ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.05.2024
Просмотров: 192
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2.Внешняя политика ссср в предвоенный период (1939-июнь 1941гг.)
3. Советско-германский пакт о ненападении. 23 августа 1939г. Секретные протоколы.
17.Социально-экономическое развитие ссср в послевоенный период: промышленность, сельское хозяйство.
18.Политический режим в ссср в 1945-1953гг. Борьба за власть.
19. Политические процессы в ссср в 1945-1953гг.
20. Культура в ссср в послевоенный период. Литература, искусство. Постановление цк вкп(б) 1946г.
21. Наука в ссср в послевоенный период.
25. Социальная политика ссср в 1950-1960-е гг.
26. «Оттепель» в духовной и культурной жизни ссср. Шестидесятники.
27. 20 Съезд кпсс. Разоблачение культа личности Сталина.
28.Внешняя политика ссср в 1950-1960-х гг.
29. Внешняя политика ссср в 1970-1980- гг.
30. Социально-экономическое развитие ссср в 1970-1980-е г.
36. Гласность и общественное сознание в ссср во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг.
39. Социально-экономическое развитие рф в 1990-е годы.
43. Рф на современном этапе. Социально-экономические преобразования.
40.Развитие российского федерализма в 1990-е гг. Взаимоотношения федерального центра с субъектами федерации.Федерализм – федерация – федеративные отношения — это форма децентрализации государственной власти федеративного государства (федерации) Российская модель федерализма - конституционно-договорная модель. Выделяют два этапа в постсоветский период:Первый этап (12 июня 1990 г. - 1994 г.) ;сопровождался процессом распада СССР, образованием Российской Федерации, парадом суверенитетов, подписанием 31 марта 1992 года Федеративного Договора, принятием в 1993 году Конституции России и подписанием в 1994 году Договоров о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФи органами государственной власти ее субъектов.Инкорпорация Федер Дого 1992 году в действующую тогда Констит РСФСР 1978 г. позволила говорить о договорной федерации в России. Однако принятая Конст в 1993 году имела стратегическое значение в определении направления дальнейшего развития федерализма в России. Она возвысилась над Договором и подчинила его себе. Так сменилась модель федерации в России с договорной на конституц-догов были заложены основы унитаристского федерализма. После принятия Конституции России 1993 года, вновь возобладала договорная практика регулирования федеративных правоотношений. Вновь маятник федерализма качнулся в сторону договорной модели (второй этап-1994 г. -2000 г). С момента прихода к власти В.В. Путина, развитие федерализма в России пошло по пути укрепления основ государственного федерализма. Первым реальным шагом в этом направлении является подписание Указа Президента РФ № 849 от 13 мая 2000 года, которым были учреждены семь федеральных округов и полномочные представители в них. Полпреды сыграли огромную роль в приведении в соответствие регионального законодательства с федеральным. Однако их роль в последние годы не следует переоценивать, но и недооценивать ее нельзя. С этой даты начинается новый этап развития института федерализма (от 2000 г. и до сегодняшних дней).Значение Федерат догов 1992 года:- Юриди разграничил полномочия между федеральным центром и субъектами Российской Федерации.- Изменил содержание федера России, превратив в субъекты Федерации края и области и расширив права субъектов.- Снизил остроту отношений между субъектами и федеральным центром и угрозу распада Ро.- Не решил всех проблем во взаимоотношениях федерального центра и субъектов Федерации. Попытки федерального центра предотвратить распадРФ.- Подписание Федерато договора (1992 г.).- Подпис между РФ и Татар договора на особых условиях (1994 г.).- Ввод федерал войск на территорию Чечни, подписание с руководством Чечни «Хасавюртских соглашений» (1996 г.), отложивших вопрос о статусе Чечни до 2000 года.- Окончательно проблема террито целостн России была снята только в президе путина .