ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.07.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.2. Дайте характеристику взглядов представителей марксистского направления.

1.3.Социологические взгляды п. А. Сорокина.

2. Развитие социологической науки в 20 – 50-е гг. XX века.

3. Культура современного российского общества.

3.1. Назовите характерные черты культуры русского народа.

3.2. Охарактеризуйте массовую культуру российского общества.

3.4.Назовите основные субкультуры российского общества. Охарактеризуйте одну из них.

Основные черты эмо-стиля Мироощущение

Имидж эмо

Атрибутика

Символика

Характерные жесты

3.5. Дайте описание субкультуры современной российской молодежи.

4. Социальная структура и стратификация современного российского общества:

4.1.Что такое социальная структура общества?

4.2. Дайте характеристику социальной стратификации современного российского общества и сравните ее модель с моделью стратификации западного общества.

4.3. Что такое социальная мобильность? Назовите ее виды. Дайте характеристику социальной мобильности современного российского общества.

4.4.Охарактеризуйте этническую структуру российского общества.

5.Социальные институты современного российского общества:

5.1. Дайте определение социального института. Назовите главные институты современного общества.

5.2.Дайте характеристику института политики современного российского общества.

Список литературы

  1. История социологической мысли России XIX – начала XX веков.

1.1 Перечислите основные направления социологической мысли в России и назовите фамилии представителей.

Органическое направление (П. Ф. Лилиенфельд, А. И. Стронин). Основные идеи этого направления заключались в отождествлении общества с организмом и попытке объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями.

Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный), направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии(М. М. Ковалевский, В. В. Лесевич, М. М. Троицкий).

Географическое направление (Л. И. Мечников, В. О. Ключевский) - направление, рассматривающее географическую среду (климат, реки, почву и т. п.) как определяющий фактор развития общества.

Народничество (М. А. Бакунин, П. Н. Ткачев).Народническая идеология представляла собой своеобразное соединение социалистических идей со славянофильскими представлениями о самобытном пути развития России.

Субъективизм (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский) - учение, утверждающее, что дух, сознание, мышление, психическое — первично, а материя, природа, физическое — вторично, производно.

Психологизм (Е. В. Де Роберти, Н. И. Кареев, Л. И. Петражицкий) - направление социологии, стремящееся объяснить социальные отношения и структуры на основе свойств человеческой психики, анализа непосредственного взаимодействия людей.

1.2. Дайте характеристику взглядов представителей марксистского направления.

Марксизм, социологическое, философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого — К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на изучение немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французского утопического социализма (Сен-Симон, Фурье и др.), Маркс и Энгельс разработали диалектический материализм, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме. Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы, которые являются базисом, определяют производственные отношения, формы собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство, то есть надстройку. Единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетенных классов — движущая сила истории, а ее высшее выражение — социальная революция. Капитализм — последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса. В условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть, с помощью которой осуществляется переход к коммунизму (уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности).


Марксизм оказал влияние на развитие социальной мысли 19-20 вв. В то же время подверглись критике содержавшиеся в нем утопические, противоречивые и ошибочные представления. В марксизме абсолютизировалась роль социальных антагонизмов, классовой борьбы и насилия, отрицались возможности эволюции буржуазного общества, значение частной собственности как основы гражданского общества, романтизировалась историческая роль пролетариата, неадекватно истолковывался труд как источник стоимости; утверждалась необходимость ликвидации парламентских институтов и разделения властей; отвергалась общечеловеческая нравственность. Марксизм стал идеологической основой социал-демократического движения, которое с нач. 20 в. разделилось на революционное течение (В. И. Ленин и др.) и реформистское, или «легальный марксизм» (П. Б. Струве, С. Н. Булгаков, М. И. Туган-Барановский и др.) течения. В реформизме использовали положения марксистской экономической теории для обоснования развития капитализма в России, выступали за демократические свободы, развивали либеральные теории реформирования общества. Теоретические основы марксизма подверглись критике, что привело к отказу от его основных положений. В революционном течении возобладало крайне левое истолкование марксизма. Здесь отстаивался курс на установление диктатуры пролетариата. В соответствии с этой концепцией после революционного свержения буржуазного режима вся полнота власти должна перейти к классу пролетариата. Его диктатура должна сохраняться вплоть до перехода к коммунизму (социализму как его первой фазе). Диктатура пролетариата должна была быть направлена против эксплуататорских классов и их сопротивления пролетарской революции и переустройству общества. Демократические и социальные права рабочих должны были быть расширены настолько, что стало бы возможно говорить об отмирании государства, так как его принудительные функции будут направлены против заведомого меньшинства населения. После Октябрьской революции в России марксизм подвергся догматизации и вульгаризации и был поставлен на службу коммунистическому тоталитаризму. Ленин выдвинул идею передачи всей власти советам рабочих депутатов, то есть на тот момент — органам самоуправления, по существу, самим рабочим массам. Эта идея, близкая взглядам оппонентов марксизма анархистов, стала реализовываться на местах сразу после Октябрьского переворота 1917. Но в то же время после прихода к власти Ленин стал концентрировать верховную власть в руках Совета народных комиссаров и ЦК партии большевиков, действовавших от имени рабочих. Созданные ими бюрократические структуры уже в 1918 заменили власть советов, которые превратились в придатки бюрократический диктатуры. Рабочие выступления против «рабочего» государства жестоко подавлялись. Это официально объяснялось «несознательностью» той части рабочих, которые не поддерживали большевиков. В конце жизни Ленин признал, что новая власть «чуть-чуть подмазана советским миром».



