Файл: Законность и правопорядок (Законность как правовая категория).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, правопорядок - это итог механизма правового регулирования, конечный результат воздействия права на общественные отношения. Именно правопорядок представляет собой упорядоченность общественных отношений на правовой основе, когда каждый из субъектов права использует свои правомочия, исполняет юридические обязанности и соблюдает юридические запреты. Поэтому считается, что правопорядок - это реализованные правоотношения. Поддержание и охрана правопорядка - обязанность всех правоохранительных органов государства, в частности полиции: «Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка»[3]. Социальной предпосылкой правопорядка является высокий уровень общей и правовой культуры граждан и их правосознания.

Таким образом, к особенностям данного правового явления можно отнести следующие:

1. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.

2. Это порядок, предусмотренный нормами права.

3. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.

4. Правопорядок обеспечивается государством.

Как известно, далеко не все нормы права реализуются повсеместно, имеются и отступления от требований правовых норм, то есть правонарушения. Поэтому необходимо различать реально существующий правопорядок (итог правового регулирования) и правопорядок, к достижению которого стремился законодатель на том или ином этапе развития общества (цель правового регулирования).

Первый зависит от состояния общественных отношений в конкретных условиях, уровня политической и правовой культуры общества, состояния законодательства, характера законности и др. Следовательно, правопорядок имеет не только качественные, но и количественные характеристики. Поэтому не случайно в сфере функционирования государства существуют направления деятельности по укреплению (упрочению, совершенствованию, обеспечению, охране) правопорядка.

2.2. Функции правопорядка


Функции правопорядка характеризуют роль правопорядка в правовой системе общества и те функциональные нагрузки, которые выполняют различные элементы правопорядка в упорядочении общественных отношений.

Можно выделить три группы функций.

Первую группу образуют функции, связанные с взаимодействием с внешней средой. Правопорядок не только испытывает на себе влияние экономических, политических, социальных и даже международных факторов, но и сам воздействует на них, упорядочивая эти системы, обеспечивая их нормальное функционирование, стабилизируя важнейшие государственные связи и отношения.

Вторую группу образуют функция упорядочения внутренних связей и отношений. Она направлена на обеспечение действия правопорядка как единого системного образования, то есть упорядочение иерархической подчиненности субъектов, программ их поведения, правовых отношений и процессов, обеспечение действия правопорядка во времени, в пространстве и т.д. От этой функции зависят целостность и организованность функционирования сложного механизма правопорядка, его элементов и в конечном итоге - качественная определенность правопорядка.

Третью группу функций составляют сохранение и совершенствование правопорядка. Эта деятельность направлена на «себя» и позволяет сохранить качественную определенность системы собственными средствами. Правопорядок имеет собственные силы и средства противостоять негативным факторам, которые воздействуют на него, и средства постоянного совершенствования. К этим средствам относятся управление правопорядком, совершенствование действующего законодательства, нормативной основы деятельности разнообразных органов, а также правоохранительной деятельности и т.д.

Перейдем к рассмотрению основных принципов правопорядка.

1. Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.

2. Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок представляет собой не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, а систему отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.


3. Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, всех его органов.

4. Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.

5. Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок един на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.

6. Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка.

В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он определяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отношений.

Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию самой политической власти, то есть государство. Иначе говоря, государство есть и важнейший элемент, и необходимое условие правопорядка. С одной стороны, конституированное правом и функционирующее в строго установленных рамках государство составляет важнейшее звено правопорядка. С другой – оно властный субъект, обеспечивающий и охраняющий правопорядок. Не случайно правовое регулирование деятельности государственных органов и должностных лиц осуществляется по принципу «Дозволено только то, что прямо разрешено».

Правопорядок, таким образом, можно рассматривать как единство права и власти. Это порядок, при котором правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни четко определены законами и защищены государственной властью. Наиболее адекватной формой реальности подобного правопорядка выступает правовое государство.

Можно подытожить, что правопорядок представляет собой не самоцель, а социально и исторически обусловленные всеобщее средство и форму выражения, учреждения и организации свободы и справедливости в общественных отношениях.


3. Пути укрепления законности правопорядка, методы и гарантии

3.1. Гарантии обеспечения законности и правопорядка

Законность и правопорядок являются важнейшими и непосредственными атрибутами правового государства.

Требования законности и правопорядка не претворяются в жизнь автоматически, а требуют определенные условия которые бы обеспечивали их реализацию.

Гарантии законности – это такие факторы и объективные условия которые обеспечивают режим законности в государстве.

Здесь непосредственно выделяют общие и специальные средства обеспечения законности и правопорядка.

Общие условия обеспечения законности и правопорядка – это объективные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Среди них выделяют политические условия , экономические условия, идеологические условия, социальные условия, правовые условия.

Экономические условия обеспечения законности и правопорядка представляют собой устойчивую экономику, денежную систему, отлаженную работу хозяйств в стране, наличие различных форм собственности и способов непосредственной ее защиты.

К политическим условиям обеспечения законности и правопорядка относятся механизмы развития демократии в стране и элементов правового государства, системы разделения властей, сдержек и противовесов, наличие многопартийно системы и других атрибутов современного демократического общества.

Идеологические условия обеспечения законности и правопорядка предполагают наличие в государстве высокого уровня правовой культуры, наличия системы правосознания различных слове населения.

Специальные средства обеспечения законности и правопорядка – это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии.

Юридические гарантии представляют собой совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод.


Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и определяются ими. Они юридически опосредуют их, выступая в качестве их юридической формы, не сливаясь, однако, с ними и не утрачивая своего юридического качества.

Среди юридических гарантий различают следующие.

Средства выявления, (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, и т.д. Эти гарантии связаны с работой компетентных государственных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий. Некоторые гарантии связаны с деятельностью граждан. Таково, например, конституционное право на обжалование незаконных действий должностных лиц в суд.

Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения. Например, предупредительную роль играют такие средства, как досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т.д.

Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций. Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.

Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются, например, принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов).

Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью.[4]

Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям, поскольку процесс есть форма жизни материального права, реальную жизнь формально закрепленные права и свободы могут получить, лишь имея процессуальное обеспечение. Юридический механизм реализации правовых норм предполагает наличие четкой нормативной базы.

Наконец, важнейшей гарантией законности является правосудие – деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.

Под организационным гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, с коррупцией и т.д.).