Угрозу распада России по модели СССР руково страны пыталось устранить подписанием Федера дого. Подпи договор предполагалось с 21 республикой, 6 краями, 49 областями, 10 автономными округами, 1 автономной областью и 2 городами (Москвой и Санкт Петербургом). Договор состоял из трех документов: один предназначался для подписания с республиками, другой — с краями, областями, Москвой и Петербургом, третий — с Еврейской автономной областью и округами. Полномочия региональных органов власти в каждом из документов существенно различались; максимальные полномочия устанавливались для республик. В Татарстане на 21 марта был назначен республиканский референдум по вопросу: «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?» Конституционный суд России (КС) признал формулировку вопроса нарушающей Конституцию. 20 марта Президент Б.Н. Ельцин выступил с телеобращением к народу Татарстана — оно не было показано на территории ресс публики («перекрыто» передачей казанского ТВ).21 марта референдум состоялся. 61,4% проголосовавших ответили «да» — это составило 50,3% от общего числа избирателей республики. В отличие от Союзного, Федеративный договор был подписан — это произошло 31 марта 1992 г. Чечня иТатарстан от подписания отказались, Республика Башкортостан подписала с оговорками, оформленными особым протоколом. По существу, предлагалась модель «договорной федерации», т. е. создание государства по типу США. Россия как государство должна была возникнуть лишь в результате согласия субъектов Федеративного договора на есоздание. Федеральный Центр шел на существенные уступки регионам. Однако уступки были восприняты как слабость Центра, и стремление к самостоятельности в республиках только усилилось. Субъекты Федерации согласно договору оказались поо делены на три «сорта». Это породило стремление краев и областей «выбить» себе большие полномочия, повысить свой статус. Например, в 1993 г. было заявлено о создании Уральской республики на территории Свердловской области. С этими же целями пытались поставить вопросы о Южноуральской республике в Челябинской области и Северной республике в Вологодской области.Сепаратистские настроения в бывших автономных республиках нашли отражение на Конституционном совещании, где выдвигались такие предложения, как создание федерации из национальных республик и одной «Русской республики», которая объединила бы все края,области, автономные округа и автономную область. Этот проект предложил президент Калмыкии К. Илюмжинов.Конституция России, принятая 12 декабря 1993 г. Всенародным голосованием, сняла часть проблем, зафиксировав равноправие субъектов Федерации в отношениях сЦентром. Однако на территории Чечни референдум и выборы не проводились. В Татарстане голосование проводилось, но явка избирателей оказалась ниже 25%, поэтому ни выборы, ни референдум в республике не состоялись. 5 февраля 1994 г. Был заключен Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан. Договор завершил период неопределенности и определил статус бывшей автономии, констатируя, что Татарстан находится в составе Россий Феде. Были заключены 46 договоров. В итоге некоторые регионы (например, Башкортостан, Москва, Татарстан, Якутия) получали значительно большие права, чем прочие субъекты Федерации. Противостоять этому Центр не мог в силу отсутствия дееспособного государства.Вершиной кризиса Федерации стали события в Чечне. В сентябре 1991 г. исполком «Общенационального конгресса чеченского народа» во главе с Дж. Дудаевым захватил власть в Грозном, объявив о создании Чеченской Республики.
41. РФ на современном этапе. Культура, наука и образование. Последнеедесятилетие ХХ в. отмечено радикальными переменами в духовной жизни страны и новыми процессами в развитии культуры. Важнейшими условиями космических и политических преобразований стали утверждение свободы слова, развитие глобальной сети коммуникаций, рост вовлеченности России в мировое культурное и информационное пространство.
В результате к середине 1990х гг. резко возрос спрос на второе образование. Наиболее востребованными и популярными стали связанные с развитием новых рыночных институтов профессии (менеджер, финансист, юрист, риелтор, аудитор). Культурная жизнь первых постсоветских лет чутко реагировала на происходившие перемены. Главной характеристикой культурной панорамы стала мозаичность, стилевое многообразие, сосуществование разных направлений при отсутствии «социального заказа», направлявшего развитие культуры советской эпохи. Утвердилась свобода творчества. Открылись частные картинные галереи, появились многочисленные театральные и выставочные проекты, рассчитанные на разные вкусы. Исчезло размежевание между «официальной» и «нее официальной» сферами художественного творчества. В первой половине 1990х гг. резко сократилось государственное финансирование объектов культуры — музеев,театров, библиотек. После невиданного взлета перестроечных лет столь же стремительно упали тиражи газет и журналов. Большинство бывших читателей были просто не в состоянии их выписывать. Но во многом такое падение интереса было связано с ростом влияния телевидения, в изобилии предлагавшего информационные и развлекательные программы. Огромную аудиторию стали собирать игровые развлекательные телевизионные проекты и нескончаемые сериалы. Быстрыми темпами стала развиваться индустрия досуга — коммерческие развлекательные центры и ночные клубы появились в больших и малых городах. Ответом на пропаганду здорового образа жизни стали разнообразные коммерческие фитнессцентры; в то же время закрывались спортшколы и клубы, резко сократились возможности для бесплатных занятий спортом. Массовая культура в первые после перестроечные годы ориентировалась почти исключительно на заимствованные образцы. В кинопрокате успех имели в основном кассовые американские фильмы («Парк юрского периода», «Годзилла», «Звездные войны» и др.). Лидерами книжных продаж стали переводные зарубежные издания, рассчитанные на массовую аудиторию. В молодежной культуре распространилась мода на западные музыкальные стили и модели поведения. Панков и металлистов быстро потеснили рэперы и готы. Появилось развлекательное чтения для всех («Семь дней»), для женской и мужской аудитории («Лиза», «Космополитен» и др.), Широкое хождение получили книги легкого жанра, особенно детективы (А. Маринина, Д. Донцова, Б. Акунин и др.), любовные романы, фэнтези (Ник Перумов, А. Бушков и др.). Размежевание на рок и легкую развлекательную музыку (попсу) происходило на эстраде.. В отечественном кино появились коммерческие ленты,эксплуатировавшие общие для мировой кассовой кино продукции приемы (такие, как «Ночной дозор» или «Турецкий гамбит»). В первые постсоветские годы театр и кино потеряли значительную часть своей аудитории ввиду роста цен на билеты и конкуренции телее и видеопродукции. Театр искал пути вживания в новую реальность.Спектакли ставились в реальных исторических декорациях (опера «Борис Годунов» М.П. Мусоргского в исполнении труппы Мариинского театра прозвучала на Соборной площади Московского Кремля в мае 2003 г.). В театральных постановках стали широко использоваться приемы документального жанра, когда в текст вводились интервью или подслушанные на улице разговоры (в этой технике ставит, например, московский Театр.doc). В кино широко использовались не только дорогостоящие спецэффекты и компьютерные технологии, но и приемы съемки в режиме реального времени («Русский ковчег», реж. А. Сокуров, 2002) и подходы документального кино, в том числе в характерном ироническом ключе («Первые на Луне», реж. А. Федорченко, 2005).В телевизионной документалистике широко использовался прием «исторической реконструкции» реальных
событий. В 2005 г. в Москве прошла Первая международная биеннале (выставочный проект, организуемый один раз в два года) современного искусства, состоялись масштабные выставки современного искусства «Москва — Берлин, 2004».Полем художественного творчества становились городское пространство и природная среда (ленддарт). В привычный элемент городской среды превратились граффити — вид самодеятельного художественного высказываа
ния, быстрого по исполнению и не требующего особых художественных навыков (хотя в этой технике работали и профессиональные художники).Общественные настроения определили тональность современного литературного творчества. В центре художественных поисков 19900х гг. оказалась постмодернистская интерпретация современной действительности.
В России зимой 2007 г. Число пользователей Интернета достигло, по данным опросов общественного мнения, 28 млн человек (т. е. 25% населения старше 18 лет). Это заметно меньше, чем в европейских странах (рекорд по уровню охвата Интернетом держит Швеция — 77% населения, в Германии — 61% по состоянию на 2005 г.). В начале 19900х гг. объемы финансирования отечественной науки резко сократились. Многие ученые, особенно естественнонаучных и инженерных специальностей, уехали работать за рубеж. В результате недофинансирования и нехватки кадров многие перспективные отечественные разработки были приостановлены. Общая численность занятых в научной сфере уменьшилась в течение 1990х гг. в 2,5 раза, происходило старение кадров. В начале текущего десятилетия объемы государственных вложений в науку и образование постепенно стали расти. Важным приоритетом стали поиски путей развития инновационных отраслей и соединения науки с производством через систему технопарков, новых наукоградов. Решение этих проблем напрямую связано с реформой системы образования — одной из самых болевых точек в общественной дискуссии. Такие проблемы, как вариативность образования и качество государственных образовательных стандартов, введение Единого государственного экзамена в средней школе, переход на двухступенчатую систему высшего образования (по западному образцу в рамках присоединения России к европейскому образовательному пространству), распределение средств поддержки высшей школы в соответствии с рейтингом
вузов, устойчивый рост платного сектора образовательных услуг, стали предметом широкого обсуждения. Как и в случае с реформой управления наукой, высказывались обоснованные опасения относительно возможности потери преимуществ отечественной системы образования, в первую очередь ее фундаментального характера. Тем более что престиж образования оставался высоким. На рубеже тысячелетий после бурного всплеска спроса
на «рыночные» профессии наметилось некоторое повышение традиционно устойчивого интереса к гуманитарному знанию. Во многом это было связано с возможностями широкого доступа к наследию отечественной гуманитарной науки и с достижениями в новых областях научного знания о закономерностях общественного развития в условиях,
когда наука освободилась от идеологических установок. Ю.М. Лотман, Д.С. Лихачев, С.С. Аверинцев, М.Л. Гаспаров и многие другие деятели отечественной науки заложили новые направления исследований в истории культуры России и ее цивилизационного наследия. Поо
явился простор для развития наук о современном обществе — социологии, политической науки, социальной психологии, культурологии. Стала возрождаться и краеведческая работа, быстророс массив пользовавшейся спросом краеведческой литературы и путеводителей.
Состоялись торжества по случаю юбилеев больших и малых городов России — 3000летия СанкттПетербурга, 11000летия Пскова, 10000летия Казани, 12500летия Старой Ладоги и др. Огромный интерес вызвала публикация неизвестного массовому читателю наследия русской философской мысли — Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.С. Соловьева, В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, Г.П. Федотова и др. Их размышления о судьбе России и о русском национальном самосознании оказались глубоко созвучными современным духовным исканиям. Возвращение российскому читателю наследия русских философов и писателей «первой волны» эмиграции, окончивших свои дни в изгнании (И.А. Бунина, И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева, Вяч. И. Иванова, Г.В. Иванова и многих других), позволило говорить о начале процесса восстановления общего поля русской культуры ХХ в. и о возвращении истории ческой памяти. В начале нынешнего века в России был перезахоронен прах Федора Шаляпина, Анны Павловой, Ивана Ильина, Ивана Шмелева. В страну возвратились некоторые представители после революционной эмиграции (такие, как писательница И.В. Одоевцева, вдова поэта Г.В. Иванова, певица А.Н. Баянова). В 1994 г. вернулся в Россию А.И. Солженицын. Важнейшим процессом в развитии духовной жизни новой России стал рост религиозного самосознания людей. Возврат к вере открывал путь к восстановлению преемственности духовных традиций и современности.
Религиозное возрождение коснулось всех традиционных конфессий — православия, ислама, иудаизма, буддизма. Огромным событием в жизни церкви и верующих стало прославление в год 20000летия Рождества Христова новомучеников и исповедников, пострадавших в годы
советской власти. В том же году был открыт и освящен воссозданный храм Христа Спасителя в Москве К концу 19900х гг. заметно вырос интерес к творческому прочтению этого опыта. К массовому зрителю были обращены экранизации классики русской литературы, лучшие ленты («Идиот» по мотивам романа Ф.М. Достоевского, реж. В. Бортко, 2003, «Мастер и Маргарита» по роману М.А. Булгакова, реж. В. Бортко, 2005) собрали многомиллионную аудиторию. По данным опросов общественного мнения, телеэкранизацию «Идиота» видели 28%, а «Мастера и Маргариты» — 34% взрослых жителей России. Популярность классики отечественной и мировой драматургии определяла афишу репертуарного театра(самыми востребованными авторами оставались А.П. Чехов, А.Н. Островский, У. Шекспир), постановки отличала авторская интерпретация известных текстов. МХТ им. Чехова осуществил четвертую в истории этого театра постановку «Белой гвардии» М.А. Булгакова (2004). В культурной жизни страны выделились коллективы лидеры. Таким стал Мариинский театр оперы и балета, осуществивший под руководством В.А. Гергиева масштабные проекты постановок русской (все оперы С.С. Прокофьева) и мировой классики (тетралогия «Кольцо Нибелунгов» Р. Вагнера). Театр обратился к наследию русского зарубежья, поставив неизвестные в России балеты Дж. Баланчина и Л.Ф. Мясина, широко привлекал известных зарубежных постановщиков и исполнителей. Развитие этого коллектива отличает динамичность, поиски новых форм обращения к зрителю и слушателю (такие, как оперные постановки в «исторических декорациях»).