Файл: «Понятие и виды наследования» (Понятие и общая характеристика института наследования).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и общая характеристика института наследования
1.1. Понятие наследства (наследственная масса)
1.2.Субъекты наследственных правоотношений
2. Анализ судебной практики и пути решения проблем наследования по завещанию
2.1. Исследование проблем наследования по завещанию
2.3. Анализ судебной практики о признании завещания недействительным
Наследование при наличии завещания
Составление завещания. Добровольно составленное собственником имущественной массы и других ценностей и заверенное нотариально завещание является базовым документом для узаконивания прав наследников. Юридически составление завещания считается актом односторонней формы, позволяющим наследодателю распорядиться законной предполагаемой или уже имеющейся в наличии собственностью на случай собственной кончины. Составление завещания является добровольным актом, допускающим последующую корректировку документа или аннулирование его по изъявлению воли завещателя. Заверенный документ принимается к исполнению только после кончины завещателя[10].
Владелец частной собственности имеет возможность передать по завещанию свое имущество нескольким физическим лицам в разных или равных долях или назначить единственного наследника, исходя только из своих желаний и побуждений. Кроме того, допускается завещание частной собственности ее владельцем какому-либо юридическому лицу: предприятию, общественной организации, учебному заведению или государству. Завещатель вправе сохранить втайне любую информацию, касающуюся своего завещания, и в любой момент вправе его изменить или уничтожить.
Передача унаследованного имущества при отсутствии завещания
После кончины лица, не оставившего завещания в силу различных обстоятельств, имущественная собственность, принадлежавшая умершему при жизни, распределяется между его родственниками, согласно букве закона. В последней редакции ГК РФ четко обозначены очереди наследников:
Получение наследства без завещания. Законные супруги, рожденные в законном браке дети, мать или отец, внуки и правнуки, согласно праву представления.
Полнородные и неполнородные братья/сестры по старшинству, бабушка (бабушки), дедушка (дедушки), дети сестер или братьев (племянники) по праву представления.
Тети или дяди прямого родства, кузены и кузины.
Прадедушки/прабабушки прямого родства.
Внучатые племянники/племянницы, полнородные братья/сестры дедушек или бабушек.
Внуки племянников/племянниц, дети кузенов/кузин, дети двоюродных сестер/ братьев бабушек или дедушек.
Приемные родители и приемные дети, сводные сестры и братья.
Под правом представления, как запросом в процессе оформления наследования, понимается законная возможность получения имущественной и других видов собственности (интеллектуальной и т. п.) наследником без наличия нотариально оформленного наследодателем завещания. Право наследственного представления определяется перед открытием наследства и приводится в исполнение соответственно вышеуказанной очередности. После кончины вышестоящих наследников право наследования передается наследникам низшей степени[11].
Гражданским Кодексом предусматривается трансмиссия, определяющая наследование и по закону, и по завещанию. Трансмиссия начинает действовать после смерти вышестоящего наследника. С ее помощью регулируется порядок получения наследственной собственности после завершения процедуры открытия наследства.
Обязательная доля наследства полагается детям, не достигшим совершеннолетия. Наряду с ними в очередь наследования, независимо от степени родства и формы наследования, непременно включаются нетрудоспособные иждивенцы, пробывшие на обеспечении наследодателя в течение 1 года при совместном или даже раздельном проживании. Находящиеся на обеспечении наследодателя инвалиды, проживающие совместно с ним более 12 месяцев, неизбежно включаются в линию наследования совместно с родственниками, а также получают право на наследство в случае неимения прямых родственников.
Величина обязательной доли определяется в размере 50% от общей суммы или даже более. Право несовершеннолетних и иждивенцев защищено законом, который не допускает переадресования его другим лицам. Если правообладатель не захочет им воспользоваться и официально оформит отказ, у него не будет возможности изменить свои намерения в законном порядке.
