Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность.  Развитие предпринимательства является одним из главных факторов устойчивого роста экономики. Именно гибкость и динамичность предпринимательства позволили ему стать основой экономической жизни в развитых странах. Немалое социально-экономическое значение предпринимательства определяет не только нужду государственной поддержки его развития, но и свидетельствует о имеющемся собственном потенциале предпринимательских структур.

Анализ данных проблем свидетельствует о необходимости теоретического переосмысления проблемы улучшения и преобразования государственного регулирования предпринимательства на основе анализа применяемых в социально-экономической практике подходов к его реализации. Как показывает практика, рыночная экономика не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина в частности, да и экономика любой страны не может нормально развиваться, если государство не обеспечит соответствующие для этого условия, от того и велика роль государства в развитии предпринимательства.

Цель работы – исследовать государственное регулирование предпринимательства.

В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи:

  • рассмотреть сущность и назначение предпринимательской деятельности;
  • исследовать назначение и направления государственного регулирования предпринимательства.
  • исследовать правовое регулирование предпринимательской деятельности.
  • исследовать практические аспекты регулирования предпринимательской деятельности.

Объектом исследования является предпринимательство.

Предметом исследования является государственное регулирование предпринимательства.

Научно-методическая основа работы. Для написания работы были изучены нормативные источники, учебно-практические пособия, публикации в периодических изданиях, интернет-источники.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка нормативных актов и специальной литературы.


Глава 1. Основы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Сущность и назначение предпринимательской деятельности

В основе диалектики предпринимательской деятельности находится двойственный характер всей хозяйственной практики людей. Самоуправление и экономическая свобода тесно связаны, но экономическая свобода продиктована обязанностями и ответственностью предпринимателя[1]. Предпринимательство представляет собой проявление, задействующее все сферы экономики. При усложнении структуры хозяйственных связей, прогресса производительных сил и производственных отношений, наблюдается расширение понимания о предпринимательстве[2].

Предпринимательство одновременно является и экономическим явлением, и процессом. Оно реализуется как форма производственных взаимоотношений по поводу создания и реализации продукции. В этом смысле предпринимательство выражает структуру отношений между предпринимателями и потребителями. Как процесс предпринимательство есть цепочка последовательных действий, начиная от возникновения идеи, затем реализации и предоставления результатов. Процесс оканчивается получением прибыли[3].

Постиндустриальная ступень развития общества продиктовала другие приоритеты хозяйствования. Рационализация не использования ресурсов, а метода хозяйствования становится главным элементом предпринимателя. Целевые намерения связаны не с максимизацией личного результата, а с обеспечением стабильности организации. Следовательно, в постиндустриальной экономике инновационная практика становится ведущим признаком предпринимательства.

В более обобщенном варианте предпринимательская деятельность определяется как процесс согласования экономических целей субъекта предпринимательства, работника и государства, который и объясняет взаимовыгодность деятельности предпринимательской системы для всех субъектов взаимодействия.

При рассмотрении предпринимательства как объекта государственного контроля необходимо учесть, что оно выступает как последствие единства институциональных требований и ресурсного потенциала предпринимательских структур[4].


Главным условием трансформации системы государственного контроля предпринимательства является формирование институциональных условий для увеличения экономической и социальной надежности бизнеса[5].

Предпринимательство рассматривается как единство институциональных условий и ресурсных возможностей предпринимательских систем, определяющих совокупность последовательных шагов со стороны предпринимателя, в качестве итоговой цели которых выступает слаживание экономических интересов всех ее сообщников посредством получения и распределения добавленной стоимости. Несоответствие активности предпринимателя по воплощению потенциала предпринимательской системы и заданных государством ограничений ведет к невыполнению предпринимательством своей социально-экономической функции[6].

Предпринимательская система как производственный коллектив тоже имеет потенциал саморазвития. С одной стороны, потенциал саморазвития предпринимательства можно представить как единство статики и динамики. С другой стороны, это совокупность внутренних и внешних элементов, выступающих источником развития экономики. Проявляется потенциал саморазвития предпринимательства через экономические права и социальную ответственность. Экономические права есть власть хозяйствующих субъектов в экономике, достигающаяся посредством экономических средств. Другим проявлением потенциала саморазвития предпринимательства является его социальная ответственность[7].

