Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные аспекты конкурентных стратегий
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия, роль и значение на современном этапе
1.2 Уровни конкурентоспособности
Глава 2 Анализ и оценка конкурентоспособности
2.1 Общая характеристика Сахалинском центре «ЭКОСПАС»
Объем выручки в 2015 году увеличился на 57,62 % (на 248 536 тыс. руб.)
по сравнению с 2014 годом, при этом рост себестоимости услуг увеличилась на 58,33% (161 855 тыс. руб.). Таким образом, темп роста выручки незначительно отставал от темпа роста себестоимости услуг. В 2016 году тенденция меняется, и рост объемов реализации составляет 2,46% (16 756 тыс. руб.) при увеличении себестоимости на 2,41 % (10 599 тыс. руб.).
Сложившаяся динамика показателей выручки и себестоимости услуг оказала влияние на изменение показателя валовой прибыли. Валовая прибыль в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилась на 56,33% (86 681 тыс. рублей). В 2016 году рост показателя составил 2,56% (6 157 тыс. рублей).
Темпы изменения показателей выручки, себестоимости услуг и валовой прибыли в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличились на 57,62%, 58,33% и 56,33% соответственно.
Прибыль до налогообложения в 2015 году по сравнению с 2014 годом
увеличилась более чем в 9 раз (на 26 707 тыс. руб.), а в 2016 году более чем в 5 раз (на 135 537 тыс. руб.) по сравнению с 2015 годом. Увеличение показателя в несколько раз связано со значительным увеличением прочих доходов в структуре показателя. Данная динамика является положительным фактором, поскольку прибыль до налогообложения является источником покрытия постоянных финансовых расходов (проценты по кредитам и займам и лизинговые платежи), являющихся долгосрочным видом расходов, которые обществу необходимо нести при любых обстоятельствах, финансовом положении и возможных спадах в объемах реализации работ и услуг.
Чистая прибыль в 2015 году увеличилась более чем в 8 раз (на 19 055 тыс. руб.) по сравнению с 2014 годом, а в 2016 году, более чем в 7 раз (на 135 322 тыс. руб.) по сравнению с 2015 годом. Рост показателя является положительным фактором, поскольку выполняется главная цель деятельности общества, а также увеличивается возможность финансирования расширения перечня выполняемых работ и услуг, и денежных накоплений предприятия.
Среднегодовая стоимость основных фондов в 2015 году выросла на 71,17% (на 31 678 тыс. руб.) по сравнению с 2014 годом. В 2016 году показатель увеличился на 98,6% (на 75 120 тыс. руб.) в сравнении с предыдущим годом. Увеличение величины показателя говорит об инвестициях в основные средства, модернизации оборудования, что также свидетельствует о расширение производства.
Величина среднегодовой стоимости оборотных фондов в 2015 году по сравнению с 2014 годом выросла на 32,22% (на 39 904 тыс. руб.), а в 2016 году показатель увеличился более чем в 2 раза (на 178 759 тыс. руб.) по сравнению с 2015 годом.
Среднесписочная численность персонала в 2015 году увеличилась на 24,19% (на 75 чел.) по сравнению с 2014 годом. Численность персонала в 2016 году увеличилась на 33,25% (на 128 чел.) в сравнении с 2015 годом. Рост численности персонала свидетельствует о расширении деятельности общества.
Численность филиалов и обособленных подразделений общества в период с
2014 по 2016 года увеличилась с 17 филиалов в 2014 году до 25 в 2015 году и составила 45 филиалов в 2016 году.
2.2 Оценка конкурентоспособности
Самый первый способ анализа позиций ООО «ЦАСЭО» на рынке – это изучение распределения рыночных долей между всеми участниками.
Для этого необходимо проанализировать долю рынка принадлежащую ООО «ЦАСЭО», а какая основному конкуренту.
