ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Практическое занятие № 1 Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся

Список основной литературы

Список дополнительной литературы

Практическое занятие № 2 Теоретические и методологические проблемы педагогики

Список основной литературы

Список дополнительной литературы

Практическое занятие № 3 Проблемы теории воспитания

Список основной литературы

Список дополнительной литературы

Практическое занятие № 4 Проблемы теории обучения

Список основной литературы

Список дополнительной литературы

Практическое занятие № 5 Урок – основная форма организации обучения в современной системе образования.

Список основной литературы

Список дополнительной литературы

Практическое занятие № 6 Контроль в процессе обучения

Список основной литературы

Список дополнительной литературы

Практическое занятие № 7 Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

Список основной литературы

Список дополнительной литературы

Практическое занятие № 8 Содержание образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования

Список основной литературы

Список дополнительной литературы

Практическое занятие № 1 Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся

Вопросы для обсуждения

  1. Педагогическое взаимодействие как базовая категория педагогики. Феномены педагогического взаимодействия.

  2. Понятие о педагогическом общении. Классификация стилей педагогического общения.

  3. Условия успешности педагогического общения.

  4. Коммуникативная культура педагога.

  5. Педагогический конфликт

Практические задания

  1. Выполнение индивидуальных заданий: этюды-ситуации общения педагога и студентов. Определение наиболее целесообразной и комфортной дистанции взаимодействия; местоположения партнеров; «территория» общения; жесты, пластика, передвижение педагога по аудитории и т.д., в соответствии с целью общения, особенностями партнеров (педагога и студентов).

  2. Анализ конфликтной ситуации «педагог – ученик».

Вспомните ситуацию из своей практики, когда вы столкнулись с манерой общения (поведения), которая не отвечает вашим представлениям о том, как должен разговаривать (вести себя) воспитанный человек. Попробуйте применить следующие приемы.

- Найдите положительные стороны личности того, кто вызывает у вас антипатию. Попытайтесь встать на его место и понять причины, побудившие этого человека вести себя подобным образом.

-- Найдите то, с чем вы можете согласиться, те точки зрения, которые могут вас объединить с этим человеком.

- Определите, с чем в его поведении вы категорически не согласны, какие его привычки или убеждения вы не можете принять ни при каких обстоятельствах.

- Попытайтесь «один на один» сказать человеку о том, что вы одобряете и принимаете и с чем вы не согласны.

- Попытайтесь представить себе, что этот человек уже изменился в желаемую для вас сторону; ведите себя по отношению к нему так, как будто он уже стал другим. В этом случае может сработать эффект внушения: человек неосознанно буде подстраиваться под те позитивные ожидания, которые вы по отношению к нему демонстрируете.

Самое главное: признайте право на существование иной точки зрения или манеры поведения, с которой вы не согласны.

Список основной литературы

  1. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для бакалавров / И.П. Подласый. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 574 с. – Серия: Бакалавр.

  2. Педагогика: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 502 с. – Серия: Основы наук.

  3. Реан А.А. Бордовская Н.В. Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2010. – 432 с.

  4. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [ и др.]; под ред. Л.П. Крившенко, - М.: Проспект, 2009. – 432 с.

  5. Педагогика [Электронный ресурс] : электронный учебник / Под ред. Л.П. Крившенко . - Москва : КНОРУС, 2009. (Информационные технологии в образовании).


Список дополнительной литературы

1. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990.

2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987

3. Кукушин. В.С. Оганесова Т.Х. Педагогическая деятельность и общение. - Ростов н/Д: ГинГо, 1996.

4. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979.

5. Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя, М.: Изд-во Рос. пед. агентство, 1998, - 79./1/с.

6. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения. М.: 2008. – 336с.

7. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Мн.: Беларуская навука, 1998. – 319 с.


Практическое занятие № 2 Теоретические и методологические проблемы педагогики

Вопросы для обсуждения

1. Предмет педагогики. Педагогика - как система педагогических наук. Взаимосвязь педагогики и других наук о человеке.

2. Проблемы методологии педагогики и педагогических исследований. Методологические принципы психолого-педагогических исследований.

3. Система категорий современной педагогики.

4. Теоретические методы психолого-педагогических исследований.

5. Экспериментальные методы психолого-педагогических исследований.

Практические задания

1. Прочитайте следующие высказывания:

- К. Д. Ушинский: «Воспитатель есть художник; школа — мастерская, где из грубого куска мрамора возникает подобие божества»;

- П. П. Блонский: «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, т. е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика».

