Файл: Судебная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 2532

Скачиваний: 75

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Права человека в гражданском судопроизводстве

Гражданское судопроизводство – это деятельность судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел, которая регулируется нормами права.

Государство берёт на себя обязанность по обеспечению прав и свобод, которые предусмотрены международным правом, расходиться с ним внутреннее законодательство может только в плане расширения прав и свобод.

Стоит заметить то, что человек его права и свободы в РФ признаются высшей ценностью. Тем самым государство провозглашает новые формы взаимоотношений личности, общества и государства. В основу государственности положены гуманистические идеи такое в истории России впервые. Они исходят из стабильности и не отчуждаемости прав и свобод человека и гражданина.

К задачам гражданского судопроизводства можно отнести верное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, иных субъектов материально-правовых отношений.

Средствами защиты прав и свобод является направление жалоб граждан в адрес Уполномоченного по правам человека РФ и иски, направленные в суды общей юрисдикции. Иск является основным средством защиты прав и свобод личности в судебном порядке.

Иск содержит две составляющие: материально-правовую (требование истца к ответчику) и процессуально-правовую (требование истца к суду об обеспечении защиты нарушенного или оспариваемого права).

Иск можно охарактеризовать как форму искового заявления, который адресован суду. Существуют иски о присуждении, они требуют принятие решения о принудительном исполнении ответчиком определенных обязанностей в пользу истца, о принуждении нарушителя к совершению какого-либо конкретного действия или воздержанию от действия) ; о признании (констатации наличия правоотношения в целом или в части); преобразовательные иски (об изменении, прекращении или уничтожении правоотношения).

Характерные черты иска о принуждении: принуждение ответчика к выполнению каких-либо действий или воздержаться от них; требование истца на получение материальной компенсации, если это законно.

В гражданском судопроизводстве судебная власть реализуется путём осуществления правосудия в гражданских делах применительно ко всем видам производства.

Для того чтобы достойно защитить права граждан, гражданское судопроизводство предлагает четыре способа проверки верности вынесенных судебных постановлений, которыми имеют право пользоваться лица участвующие в деле.


Если судебные постановления не вступили в законную силу, то для их проверки существует два вида производства:

1. апелляци­онное производство для решений и определений мировых су­дей; 2. кассационное производство для решений и определений федеральных судов.

Проверка судебных актов в данных видах производства даёт гарантию охраны прав сторон и других участвующих в деле лиц, позволяя оперативно устранять допущенные судом ошибки.

Осуществление права на апелляци­онное (кассационное) обжалование зависит от самих участвую­щих в деле лиц, являясь их субъективным правом. Подача апел­ляционной (кассационной) жалобы с соблюдением установлен­ных ГПК РФ порядка и срока влечет обязательное рассмотрение дела в суде второй инстанции.

Действующий в настоящее время Гражданский кодекс РФ существенным образом изменил надзорное производство, отказавшись, прежде всего, от принесения протестов определенным кру­гом должностных лиц суда и прокуратуры. Теперь правом обжа­лования вступивших в законную силу судебных постановлений пользуются все лица, участвующие в деле, другие лица, если их права и законные интересы нарушены судебными постановле­ниями, а также прокурор имеет право на подачу представления в надзорную инстанцию, если он участвовал в рассмотрении де­ла. Лишь в единственном случае ст. 389 ГПК РФ позволяет Председателю Верховного Суда РФ или его заместителю обратиться с мотивированным представлением в Президиум Верховного Суда РФ о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях обеспечения единства су­дебной практики и законности.

Таким образом, у граждан появилась возможность самим инициировать надзорное производство и, тем самым, можно говорить о расширении доступа к правосудию. Существовав­ший ранее порядок в известной мере носил административный характер и не учитывал в полном объеме принципы диспозитивности и состязательности, что давало основания Европей­скому Суду по правам человека рассматривать кассационную инстанцию в качестве суда, которым исчерпываются в России национальные средства судебной защиты.

 Исполнение судебных решений регулируется федеральными законами от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве» и «О су­дебных приставах». Однако существование федерального зако­нодательства об исполнительном производстве не означает, что исполнение решений перестает быть стадией гражданского процесса. Эффективность судебной защиты во многом зависит от максимального обеспечения реального исполнения судебных постановлений. Целый ряд функций, связанных с испол­нением судебных актов, осуществляется не судебными приста­вами-исполнителями, а судом. Поэтому нормы, регулирующие эти отношения, нашли свое место в гражданском судопроиз­водстве.


2.3.Права человека и конституционное правосудие

Принятие Конституции РФ положило начало нового этапа в развитии государственности на основе принципов демократического и правового государств высшей ценностью, которых являются человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита этих прав являются обязанностью государства.

