Файл: Коллективные методы разработки и принятия управленческих решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом альтернатива «отказ от производства» приведет к упущенной выгоде в случае победы клуба в турнире (если бы знать заранее, что будет победа, то наилучшее решение — произвести дополнительную сувенирную продукцию). Если клуб не выигрывает турнир, то при выборе альтернативы «произвести дополнительную продукцию» мы получим убытки от невозможности ее продать (по крайней мере, по цене, на которую мы рассчитывали). Для этого исхода наилучшее решение — «отказ от производства». Рассчитаем таким способом сравнительные потери для каждой альтернативы в каждом варианте развития событий. Эти числовые характеристики называются в данном контексте рисками, связанными с реализацией альтернативы, при наступлении определенного исхода. Обычно результаты сводят в таблицу, строки которой соответствуют альтернативам, а столбцы — исходам (состояниям природы). В каждом столбце такой таблицы обязательно есть нуль. Он стоит в строке, которая соответствует наилучшей для данного варианта развития событий стратегии, и означает отсутствие риска применения данной стратегии. При этом нули в каждой строке не обязательны. Более того, можно ожидать, что стратегия (альтернатива), в строке которой нулей нет, как раз и является желательным компромиссом. Для каждой альтернативы определяется максимальная величина риска. Наконец, выбирается та альтернатива, у которой максимальная величина риска минимальна. Это и есть критерий Сэвиджа.

    1. Анализ и принятие управленческих решений в условиях конфликта

Самый сложный и практически не известный с точки зрения практики анализ. Такие ситуации чаще всего рассматривают в теории игр. Конечно, на практике конфликтные, рисковые и неопределенные ситуации встречаются не на редкость часто. В случае возникновения их стараются сводить к какой-либо из первой категории. Или, как хороший вариант применяют для разрешения неформализованные методы. Итоги, которые получаются после применения подобных способов становятся всего лишь базой для принятия ключевых решений. При всем этом иногда во внимание принимаются дополнительные критерии и даже неформального характера


ГЛАВА 3. МЕТОДЫ АНАЛИЗА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

К анализу должны применяться научные подходы и принципы. К специфическим принципам анализа относятся следующие:

  1. принцип единства анализа и синтеза предполагает разложение на составные части анализируемых сложных явлений, предметов с целью глубокого изучения их свойств и в последующем рассмотрении их в целом во взаимосвязи и взаимозависимости;
  2. принцип выделения ведущего звена (ранжирование факторов) предполагает постановку целей и установление способов достижения этой цели. При этом всегда выделяется основное (ведущее) звено, применяя методы факторного анализа и структуризации проблемы;
  3. принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации и условиям применения объектов анализа и другим условиям;
  4. принцип оперативности и своевременности анализа направлен на сокращение времени выполнения работ за счет реализации принципов рациональной организации частичных процессов пропорциональности, параллельности, прямо точности, непрерывности, ритмичности и др.), кодирования и автоматизации информационного обеспечения, повышения качества информации и методов анализа;
  5. принцип количественной определенности предполагает количественное выражение:
  • параметров и условий обеспечения сопоставимости и оптимизации альтернативных вариантов управленческого решения;
  • связей между компонентами системы менеджмента;
  • степени неопределенности и риска при принятии решения.

При проведении анализа управленческих решений используется ряд методов: Метод сравнения позволяет оценить работу фирмы, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы.

Основные виды сравнений, применяемые при анализе:

  • отчетные показатели с плановыми показателями;
  • плановые показатели с показателями предшествующего периода;
  • отчетные показатели с показателями предшествующих периодов;
  • показатели работы за каждый день;
  • сравнения со среднестатистическими данными;
  • показатели технического уровня и качества продукции данного предприятия с показателями аналогичных предприятий.

Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, сезонных особенностей и территориальных различий, географических условий и т.д.).


Индексный метод применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные показатели индексы необходимы для оценки выполнения плановых заданий, для определения динамики явлений и процессов.