Проанализируйте данные высказывания. На каком основании К. Д. Ушинский приравнивал педагогику к искусству? Противоречит ли этому высказывание П. П. Блонского? Так чем же является педагогика — наукой или искусством?

2. Определите, в какую группу полностью включены основные методы научно-педагогических исследований.

1) Обобщение опыта, тестирование, анкетирование, моделирование, алгоритмирование, изучение уровня воспитанности учащихся.

2) Наблюдение, эксперимент, беседа, изучение документации, тестирование, анкетирование, изучение результатов детского творчества, математические методы, интервьюирование.

3) Анализ, синтез, дедукция, эксперимент, социометрические измерения, анкетирование.

4) Беседы, лабораторные работы, упражнения, изучение документации, анкетирование, анализ.

3. Какое наблюдение можно отнести к методу научного исследования:

дежурный учитель наблюдает за порядком в столовой;

педагог ведет наблюдение за развитием школьников при изучении отдельных тем курса с помощью компьютерных программ;

классный руководитель наблюдает за опрятностью одежды школьников;

на экскурсии учитель биологии вместе с учениками наблюдает за поведением муравьев?

4. Студентка, выполняя курсовую работу по теме «Игра», должна была собрать необходимый фактический ма­териал, используя метод наблюдения. Придя в детский сад, она обратилась к детям с такими словами: «Мне сегодня необходимо понаблюдать за тем, как вы играете!»


Будут ли данные, полученные студенткой, достовер­ными? Какое необходимое условие было нарушено сту­денткой?

5. Вставьте пропущенные слова в определение тех основных требований, которые необходимо соблюдать при проведении метода наблюдения.

- К методу наблюдения предъявляется ряд требований: до начала наблюдения нужно четко сформулировать ...; ис­ходя из ..., составить ... наблюдения; продумать ... его осу­ществления; наблюдение проводить таким образом, чтобы ре­бенок ... об истинных целях наблюдения; наблюдение долж­но проводиться ....

Список основной литературы

  1. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для бакалавров / И.П. Подласый. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 574 с. – Серия: Бакалавр.

  2. Педагогика: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 502 с. – Серия: Основы наук.

  3. Реан А.А. Бордовская Н.В. Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2010. – 432 с.

  4. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [ и др.]; под ред. Л.П. Крившенко, - М.: Проспект, 2009. – 432 с.

  5. Педагогика [Электронный ресурс] : электронный учебник / Под ред. Л.П. Крившенко . - Москва : КНОРУС, 2009. (Информационные технологии в образовании).


Список дополнительной литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

2. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов. - М.: Педагогика. 1988.

3. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб.: СП61У, 1992.

4. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.: Просвещение. 1990.

5.Проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р.Атутова, М.П.Скаткина, Н.С.Турбовского. - М.: Педагогика, 1985.

7. Никитин А.Р. Педагогика прав человека. Пособие для учителей. - М., 1993.

8. Петров Ю.А. Культура мышления. Методологические проблемы научно-педагогической работы. М.: МГУ. 1990.

9. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. Вып.1. Екатеринбург. 1995. — 224 с.

10. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика. 1989.

Практическое занятие № 3 Проблемы теории воспитания

Вопросы для обсуждения

1. Сущность процесса воспитания и его закономерности. Проблема принципов воспитания в различных теоретических концепциях.

2. Проблема методов воспитания, их место в воспитательной системе, психолого-педагогические требования к их использованию.

3. Проблема коллектива и личности в педагогике. Психолого-педагогические основы взаимодействия коллектива и личности.

4. Проблемы нравственного воспитания. Концепции нравственного развития личности.

5. Содержание воспитания и комплексный подход к его реализации.

Практические задания

1. Написать письмо, содержащее поддержку, сочувствие, понимание, совет ребенку, который попал в трудную ситуацию или находится в ситуации нравственного выбора. Варианты могут быть следующие:

письмо ребенку, которого отвергают в классе;

письмо ребенку, у которого не складываются отношения с родителями (или с учителями);

письмо девочке, которая считает себя некрасивой;

письмо ребенку, которому родители по каким-то своим соображениям запрещают дружить с тем, с кем он хочет;

письмо ребенку, который пользуется уважением в классе, но отвергается детьми во дворе и т.п.

2. Проанализируйте ситуации с точки зрения применения воспитательных методов.

А) В V классе пришел новый учитель — словесник Петр Сергеевич. Он внимательно присматривался к ученикам. Бросилось в глаза, что ученица Нина Г. чувствует себя как-то неуверенно. На уроках отвечает боязливо, сбивчиво. Дети посмеиваются над ней.