Файл: ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 288

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принципы принуждения - это основные принципы, устоявшиеся взгляды на то, как следует применять правовые нормы. Принципы правоприменения можно рассматривать как разновидность правовых ценностей, на основе которых должно строиться применение правовых норм. Эти принципы-ценности можно считать:

- справедливость;

  • законность;
  • единообразие;
  • предсказуемость;
  • объективность;
  • оперативность;
  • определенность;
  • целесообразность;
  • разумность.

Законность. Предполагает строгое соблюдение требований материальных и процессуальных норм. Основным требованием законности является то, что решение должно основываться на достоверных фактах. Фактические обстоятельства должны быть установлены и доказаны в соответствии с процессуальным законодательством. Такие позиции, как соблюдение соответствующим лицом, рассматривающим дело, условий юрисдикции очень важны. Не менее важным является требование законности, а также правильная юридическая квалификация. Правовые нормы должны максимально соответствовать фактическим обстоятельствам, и только в этом случае решение может считаться квалифицированным и, следовательно, законным. В тех случаях, когда нет соответствующей нормы, но факты находятся в сфере правового регулирования, применяется правило аналогии права.

Объективность исполнительного решения. Объективность правоохранителя всегда справедливо описывалась как беспристрастность, незаинтересованность, отсутствие эмоциональности в процессе рассмотрения и принятия решения по делу. Правоохранительные органы должны с «холодным умом» анализировать факты, установленные в ходе правоприменения; выбрать правовую норму, которая максимально точно регулирует данную фактическую ситуацию. Однако это не означает, что сотрудники правоохранительных органов не должны принимать во внимание возраст обвиняемого, финансовое положение, пол и другие обстоятельства. Важно, чтобы они были в рамках действующего законодательства и соответствовали ситуации.

Целесообразность исполнения. Правоприменительный акт будет законным и объективным только тогда, когда он отвечает требованиям законности, таким как целесообразность. Цели правовых норм различны, как и фактические обстоятельства, подпадающие под их регулирование. И здесь правоохранители должны выбрать золотую середину. Чтобы предотвратить новое преступление, иногда достаточно минимального или условного наказания. Если человек, с точки зрения обстоятельств дела и с учетом его личностных особенностей, опасен для общества, то для предотвращения нового преступления целесообразно применить максимальное наказание.


Единая правоприменительная практика, особенно судебная. Применение одних и тех же правил, хотя и в разных обстоятельствах, но тем или иным образом, должно быть единообразным. Правоприменительная практика и ее важнейшая составляющая - судебная практика не должна различаться и тем более противоречить друг другу. Важнейшую роль здесь играют разъяснение Пленума Верховного Суда Российской Федерации, практика работы Конституционного Суда Российской Федерации.

Оперативное исполнение. Значение борьбы с правонарушениями, защиты законных интересов юридических лиц многократно возрастает в случае своевременного разрешения юридического спора. Конечно, сроки рассмотрения дела должны быть подходящими, разумными. Судья, другой сотрудник правоохранительных органов не должен превращаться в машину для принятия судебных решений. Однако есть и другая крайность - формальность дела, отход от объективной правды.

Решение правоохранительных органов. Закон, другой нормативно-правовой акт должен быть справедливым, так как законотворчество основано на принципах справедливости. Тем не менее, сам законодатель также руководит правоохранительными органами, чтобы гарантировать, что решение является максимально справедливым, но эта категория является моральной, достаточно мобильной: то, что справедливо сегодня, может быть несправедливым в ближайшем будущем. Основой справедливости является оценка законодателя и правоохранителя, его собственное видение ситуации уполномоченным органом или должностным лицом.

Разумность. Эффективное правоприменение подразумевает использование рациональности человечества, которая способна обеспечить гибкость и точность в реализации правовых норм. Разумность как средство достижения гибкости и точности правового регулирования крайне востребована, например, в сфере реализации гражданского права. Разумность - это своего рода внутренняя логика, внутренний предел усмотрения правоохранителя в тех случаях, когда законодатель предлагает решить юридический вопрос с помощью собственного убеждения («разумное время» - ст. 314, 464, 466, 468). и др. Гражданского кодекса Российской Федерации; ст. 397 ГК РФ)[4]. Дело в том, что субъект правоприменения самостоятельно оценивает, насколько обоснованно были определены стороны (или сторона) правоотношений разумность термина, цены и т. д.