Индексный метод позволяет провести разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя, в последнем случае число факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель представлен как их произведение.

Балансовый метод предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства.

       При применении балансового метода анализа, связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных сопоставлений.

Метод цепных подстановок заключается в получении ряда корректированных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов-сомножителей фактическими.

Сравнение значений двух стоящих рядом показателей в цепи подстановок позволяет исчислить влияние на обобщающий показатель того фактора, базисное значение которого заменяется на фактическое.

       Метод элиминирования позволяет выделить действие одного фактора на обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности, исключает действие других факторов.

  Графический метод является средством иллюстрации хозяйственных процессов и исчисления ряда показателей и оформления результатов анализа.

Графическое изображение экономических показателей различают по назначению (диаграммы сравнения, хронологические и контрольно-плановые графики), а также по способу построения (линейные, столбиковые, круговые, объемные, координатные и др.).

При осуществлении анализа управленческих решений можно использовать различные приемы:

Прием сводки и группировки. Сводка предполагает подведение общего результата действия различных факторов на обобщающий показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Группировка заключается в выделении среди изучаемых явлений характерных групп по тем или иным признакам. Сгруппированные данные оформляются в виде таблиц. Такая таблица представляет форму рационального изложения цифровых характеристик, изучаемых явлений и процессов.


       Прием абсолютных и относительных величин. Абсолютные величины характеризуют размеры (величины, объемы) экономических явлений. Относительные величины характеризуют уровень выполнения плановых заданий, соблюдение норм, темпы роста и прироста, структуру, удельный вес или показатели интенсивности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принятие управленческих решений является очень важным фактором в деятельности любой современной фирмы. Без правильного принятия управленческих решений, эффективного руководства вряд ли возможно экономическое процветание фирмы. Существует большое число различных методов принятие управленческих решений
Процесс принятия решения в чистом виде может подразделяться на следующие составные части:

  • Изучение ситуации, предшествующей принятию решения;
  • Взвешивание различных вариантов решения;
  • Выявление последствий и перспектив при различных вариантах решения;
  • Оценка и сравнение перспектив при различных вариантах решения;
  • Выбор решения из разных вариантов;
  • Принятие решений;
  • Разработка мероприятий по выполнению принятого решения;
  • Контроль за его исполнением.

Следует подчеркнуть, что решение считается готовым только тогда, когда достигнуты желаемые результаты. Руководитель сам должен участвовать во всех этапах принятия решения, но прежде всего его роль заключается в выборе наиболее подходящего решения из предложенных вариантов и в принятии окончательного решения. Руководитель обычно принимает решение один, но всё чаще практикуется принятие решений группой. Поэтому руководитель должен быть хорошо подготовлен и к работе с группой.
Процесс принятия решений с точки зрения рационального использования времени следует усовершенствовать. Важнейшими моментами такого усовершенствования можно считать следующие:

  • Следует принимать множество решений, которые имеют общие подходы при их реализации;
  • На этапе принятия окончательного решения, принятое решение должно быть безальтернативным;
  • Нельзя допускать наложения решений друг на друга, т.е. не следует принимать несколько решений по одному и тому же вопросу;
  • Решения нельзя переносить;
  • Обычное перепоручение исполнения решения от одного лица другому следует изжить;
  • Решение должно соответствовать уровню организации и сотрудничества;
  • По повторяющимся решениям составляются правила их принятия.

Следует добавить, чтобы они были правильно поняты на практике и соответствовали времени их выполнения с учетом произошедших изменений;
Процесс принятия решений надо развивать в сторону участия и эффективности. При этом нельзя забывать, что принимать участие в принятии решений не означает только присутствие при окончательном его утверждении. Наиболее значимым является участие в предварительных мероприятиях;
Решения должны быть эффективными. Это означает, что надо шире привлекать в процесс принятия решений руководителей и других лиц, имеющих прямое к ним отношение.