Право на имущественное наследование любого вида должно быть юридически реализовано в первое полугодие после официального открытия наследства. Срок увеличивается судебным вердиктом при наличии обоснованных причин, не позволяющих начать владение полученной собственностью. К ним относят:
- отсутствие информации;
- болезнь;
- прочие затрудняющие причины.
Чтобы объявить себя законным владельцем, наследующий обязан задокументировать намерение принять наследство и поставить в известность нотариуса, осуществляющего открытие завещания, что может быть сделано лично или через представителя по заверенной доверенности. Можно прибегнуть к услугам почты или курьерской службы.
При любой форме наследования при отсутствии документальных указаний о долевом распределении наследства, буква закона предписывает равное разделение полученного наследства между всеми заинтересованными сторонами. В дальнейшем наследники могут избрать другой вариант по договоренности.
Доказательством реализации прав наследования служат следующие моменты:
- Оформление владения или действительное управление унаследованным имуществом.
- Расходование личных средств на содержание, сохранение и поддержание наследной собственности.
- Реализацию мер охраны унаследованных ценностей.
- Получение финансовых сумм, причитавшихся наследодателю, а также оплата долгов[12].
В случае полного отсутствия каких-либо наследников, их несогласия принять наследство или при утере прав на его получение имущественная масса объявляется выморочной. Она становится собственностью государства, исключая недвижимость, становящуюся муниципальной собственностью.
2. Анализ судебной практики и пути решения проблем наследования по завещанию
2.1. Исследование проблем наследования по завещанию
Последняя модернизация ГК РФ, инициированная Указом Президента РФ от 18 июля 2008 № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», проводилась именно «под знаменем» «дальнейшего развития основных принципов гражданского законодательства РФ, соответствующих новому уровню развития рыночных отношений».
Если взглянуть на эту норму в редакции ФЗ от 30.12.2012 № 302-ФЗ, то можно констатировать, что есть в ней принципы, относящиеся ко всем подотраслям гражданского права. Например, принципы равенства участников, их добросовестности, судебной защиты и обеспечения восстановления нарушенных прав. Однако есть в данном перечне основных начал и те, которые имеют ярко выраженную подотраслевую принадлежность. Так, принцип неприкосновенности собственности, очевидно, относится к области вещного права. Свобода договора, безусловно, относится к сфере права обязательственного. Принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела объективно тяготеет к блоку гражданско-правовой защиты личных неимущественных прав. Вот и получается, что для права наследственного в первых строках кодифицированного гражданского закона не нашлось своего, индивидуализирующего данную область гражданского права принципа. Тем не менее очевидно, что любая подотрасль, если она таковой объективно является, должна характеризоваться своей общей частью, основополагающие идеи которой должны быть отражены в ст. 1 ГК РФ[13].
Думается, такой основополагающей идеей права наследственного является принцип свободы завещания, сформулированный в названии ст. 1119 ГК РФ. И если право обязательственное ст. 421 ГК РФ, провозглашающей свободу договора, естественным образом сочетается с одноименной формулировкой в ст. 1 ГК РФ, то и в отношении подотрасли наследственного права, следуя той же логике, нет никаких препятствий совместить название ст. 1119 ГК РФ с принципом свободы завещания, поименованным в перечне основных начал гражданского законодательства.
Думается, отражение в ст. 1 ГК РФ принципа наследственного права о свободе завещания не должно носить чисто формального характера. Это должно быть началом большой работы по совершенствованию всего массива норм наследственного права, который должен соответствовать новому уровню развития рыночных отношений в нашей стране.
В данной работе затронем только одну из проблем, которая является особо значимой для права наследственного, - проблему развития идеи свободы завещания.
Воля участников гражданско-правовых отношений обладает автономией, она независима и суверенна, что провозглашено в п. 1 ст. 2 ГК РФ. Статья 1119 ГК РФ, развивая идею автономии воли, раскрывает пределы этой свободы. Завещатель, будучи свободным, вправе завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного или нескольких наследников по закону без указания причин, отменить или изменить завещание, включить в завещание иные распоряжения, предусмотренные ГК РФ. Таким образом, свобода завещания соединяет, с одной стороны, пожелания (что хочет завещатель) с тем, что ему позволяет законодатель, регулируя наследственные отношения разделом V ГК РФ. Регулируя наследственные отношения, и это важно осознавать законодателю, нормы ГК РФ наставляют, воспитывают, советуют, формируя культуру наследственного правопреемства.