Конституция РФ содержит в себе огромный круг прав и свобод гражданина. Под конституционными правами и свободами понимаются возможности гарантированные государством, которые закреплены в Конституции РФ и позволяют каждому гражданину в своих же интересах выбирать меру своего поведения, а также пользоваться социальными благами.

В Конституции РФ закреплены самые значимые и важные права и свободы человека, поэтому и называются основными. Они гарантируют каждому гражданину нашей страны свободное существование, возможность участия в политической сфере государства, являются предпосылкой для удовлетворения базовых материальных и духовных потребностей. В этом и проявляется их ценность не только для отдельного человека, но и для всего общества.

В Российской Федерации конституционное правосудие осуществляется Конституционным Судом РФ.

Конституционный Суд РФ – это федеральный судебный орган конституционного контроля. Состоит из одиннадцати судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституционное правосудие – это деятельность судебных органов по рассмотрению дел, они занимаются разрешением государственно-правовых вопросов, связанных с обеспечением соблюдения на территории страны Конституции РФ или уставов субъекта РФ на территории субъекта.

Конституционный суд Российской Федерации в целях защиты прав и свобод человека, конституционного строя и Конституции РФ разрешает дела о соответствии Конституции, Совета Федерации, Правительства РФ, Государственной думы, федеральных законов. Споры между федеральными органами государственной власти. Занимается жалобами по нарушению конституционных прав и свобод граждан, проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле.

В конституционном производстве выделяют три стороны:


1.Заявители, то есть органы или лица, которые направили жалобу в Конституционный Суд Российской Федерации

2.Органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт в связи с которым будет проводиться проверка.

3.Государственные органы, чья компетенция оспаривается.

Обратиться в Конституционный Суд РФ можно в форме запроса, ходатайства или жалобы. Причины для пересмотра дела: соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор; обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции; обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации; выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Рассмотрение и разрешение дел в Конституционном Суде РФ производится в заседаниях с проведением слушаний, а в отдельных случаях - без их проведения. Без проведения слушания проводится проверка по жалобам. Обсуждение дел Конституционным Судом основано на принципах независимости судей, коллегиальности, гласности, устности разбирательства, состязательности и равноправия сторон, непрерывности судебного заседания, ведения изготовления на российском языке при обеспечении участникам процесса, не владеющим русским языком, права выражать комментарии на ином языке и воспользоваться предложениями переводчика.

Итоговое заключение Конституционного Суда РФ по существу вопросов о согласовании Конституции, упоминавшихся выше нормативных актов и соглашений, по существу споров о зонах ответственности, называется распоряжением.

Все другие заключения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе воплощения конституционного судопроизводства, называются определениями. Заключение Конституционного Суда РФ принимается открытым голосованием, в случае если на заседании присутствует не наименее двух третей деятельных судей, методом поименного выборочного опроса. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Конституционный Суд Российской Федерации принимает заключение по делу, оценивая как точное значение рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и другим истолкованием или же образовавшейся правоприменительной практикой, а еще исходя из его пространства в системе правовых актов. При принятии заключения Конституционный Суд разрешает вопросы права и воздерживается от установления и изучения фактических событий во всех случаях, когда это входит в зону ответственности иных судов или же других органов.


Решения Конституционного Суда Российской Федерации носят обязательный характер на всей территории государства для всевозможных представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, учреждений, компаний, должностных лиц, граждан и их объединений. Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию, оно действует напрямую и не требует подтверждения прочими органами и служебными лицами. Правовая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием такого же акта. При этом данные акты или их отдельные положения, которые признаны неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, которые основаны на актах или их некоторых положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Конституционное правосудие в регионах Российской Федерации могут исполнять конституционные (уставные) суды. Разница в наименовании данных судов определяется тем, что статус республик определятся их конституцией, а другие субъекты Российской Федерации имеют свой устав. Соответственно, при наименовании в региональном законодательстве способа осуществления судебной власти конституционными судами употребляется понятие «конституционное судопроизводство», а уставными судами - «уставное судопроизводство».

Конституционные (уставные) суды субъекта Российской Федерации могут создаваться субъектами Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъекта Российской Федерации, конституции субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции субъекта Российской Федерации. Не приходится говорить о большой известности создания в Российской Федерации данных судов - в настоящее время конституционные (уставные) суды работают менее чем в трети субъектов.

Финансирование конституционных судов РФ происходит за бюджетные средства соответствующего субъекта РФ. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его полномочиям вопросы в порядке, который установлен законом субъекта Российской Федерации.