    1. Все методы принятия управленческих решений можно разделить на три группы: коллективные, эвристические и количественные.
    2. Контроль - важный элемент управления. Именно он позволяет реализовать эффективное разделение труда исполнителей, так как предполагает обязательно делегирование полномочий этим исполнителям в соответствии с принципом не окончательности и свободы принятия ими локальных решений. Контроль - это такая же целенаправленная деятельность лица принимающего решение, как и любая другая операция.
    3. Контроль бывает: предварительный, текущий и итоговый.
    4. На первом этапе контроля происходит сбор необходимой информации.
    5. Информация должна отвечать следующим требованиям: точность информации, надежность информации, достоверность информации, полнота информации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Атаманчук, Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность / Г.В. Атаманчук - М.: Академический проект: Культура, 2006. - 542 с.
  2. Балдин, И.В. Менеджмент. Управленческие решения: Учеб. пособие / Под ред. И.В. Балдина. - Мн.: Частн. ин-т управл. и предпр., 2005. - 37 с.
  3. Балдин, К.В. Управленческие решения / К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин. - М.: Дашков и К, 2006. - 493 с.
  4. Бурова, А. Как построить систему управления персоналом / А. Бурова // Управление персоналом. - 2007. №10. С. 18 - 20.
  5. Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник / И.Н. Герчикова - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994. - 380 с.
  6. Исследование операций в экономике: учебное пособие для вузов / Н.Ш. Кремер [и др.]; ред. Н.Ш. Кремер. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 360 с.
  7. Карпов А.В. Структурно-функциональная организация процессов принятия групповых решений / А.В. Карпов // Вопросы психологии. - 2007. - №1. - С. 130-136.
  8. Кирхлер, Э. Принятие решений в организациях: Пер. с нем. / Э. Кирхлер, А. Шротт. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2004. - 155 с.
  9. Лапуста, М.Г. Риски в предпринимательской деятельности / М.Г. Лапуста, Л.Г. Шаршукова - М.: ИНФРА-М, 2003. - 472 с.
  10. Ларичев, О.И. Наука и искусство принятия решений / О.И. Ларичев М.: 2006. - 276 с.
  11. Лебедев, О.Т. Основы менеджмента / О.Т. Лебедев - С.-Петербург, Издательский дом «МиМ», 1997. - 255 с.
  12. Ломакин, А.Л. Управленческие решения: учебное пособие для сред. спец. учеб. завед. / А.Л. Ломакин. М.: Форум: ИНФРА-М, 2005. - 400 с.
  13. Международный менеджмент. Учебник для вузов / Под ред. С.Э. Пивоварова, Д.И. Баркана, Л.С. Тарасевича - СПб: издательство «Питер», 2000. - 624 с.
  14. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; Пер. с англ. и ред. О.И. Медведь. - М.: Вильямс, 2007. - 665 c.
  15. Никуленко, Т.Г. Психология менеджмента / Т.Г. Никуленко Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 216 с.
  16. Сацков, Н.Я. Методы и приемы деятельности менеджеров и бизнесменов / Н.Я. Сацков - С.-Петербург, ТЕИС, 1993. - 311 с.
  17. Силин, А.Н. Управление людьми в организации: современные подходы и технологии / А.Н. Силин, Н.Г. Хайруллина Тюмень: изд-во ТюмГНГУ, 2005. 364 с.
  18. Сухоруков, М.М. Психологические особенности принятия управленческого решения / М.М. Сухоруков, В.В. Исаков - М., С-Пб, 1995. - 352 с.
  19. Торохова, И.П. Эффективные методы принятия решений / И.П. Торохова // Журнал Секрет фирмы. - 2011. ? №9 (138). - С. 24-25.
  20. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент / Р.А. Фатхутдинов - М.: Дело, 2007. - 445 с.
  21. Шипунов, В.Г. Основы управленческой деятельности: Управление персоналом. Управленческая психология. Управление на предприятии. / Е.Н. Кишкель, В.Г. Шипунов М., 2003. - 411 с.