ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Практическое занятие № 1 Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся

Список основной литературы

Список дополнительной литературы

Практическое занятие № 2 Теоретические и методологические проблемы педагогики

Список основной литературы

Список дополнительной литературы

Практическое занятие № 3 Проблемы теории воспитания

Список основной литературы

Список дополнительной литературы

Практическое занятие № 4 Проблемы теории обучения

Список основной литературы

Список дополнительной литературы

Практическое занятие № 5 Урок – основная форма организации обучения в современной системе образования.

Список основной литературы

Список дополнительной литературы

Практическое занятие № 6 Контроль в процессе обучения

Список основной литературы

Список дополнительной литературы

Практическое занятие № 7 Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

Список основной литературы

Список дополнительной литературы

Практическое занятие № 8 Содержание образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования

Список основной литературы

Список дополнительной литературы

Нина Г. имела слабое зрение, еле вытягивала на тройку. Однажды она хорошо выучила стихотворение, и учитель поставил ей пятерку да еще похвалил. Ученики как-то настороженно загудели.

Учитель, поинтересовавшись прошлым Нины Г., узнал, что ей учиться трудно. В этот коллектив она пришла только в прошлом году. Ее уличили в мелком воровстве в начале прошлого учебного года. В свой коллектив «не принимали».

Петр Сергеевич не упускал случая отметить любое достижение ученицы. Нина Г. прилагала много усилий, чтобы хорошо учить материал по языку и литературе. Учитель замечал это и обращал внимание других учеников. Постепенно начал укрепляться авторитет Нины в коллективе. Ее «приняли» к себе. Уже вместе играли, помогали ей в учебе.

Б) «Спустя месяц после начала занятий в классе, где Олегу Сергеевичу была предназначена роль классного руководителя, вполне проявились лица всех тридцати его подопечных. Еще через месяц за лицами стали открываться повадки, а за ними угадываться и первые очертания характера.

Кто-то из девятиклассников посматривал на молодого учителя с опаской, кто-то — с расположенностью, а были и такие, что и вовсе, кажется, никак не смотрели или уж поглядывали, но настолько тусклыми, равнодушными глазами, что вынуждали Олега надолго задумываться: что в этом — равнодушие к его химии или к нему самому?

Конечно, его радовали, а если начистоту, то и вдохновляли, подкрепляли дух те несколько человек из класса, которые выказывали готовность слушать, размышлять над его вопросами, отвечать, живые, открытые, деятельные — Оля и Марина, Сережка, Федор, Мишка Елисеев. К ним Олег и обращался чаще всего, им и поручал демонстрацию опытов, их и посылал с поручениями.

И каково же было ему в самом начале второго полугодия услышать за своей спиной:

Любимчиков развел и думает, что это ему пройдет?

Фраза эта вдруг словно обожгла Олега Сергеевича Коровина, классного руководителя девятого «А». Вот уж что он ставил себе законом: не позволять никаких предпочтений в оценках и отношениях — ни под каким видом и никогда! И на тебе...

1.-Что ты сказала? — резко обернувшись, громко спросил он, еще и не зная толком, к кому обращается. Сказала, видимо, Соня Великанова, но именно она тут же сделала большие глаза и удивленно пожала плечами.

Кто что сказал? Когда? Где? — загалдели, обступая Олега, его девятиклассники.— А подать его, такого-сякого, сюда!

Олег остановил этот галдеж и твердо и спокойно, насколько мог, сказал, что трусость и клевета—это две равные составляющие подлости.


2. Он сдержался, не остановился, не обернулся, прошел сквозь ребят, словно и не слыша тех слов. А через день он говорил с ребятами на классном часе о том, что с двенадцати лет решил — станет учителем, и с той же поры знал, что никогда в жизни не допустит, чтобы у него когда-нибудь объявились в школе любимчики. Он может по-разному относиться к людям в душе, но в классе ко всем — только с равной справедливостью.

3. Олег не остановился, не заговорил с ребятами ни сразу, ни позже. Он задумался о том, что действия его, продиктованные одними соображениями, могут всегда быть истолкованы иначе, с других позиций, с другими мерками. И, видимо, стоит и ему, не торопясь, посмотреть на них с другой стороны. Только тогда может возникнуть база для выводов. Только тогда».