Именно доля рынка является тем показателем, по которому решается вопрос о рыночном лидерстве. Несмотря на важность этого, точное знание о рыночной доли – явление, довольно редкое на российском рынке. Это связано, во-первых, с невозможностью получения достоверных сведений – почти вся информация, так или иначе касающаяся деятельности предприятия конкурентов, относится ими к разряду коммерческой тайны. Во-вторых, с закрытостью абсолютного большинства юридических лиц, работающих на рынке, что также лишает маркетологов и менеджеров ценной информации об их оперативной деятельности. В результате руководству ООО «ЦАСЭО», приходится не определять рыночные доли, а угадывать их ориентировочные значения.
Для того чтобы оценить конкурентоспособность исследуемого предприятия ООО «ЦАСЭО» необходимо охарактеризовать его с точки зрения доли рынка и некоторых других показателей относительно главных конкурентов.
Под конкурентоспособностью предприятия понимается относительная характеристика, выражающая отличия данного предприятия от конкурентов по степени удовлетворенности клиента его услугами и по эффективности основной деятельности.
Сначала проведем сравнительный анализ деятельности исследуемого нами предприятия ООО «ЦАСЭО» с двумя другими предприятиями: ООО «Экошельф» и ООО «Экоспас». Охарактеризуем конкурирующие предприятия.
«Экошельф» ведет отсчет своей деятельности от 22 июля 1997 года. Одной из основных причин создания Компании было начало широкомасштабных работ по поиску и добыче нефти и газа на шельфе Сахалина. В рамках этой деятельности было жизненно необходимо обеспечить экологическую безопасность на море и на суше, сохранить уникальную островную природу. Поэтому совсем не случайно в названии Компании тесно соединились два понятия «Экология» и «Шельф».
Деятельность ООО «Экошельф» направлена на сохранение и защиту окружающей среды путем предоставления широкого спектра услуг по утилизации отходов I-Vклассов опасности, предотвращению и ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов и химически опасных веществ, предоставлению специализированных судов и оборудования ЛАРН.
Компания Центурион Групп - Профессиональное аварийно-спасательное формирование, газоспасательные работы, ликвидация ЧС на авто-транспорте, ликвидация разлива нефти, нефтепродуктов и опасных химических веществ на море и на суше.
Рассмотрим услуги оказываемые фирмами конкурентами.
Таблица 2.2 – Характеристика услуг конкурентов
Наименование услуг |
Компании |
||
Экоспасс |
Экошельф |
Центурион Групп |
|
Разработка, сопровождение согласования и введения ПЛАРН, ПМЛА, ПБ ОПО и других проектов для субъектов и компаний с ОПО федерального, регионального, муниципального и объектового уровней на сухопутной части территории |
+ |
- |
- |
Разработка, сопровождение согласования и введения ПЛАРН для компаний НГК на акватории портов и континентальном шельфе |
+ |
- |
- |
Абонентское обслуживание опасных производственных объектов всех уровней на сухопутной части территории |
+ |
- |
- |
Локализация и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов при авариях на ОПО на территории и континентальном шельфе |
+ |
+ |
+ |
Аварийно-спасательные, газоспасательные работы и организация управления в операции по ЛЧС(Н) |
+ |
- |
+ |
Сбор, обезвреживание, транспортировка и утилизация опасных отходов |
+ |
+ |
+ |
Нефте-газо-пожарная безопасность и пожаротушение |
+ |
+ |
+ |
Выполнение НИР и ОКР по разработке, созданию и внедрению в эксплуатацию средств, комплексов и систем обеспечения нефте-газо-пожарной, экологической безопасности и оперативному мониторингу окружающей среды |
+ |
+ |
- |
Реабилитация нефтезагрязненных территорий |
+ |
- |
- |
Водолазные работы |
+ |
- |
- |
Горноспасательные работы |
+ |
- |
- |
Для оценки сильных и слабых сторон конкурентов, а также собственных преимуществ и недостатков можно использовать балльную систему.
При балльной системе используют пятибалльную оценочную шкалу (от 0 до 5 или от 1 до 5) для каждого параметра, затем определяется средний балл для каждого предприятия.