Определенность. Определенность правового регулирования является основной целью закона; невозможно представить себе «разумное право», которое не ставит перед собой задачу определенности и точности правового регулирования. Уверенность правоохранительных органов является одним из важнейших средств достижения указанной цели права - достижения точности в определении и реализации субъективных прав и правовых обязательств. Определенность решений правоохранительных органов подразумевает точность, неизменность субъектов, по которым принимается решение, а также точность изложения. Речь идет о качестве исполнительного акта с точки зрения его смысла, осмысленной конкретизации. Другими словами, исполнительное решение должно быть совершенно точным не только в отношении субъектов правоохранительных органов, субъектов, на которые распространяется действие закона, но и в отношении специфики решения.


Предсказуемое правоприменение. Правоохранительные органы в цивилизованном обществе не случайны. Субъект права в эпоху высокоразвитых информационных технологий должен знать заранее, чтобы предположить, какое исполнительное решение он ожидает в случае как законных, так и незаконных действий. Проще говоря, продуктивная работа, инновации, долгие годы безупречной государственной службы предполагают меры стимулирования, такие как вручение награды, присвоение следующего звания (или даже экстраординарного) и т. д. Незаконные действия и ответственность за них также подразумевают предсказуемое решение суда, другого правоохранительного органа.

Предсказуемость важна и также определяется принципом права как определенность при рассмотрении гражданских и арбитражных дел. Это глубокий смысл закона, который является гармонией общества и его прав.

1.3. Стадии применения права

Совокупность действий должностного лица или государственного органа, направленные на решение определенной задачи правоприменения, является стадией правоприменительного процесса. Каждая стадия, которая является относительно обособленной частью правоприменительной деятельности, тесно связана со следующими стадиями. Только последовательное и правильное осуществление каждой стадии обеспечивает успех применения норм права в целом. Процесс применения норм права является системой последовательных, однородных стадий правоприменения. Хотя на практике отдельные действия, происходящие в процессе правоприменения, являются достаточно близкими и взаимно обусловливают друг друга, но теория выделяет их в отдельные стадии. Основные стадии выражают логику применения норм права, т.е. те узловые моменты, которые отражают ее социально-юридические функции и ее творческое содержание.

Исследованию особенностей правоприменения посвятили свои труды такие отечественные и зарубежные ученые, как B.C. Нерсесянц, П.М. Рабинович, О.Г. Мурашин, В.М. Сырых, Г.Я. Дюрягин, С.С. Алексеев, П.Е. Недбайло, В.А. Юсупов и др.

Ученые выделяют разное количество стадий правоприменения. B.C. Нерсесянц выделяет три стадии применения норм права:

1) установление фактических обстоятельств дела;

2) юридическая квалификация фактических обстоятельств дела;

3) принятие решения по делу.

Он считает, что все действия субъекта правоприменения на всех стадиях - это предусмотренные нормами права юридически значимые действия для определения юридического значения соответствующих фактических обстоятельств дела и принятия юридического решения. Поэтому фактические и юридические аспекты применения норм права и дела, которые решаются тесно взаимосвязаны на всех стадиях правоприменения. Юридическое всегда должно быть обоснованно фактическим, а фактическое - установлено в его юридической значимости.


Применение норм права - это определенный процесс, который должен осуществляться в жестко регламентированных нормами права пределах. Правоприменение - сложная, последовательная деятельность, которая происходит в несколько этапов, стадий и регламентируется процедурными нормами (уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, административно-процессуальным и др.), которые устанавливают полный порядок правоприменения и обеспечивают ее логическую завершенность.

В.М. Сырых выделяет пять стадий правоприменительной деятельности. Начало правоприменительного процесса связывается с получением информации об обстоятельствах дела, решение которой требует принятия специального правоприменительного акта. Источником такой информации могут быть и зачастую являются заявления граждан, обращения организаций, других заинтересованных лиц. Могут применяться и другие источники: публикации в СМИ, анонимные сообщения[5].