На какой из приведенных альтернатив остановились бы вы? Может быть, у вас есть свое решение?


Список основной литературы

  1. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для бакалавров / И.П. Подласый. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 574 с. – Серия: Бакалавр.

  2. Педагогика: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 502 с. – Серия: Основы наук.

  3. Реан А.А. Бордовская Н.В. Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2010. – 432 с.

  4. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [ и др.]; под ред. Л.П. Крившенко, - М.: Проспект, 2009. – 432 с.

  5. Педагогика [Электронный ресурс] : электронный учебник / Под ред. Л.П. Крившенко . - Москва : КНОРУС, 2009. (Информационные технологии в образовании).

Список дополнительной литературы

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск. 1990.

2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1998.

3. Воспитательная система школы, проблемы и поиски / Составл. Н.Л.Селиванова. - М.: Знания, 1989.

4. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л.Селивановой. - М.: Пед. общ-во России, 1998.

5. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1990.

6. Караковский В.А. Воспитательная система: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1992.

7. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! - М.: Новая школа, 1996.

8. Корчак Я. Как любить ребенка. Книга о воспитании. - М.: Политиздат. 1990.

9. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / Под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика. - М., 2010.

10. Сухомлинский В.А. Избр. собр. соч.: в 3-х т. М.: Педагогика, 1979.

11. Тубельский А.Н. Школа самоопределения: первые шаги // Авторские школы. - М.,1991.

12. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М., 1997.

13. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М., 1998.

14. Щуркова Н.Е. Технология воспитательного процесса. - М., 1991.

15. Ямбург Е.А. Школа для всех: адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). - М.: Новая школа, 1996.

Практическое занятие № 4 Проблемы теории обучения

Вопросы для обсуждения

1. Система основных категорий в дидактике и их взаимосвязь.

2. Сущность и закономерности процесса обучения.

3. Принципы обучения как структурные элементы целостного педагогического процесса.


4. Классификация методов обучения. Психолого-педагогические основы использования методов обучения.

5. Проблемы форм обучения. Проблемное обучение и границы его применения.

6. Проблемы развития учебной мотивации.

Практические задания

1. Дискуссия - Разные подходы к обучению (с заданными позициями групп).

Позиции групп:

1-я группа —с мотивацией на традиционное обучение,

2-я группа —с мотивацией на гуманистическое обучение.

Темы для обсуждения:

—психологический климат в классе;

—сотрудничество;

—мотивация к учению;

—установки учителя;

—личностный рост учащихся и учителя.

2. О каких принципах обучения идет речь в приведенных высказываниях?

a) Не начинать учить ребенка раньше, чем он созрел.

б) Такие уроки, которые дитя одолеть не может, подрывают память и порождают у детей неуверенность в себе. (К.Д.Ушинский).

в) Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понято. (Я.А.Коменский).

г) Хороший ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, лишь бы овладеть наукой. Мало того, что он не будет избегать труда, он будет даже искать его и не бояться напряжений и усилий. (Я.А.Коменский).

д) Располагать материал по ступеням возраста, не навязывая ничего такого, что не соответствует возрасту. (Я.А.Коменский).

е) Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Поэтому самостоятельность – средство и одновременно результат образования. (А.Дистервег).

3. Проанализируйте педагогические ситуации с точки зрения реализации дидактических принципов.

Ситуация 1. На уроке математики в 7 классе изучали тему «Площадь треугольника». Учительница широко использовала наглядные пособия, побуждала учеников к самостоятельным суждениям, к пониманию сущности площади треугольника через измерение площади параллелограмма, было решено несколько задач. Учительница показала, как важно владеть этими умениями для решения ряда вопросов на производстве, в сельском хозяйстве. Урок прошел интересно, при высокой умственной активности учащихся.

Ситуация 2. Учительница математики к каждой теме готовила систему заданий на карточках для самостоятельных работ учащихся. Как правило, они были трех категорий: повышенной, средней и заниженной трудности. Она раздавала задания ученикам с учетом их умственных возможностей. Иногда отдельные ученики жаловались: «Вы некоторым ребятам даете легкие задания, а нам все тяжелые». Для проведения контрольных работ для всех учеников предлагались задания одного уровня трудности.