Чем выше, средний балл, тем сильнее конкурентные позиции предприятия. Преимущества данного метода заключаются в относительной простоте выполнения анализа.
Заметим, что для проведения рейтинговой оценки конкурентов необходимо выбрать эксперта. В рамках данной работы экспертами выступают автор работы, и директор ООО «ЦАСЭО».
Таблица 2.3 - Оценка деятельности конкурентов с помощью обычной балльной системы
Оценочные параметры |
ООО «Экошельф» |
ООО «ЦАСЭО» |
ООО Центурион Групп» |
Ассортимент услуг |
5 |
4 |
3 |
Цены |
5 |
4 |
2 |
Работа с юридическими лицами |
5 |
5 |
2 |
Система скидок |
5 |
1 |
1 |
Клиенты |
5 |
4 |
3 |
Объем оказания услуг |
5 |
4 |
3 |
Численность персонала |
4 |
4 |
2 |
Репутация |
5 |
5 |
2 |
Известность |
4 |
5 |
1 |
Уровень обслуживания клиентов |
4 |
5 |
2 |
Приверженность клиентов |
5 |
4 |
2 |
Занимаемая доля рынка |
4 |
4 |
4 |
Итого средний балл |
4,3 |
3,8 |
2,2 |
В качестве оценочных параметров можно использовать следующую информацию о предприятиях-конкурентах:
- количественную (объем услуг, занимаемая доля рынка, величина активов, рентабельность, наличие и размер филиальной сети, цены на услуги, численность персонала и т.п.);
- качественную (репутация, известность, престиж, эффективность и гибкость применяемых рыночных стратегий, уровень обслуживания клиентов, приверженность клиентов, реакция на изменение рыночной ситуации и т.п.).
Таким образом, на основании таблицы 2.2 можно сделать вывод о том, что у ООО «Экошельф» самый высокий средний балл, на втором месте находится исследуемое предприятие ООО «ЦАСЭО».
На основе проведенного анализа можно выделить сильные и слабые стороны конкурентов и составить карту конкурентных преимуществ (табл. 2.4). Под конкурентными преимуществами понимаются осязаемые и неосязаемые активы, которыми владеет предприятие и которые наиболее важны для него, потому что позволяют побеждать в конкурентной борьбе.
Таблица 2.4 - Карта конкурентных преимуществ
Название предприятия |
Слабые стороны |
Сильные стороны |
Конкурентные преимущества |
ООО «ЦАСЭО» |
Управление персоналом Уровень обслуживания Занимаемая доля рынка Система скидок |
Ассортимент Цены Работа с юридическими лицами Клиенты Объем оказания услуг Репутация Лояльность клиентов |
Ассортиментная политика Ценовая политика Маркетинг Имидж фирмы Бренд Активы фирмы Организационная культура |
ООО «Экошельф» |
Ассортимент Цены Клиенты Объем оказания услуг Занимаемая доля рынка Приверженность клиентов |
Работа с юридическими лицами Репутация Управление персоналом Уровень обслуживания |
Маркетинг Имидж фирмы Бренд Активы фирмы Персонал Организационная культура |
ООО Центурион Групп |
Цены Работа с юридическими лицами Репутация Управление персоналом Уровень обслуживания Ценовая политика |
Лояльность клиентов |
Ассортимент услуг |
Наличие большого числа конкурентных преимуществ делает исследуемое предприятие более конкурентоспособным.
На основании составленной карты конкурентных преимуществ следует сделать вывод о том, что ООО «ЦАСЭО» обладает высокой конкурентоспособностью, ООО «Экошельф» также характеризуется высокой конкурентоспособностью, они строят свою политику, ориентируясь на разные сегменты. ООО «ЦАСЭО» ориентируется на людей со средним и ниже среднего уровнем дохода; ООО «Центурион Групп» - на компании со средним и высоким уровнем дохода; ООО «Экошельф» - на компании со средним и ниже среднего уровнем дохода.