Новый этап развития рыночных отношений в России требует новых норм наследственного права. И здесь экономические моменты должны тесно взаимодействовать с вопросами нравственности и формирования культуры российского народа. Напомним, что ушедший 2015-й был Годом литературы. Его целью было сохранение в нашей стране представления о литературе как о безусловной и приоритетной ценности[14].
Кстати, если вспомнить историю, то развитие правового регулирования наследственных отношений сначала ознаменовалось переходом от торжества публичных элементов (завещание перед войском, в присутствии пяти свидетелей и весовщика и т.д.)[15] к признанию необходимости использования инструментов исключительно частного права. Впоследствии нормы наследственного права в странах мира все большее значение стали придавать завещательным распоряжениям неимущественного характера. И этот ход развития был объективно обусловлен потребностями развития общества. Распоряжения на случай смерти в различных странах мира отличаются своей «необычностью» для нас, живущих в рамках норм отечественного наследственного права. Так, один сапожник из Марселя стал известен благодаря тому, что составил самое непристойное завещание, использовав 94 нецензурных слова. Один лондонский банкир составил предельно краткое завещание, состоящее из двух слов: «Я разорен». Американец Томас Джефферсон написал очень длинное завещание, позволив себе соединить указания насчет судьбы принадлежащего ему имущества с рассуждениями об американской истории.
Лаборант Нильса Бора включил в завещательное распоряжение столько специальных терминов и сложных фразеологических оборотов, что для их расшифровки пришлось вызывать экспертов-лингвистов. Российская судебная практика не сталкивается с проблемами подобного рода. Анализ судебной практики Прикубанского районного суда г. Краснодара за 2015 г. свидетельствует, что доля споров, связанных с наследственными правоотношениями, не является значительной, а сами дела не отличаются особой сложностью и индивидуальностью. Так, на рассмотрении суда были иски об установлении юридических фактов непринятия наследства, о признании права собственности на имущество в порядке наследования, о признании отказа от наследства недействительным, о восстановлении срока для признания наследства, о выделении супружеской доли, об исключении доли из наследственной массы, о признании завещания недействительным, о признании недостойным наследником и отстранении от наследования по закону, о признании в части недействительным свидетельства о праве на наследство по закону. Изучение указанных дел позволяет заключить, что судам при их рассмотрении не было необходимости разбираться с тонкостями распоряжений неимущественного характера, поскольку таковых не было в завещании.
Если обратиться к диспозиции ст. 1118 ГК РФ, то можно констатировать, что о распоряжениях неимущественного характера она не упоминает. Кроме того, «иные распоряжения», которые дозволяется оставлять завещателю, обязательно должны быть предусмотрены (описаны) в нормах ГК РФ. В этом отношении рамки свободы здесь существенно ограничены. Если посмотреть на последующие нормы наследственного права, то свобода завещателя может проявляться, во-первых, в использовании конструкции завещательного отказа (ст. 1137 ГК РФ), когда на наследников возлагается исполнение какого-либо обязательства имущественного характера в пользу заранее определенных лиц. Этим лицам наследник может быть обязан передать какую-либо вещь из состава наследства, выполнить работу, оказать услугу или выплачивать периодические платежи. Во-вторых, завещатель может воспользоваться возможностями, предоставленными ст. 1139 ГК РФ, возложив на наследников совершение каких-либо действий, направленных на осуществление общеполезной цели. Эти действия могут носить по букве закона как имущественный, так и неимущественный характер и называются завещательным возложением. По нормам отечественного законодательства конструкцией завещательного возложения охватываются обязательства по содержанию домашних животных.