Принимая участие в социальных проектах, предпринимательская система обеспечивает осуществление своих социальных функций, решая проблемы, связанные с занятостью населения[8].

На территориальном уровне государственное регулирование осуществляется в виде программ поддержки Минэкономразвития, отраслевых программ развития. О неэффективности государственного регулирования свидетельствует также низкая результативность реализуемых программ поддержки предпринимательства в регионах[9].

Государство выбирает механизм государственного регулирования в соответствии с двумя главными целями – осуществление стратегических и социальных приоритетов функционирования хозяйственного комплекса страны.

Формой проявления данного подхода на уровне формирования инструментария государственного регулирования будет выбор достаточно активной государственной поддержки для сфер предпринимательства, которые играют стратегическую и общественную роль, а также создание благоприятных институциональных условий для предпринимательства в целом.


Однако необходимо выделять две целевых установки: меры по увеличению экономической роли предпринимательских систем; меры по повышению социальной ответственности бизнеса[10].

Цели государственного регулирования и развития предпринимательства сводятся к созданию институциональных условий для реализации потенциала саморазвития предпринимательских структур.

Главными принципами реализации этого алгоритма выступают:

– скоординированность национальных стратегических приоритетов и потребностей территории;

– совмещение общественной необходимости и экономической целесообразности;

– единство финансовых потребностей бизнеса и перспективных возможностей[11].

Ступенями реализации алгоритма выступают:

1) на федеральном уровне:

– определение преимуществ развития национального хозяйства;

– определение масштабов и форм государственного участия в поддержке предпринимательской деятельности;

2) на региональном уровне:

– определение сфер деятельности, требующих развития с помощью активизации в них предпринимательской деятельности;

– выявление специфики предпринимательской деятельности в интересующей;

– определение форм государственного регулирования;

– формирование механизма контроля и оценки результативности предпринятых мер;

3) на федеральном уровне:

– корректировка механизма государственной поддержки предпринимательской деятельности на основе согласования с органами региональной власти[12].

Назначение и направления государственного регулирования предпринимательской деятельности

Государственное регулирование – это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы, направленных на:

  • создание условий цивилизованного функционирования рынка: определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления[13];
  • создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;
  • защиту интересов и прав потребителей; установление стандартов и мер;
  • предупреждение споров между предпринимателями[14];
  • стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
  • решение макроэкономических проблем: пропорциональность развития экономики; темпы экономического роста; объем национального производства;
  • внешнеэкономические связи страны; уровень занятости и социальная защита населения.

Таким образом, с помощью государства происходит перераспределение материальных благ, создается конкурентная среда в экономике, рынок обеспечивается необходимой оперативной информацией, уменьшаются негативные последствия деятельности отдельных предпринимателей, нарушающих установленные нормы осуществления предпринимательской деятельности[15].

Регулируя предпринимательскую деятельность, государство реализует ее по следующим направлениям (возлагает на себя следующие основные функции):

1. Создание нормативно-правовой базы. Государство разрабатывает и принимает законы и подзаконные акты, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции, регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности[16].

2. Оказание влияние на оперативно-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности с использованием экономических рычагов: установление квот, пошлин, лимитов, иных ограничений или поощрений.

3. Обеспечение строгого соблюдения правовых предписаний при осуществлении предпринимательской деятельности через систему контрольно-ревизионных мер. Осуществляя государственный контроль (надзор), что способствует обеспечению законности при осуществлении предпринимательской деятельности (проведение проверок деятельности субъектов предпринимательской деятельности на предмет выполнения ими обязательных требований к товарам, работам, услугам в соответствии с принимаемыми нормативно-правовыми актами) [17].

4. Обеспечение защиты прав и интересов всех субъектов и участников предпринимательской деятельности.

При этом важно отметить, что регулирование предпринимательской деятельности, а в более широком смысле, экономики, может осуществляться только на основе ясно выраженной государственной экономической политики, которая не всегда может быть четко сформулирована и надлежащим образом оформлена, определенно стабильна и предсказуема, что говорит о ней, как величине «переменной», зависящей от конкретной реальной ситуации на рынке, решаемых государством на данном этапе задач и условиях развития конкретных рыночных отношений.

При решении регулирования предпринимательской деятельности государство решает и стратегические задачи:

1. Формирование государственного бюджета.

2. Обеспечение национальной безопасности и обороны в стране. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики.