и противодействия со стороны России. Наиболее конфликтные отношения со странами постсоветского пространства сложились у Москвы с Тбилиси Грузия в период правления там Э. Шеварднадзе являлась

плацдармом для действий чеченских боевиков, что не могло не вызывать возмущение России. После свержения Шеварднадзе в конце 2003 г. и победы на президентских выборах в начале 2004 г. М. Саакашвили Грузия заняла еще более резкую антироссийскую позицию. В 2006 г. Россия ввела против производителей ряда грузинских товаров санкции В отношениях с прибалтийскими государствами основным фактором стало их вступление в НАТО. Правящие круги Эстонии, Латвии и Литвы постоянно выдвигают претензии к Рос за «оккупацию», под которой они подразумевают период нахождения Прибалтики в составе СССР. Наиболее остро этот вопрос был поставлен на праздновании 600летия Победы 9 мая 2005 г. В Рос отказались приехать президенты Эстонии и Литвы. Москва не признает ни факта наличия каких то претензий со стороны прибалтийских государств, ни их трактовки исторических событий. Сложными в этот период были взаимоотноя Рос и Укр. Во время президентских выборов на Украине в 2004 г. Россия поддержала кандидатуру занимавшего тогда пост премьеррминистра Украины В. Януковича. В конце 2005—начале 2006 г. произ обострение росси украин отношений, связанное с нежеланием Украины платить за поставляемый из России газ по рыночной цене. В результате «газового кризиса» все же было достигнуто соглашение, в соответствии с которым Украина будет покупать российский газ по ценам, близкимк общемировым. Также были достигнуты договоренности о фиксированной оплате транзита газа через Украину. Произоше после парламентских выборов в марте 2005 г. Переворот в Киргизии, результ которого был свергнут президент этой республики А. Акаев. в мае 2005 г. Россия поддержала президента республики И. Каримова. Вскоре после этого Узбекистан покинул антироссийскую организацию ГУУАМ. Ташкент стал членом ЕврАзЭС, а также активизировал свою работу в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Обозначился новый этап в связях России с Евросоюзом. На саммите Россия ЕС, прошедшем 10 мая 2005 г., были утверждены «дорожные карты» по четырем «общим пространствам» экономическому; свободы, правосудия и безопасности; внешней безопасности; культуры и образования, включая науку. Идея четырех «общих пространств» возникла в мае 2003 г. на саммите Россия — ЕС в СПе. Россия активно участвует в работе такой организации, как Евразийское экономическое сообщество. ЕврАзЭС было учреждено в октябре 2000 г. в Астане с целью выработки единых подходов при интеграции в международную экономику, а также создания Таможенного союза Единого экономического пространства стран участниц. Среди основа организации — Россия, Белоруссия, Казах, Кирг, Таджи. Наблюдателями являются Укра, Молда и Армения. Помимо ЕврАзЭС, действенной структурой на территории стран СНГ является Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)16 июля 2001 г. был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Респу (так называемый «Большой договор»). Сотрудничество с Китаем развивается активно также в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), объединяющей Рос, Кит, Каза, Кирг, Таджи и Узбе. Организация была создана 15 июня 2001 г. на базе неформал клуба лидеров России азиатских стран «Шанхайская пятерка». В подтверждение серьезных намерений организа в 2007 г.пройдут первые военные учения стран — членов ШОС. Премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что государство разработает программу поддержки русского языка и русских школ в мире. Такое обещание глава правительства дал, выступая на ассамблее фонда «Русский мир» в Москве, передает 3 ноября 2012 г.РИА «Новости».«Язык - вполне материальный актив, и в него нужно вкладывать деньги», - отметил Медведев.По его словам, интерес к изучению русского языка постоянно растет даже в тех странах, где он утратил свое значение, потому что знание иностранных языков — серьезное конкурентноепреимущество. После этого премьер перешел на английское наречие и провозгласил: «Время учить русский!». Фонд «Русский мир» был создан указом президента Путина 21 июня 2007 года и занимается популяризацией и поддержкой программ изучения русского языка в мире. Темы статьей в газетах в 2012-2013 гг. следующиеДискриминация довела русских Казахстана до эмиграции- Будучи формально полноправными гражданами, русские, тем не менее, потянулись в Россию. Кишинев объявил войну русскому языку-В парламент Молдавии внесен законопроект, лишающий его статуса языка межнационального общения. Русских в Туркмении вынуждают отречься от российского гражданства-10 июля истекает срок ультиматума, который поставили туркменские власти. В Киргизии запретили русский язык в документах- Власти республики внесли изменения в закон о языке. В Латвии предложили объявить 9 Мая днем траура - Вместо Дня Победы латышские националисты предлагают чествовать легионеров СС 16 марта . В Грузии учителя потребовали вернуть русский язык в школы- Преподаватели в Грузии заявили о дискриминации русского языка. Эти статьи дают право сказать, что сохраняется проблема русскоязычного населения в бывших советских республиках. Владимир Намовир, лидер Русской общины и главный редактор сайта «Русские в Казахстане» и его мнение российским соотечественникам логично было бы озаботитьсязащитой родного русского языка, подвергающегося вытеснению в странах СНГ.Если на защите и поддержке государственных языков в бывших советских республиках стоят политическая воля и государственный бюджеты, то функционирование русского языка является делом его носителей и «гуманитарной помощи» со стороны России. Пока же процесс поддержки русского языка со стороны России, скажем так, крайне формализован. И не подкреплен политическим инструментарием, что было бы более чем естественно. И здесь я полностью солидарен с мнением политолога Виталия Третьякова, который говорит, что поддержка русского языка в нынешнем гуманитарном виде малоэффективна, и никакие «европейские институты» не смогут остановить национализм местных элит, нарушающих языковые и политические права русского населения в бывших советских республиках. В период существования Советского Союза на русском как основном государственном языке разговаривали 286 миллионов человек, его хорошо знали почти все жители союзных республик, и в обязательном порядке - каждый школьник.К настоящему времени население 14 бывших республик СССР насчитывает свыше 140 миллионов человек (равно по численности населению России), однако русским там активно владеют (постоянно используют на работе, в процессе обучения, в быту), по оценкам экспертов, лишь 63,6 миллиона человек, еще 39,5 миллиона человек владеют русским пассивно а почти 38 миллионов уже не владеют русским языком.