1.3.Социологические взгляды п. А. Сорокина.

Среди самых выдающихся имен, которые Россия дала мировой социологии, надо назвать Питирима Сорокина, которого в силу универсальности охвата социологической проблематики, значения теоретического и методологического вклада в мировую социологию можно сравнить разве что с М. Вебером. Именно этот мыслитель, родившийся в России, а умерший в США, прославил российскую социологию. Благодаря его научному творчеству Россию наряду с Италией (где жили и трудились выдающиеся социологи XIX—XX вв. В. Парето, Г. Моска и Михельс) можно причислить к разряду социологических держав мира.

После эмиграции из России в 1922 г. он занял видное положение в западной социологии. Обосновавшись в США, Сорокин сделал там успешную карьеру: преподаватель социологии, президент Американской социологической ассоциации, профес­сор Гарвардского университета. Творческую деятельность Соро­кина отличает необычайная продуктивность — им написаны десятки работ, посвященных разнообразным проблемам.

Главная особенность творчества Сорокина — глобализм, по­пытка осмысления социологических аспектов широко понимае­мой им культуры. Его книга «Социальная и культурная динамика» (1937) — беспрецедентный по объему научный труд, прев­зошедший «Капитал» К. Маркса. Другая его книга «Социальная мобильность» (1927) признана мировой классикой. Сорокин кон­статировал кризисное состояние современной культуры, проанализировал различные его причины и формы. В качестве путей выхода из кризиса ученый предлагал нравственно-религиозное возрождение человечества на основе «альтруистической любви» как главной и абсолютной ценности.

Сорокин является создателем современной теории стратифи­кации, которая изложена в его книге «Человек, цивилизация, общество», переведенной на русский язык. П. Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т.е. некое пространство, заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека. В многомерном пространстве выделяются две главные оси координат: ось X (для измерения горизонтальной мобильности) и ось Y (для измерения вертикальной мобильности). Иначе говоря, получилось некое подобие классического эвклидова пространства.

П. Сорокин рассматривал стратификацию как способ измерения статуса: той или иной социальной группы в различных сферах жизнедеятельности общества. Он предлагал производить стратификационные измерения в трех социальных пространствах — экономическом, политическом и профессиональном.


Социальная стратификация в целом описывает расслоение людей на классы и иерархические ранги. Ее основа — неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Ее подвид, экономическое расслоение, означает неодинаковость экономических статусов, иначе говоря, наличие экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровней жизни, в существовании бедных и богатых. Для экономической стратификации показательны два явления, которые Сорокин называет флуктуациями: 1) обогащение и обеднение группы либо общества; 2) уменьшение и увеличение высоты экономической пирамиды. Оперируя огромным статистическим материалом, он доказывает, что нет семьи, деревни, города, области или страны, которые станови­лись бы год от года богаче или беднее. В истории не существует никакой устойчивой тенденции. В развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодами обеднения. Так было в Древнем Египте и так есть в современной Америке. Бесцель­ные колебания (флуктуации) совершаются циклически (за обо­гащением следует обнищание): мелкие циклы составляют 3—5, 7—8, 10—12 лет, крупные — 40—60 лет. По мнению Со­рокина, его теория флуктуации опровергает идею прогресса человечества — постоянного улучшения экономического по­ложения.

Сравнив различные классы, эпохи и страны, Сорокин не­ожиданно обнаружил, что в колебаниях высоты экономической пирамиды нет никакой устойчивой тенденции. Если высоту из­мерять разницей между доходами высших, средних и низших слоев общества, то окажется, что в течение последних 500 лет эта высота то увеличивалась, то уменьшалась. Это значит, что богатые не богатеют постоянно, так же как бедные постоянно не беднеют. Вместо прямолинейного процесса существуют пе­риодические флуктуации, которые составляют 50, 100 и 150 лет. Точно так же колеблются и мировые цены в истории — то па­дая, то возрастая. Связь двух явлений — бедности и мировых цен — не вызывает удивления: изменение цен способствует пе­рераспределению национального дохода в пользу того или дру­гого класса.