Достоверность большей части таких источников требует проверки, поэтому начальная стадия - это установление обстоятельств, наличие которых позволяет нарушить юридическое дело. На этой стадии проводится предварительная проверка изложенных в заявлении или ином источнике фактов. С целью упрощения проверки фактов в некоторых случаях требуется наличие не только заявлений, обращений, но и документов, которые подтверждают реальность обстоятельствах, сообщенных заявителем. На этапе сбора и оценки фактических обстоятельств субъект правоприменения должен убедиться в том, что произошло на самом деле, каким было развитие событий и к каким результатам они привели, что является действительной причиной результатов, которые наступили. Круг фактических обстоятельств, которые подлежат проверке, определяется спецификой юридического дела и в конце определяется содержанием нормы, которая будет применяться в соответствующем деле. Поскольку субъект правоприменения не наблюдает непосредственно за явлениями, которые происходят, поэтому процесс их изучения происходит с помощью доказательств - показаний свидетелей, письменных документов, заключений экспертов, представления вещественных доказательств и др.

В процессе применения норм права субъект правоприменения должен решить одновременно несколько задач: собрать факты, установить нормы права, необходимые для разрешения дела, осуществить квалификацию. Разделение правоприменительной деятельности на стадии целесообразно ввиду того, что существует необходимость изучить явление, исследовать каждую его часть в отдельности и совокупности. В процессе применения норм права наблюдается диалектическое сочетание аналитической и синтетической функции познания. Двойная направленность процессов анализа и синтеза информации оказывается во время познавательно-оценочной деятельности. Субъект применения норм права осуществляет переход от конкретных фактических обстоятельств до абстрактных юридических норм, а потом наоборот: применяя абстрактную правовую норму, - к конкретной жизненной обстоятельства.


Для того, чтобы выяснить вопрос относительно стадий процесса правоприменения, нужно учитывать, что конкретные правоприменительные процессы отличаются друг от друга как по составу участников, так и по организационно-правовым формам и способам осуществления. В одних случаях применение норм права - это действие должностного лица, которое имеет несложный характер и не требует особой процедуры для выяснения жизненной ситуации и ее юридического разрешения, а в иных случаях правоприменения является сложным комплексом право -реализующих действий и актов различных его участников, где властные и организационные действия и акты должностных лиц органов государства определяют его возникновения, ход и завершение. Эти действия базируются на нормативно-правовых предписаниях и обеспечиваются в форме соответствующих актов - документов. Правовая форма упорядочивает действия субъектов правоприменения, придает этим действиям юридическую определенность и обеспечивает строгую последовательность их осуществления. Сложная и динамичная структура многих правоприменительных процессов обуславливается кругом причин, в том числе необходимостью участия в их осуществлении нескольких государственных органов, что обеспечивает наиболее полное и объективное выяснение обстоятельств дела и вынесения правомерного решения по этому делу.

Отсутствие четких методологических позиций при выяснении понятия, сущности и назначения стадий правоприменительного процесса приводит к тому, что в основу его разделения полагаются различные критерии, признаки или вообще эти признаки остаются невыясненными. Это обусловлено недостаточной теоретической базой управленческих аспектов правоприменительного процесса. Большинство авторов, особенно российских, обращают внимание на управленческий аспект правоприменения. В своих трудах В.А. Юсупов сравнивает стадии правоприменения со стадиями управленческой деятельности. Если стадиями правоприменения являются:

1) установление фактических обстоятельств дела;

2) юридический анализ фактических обстоятельств дела;

3) решение дела.

То стадиями управления являются:

1) сбор информации;

2) оценка информации;

3) подготовка и принятие управленческого решения[6].

Указанные стадии представляют собой логическую структуру юридических, организационных (управленческих), информационных (познавательных) компонентов правоприменения, потому что в реальной жизни правоприменения и управления его осуществлением выступает как непрерывный процесс познания фактической и юридической основ дела, в ходе которых наблюдается обращения то к фактам, то к юридическим нормам. Группы однородных действий по анализу информации о фактических обстоятельствах и предписания закона образуют по их завершении соответствующие стадии. Каждая из них в зависимости от цели изучения может быть разделена на меньшие стадии или этапы деятельности, и наоборот, несколько стадий могут быть объединены в одну.