ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.07.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Дайте характеристику взглядов представителей марксистского направления.
1.3.Социологические взгляды п. А. Сорокина.
2. Развитие социологической науки в 20 – 50-е гг. XX века.
3. Культура современного российского общества.
3.1. Назовите характерные черты культуры русского народа.
3.2. Охарактеризуйте массовую культуру российского общества.
3.4.Назовите основные субкультуры российского общества. Охарактеризуйте одну из них.
Основные черты эмо-стиля Мироощущение
3.5. Дайте описание субкультуры современной российской молодежи.
4. Социальная структура и стратификация современного российского общества:
4.1.Что такое социальная структура общества?
4.4.Охарактеризуйте этническую структуру российского общества.
5.Социальные институты современного российского общества:
5.1. Дайте определение социального института. Назовите главные институты современного общества.
5.2.Дайте характеристику института политики современного российского общества.
2. Развитие социологической науки в 20 – 50-е гг. XX века.
Высылка в 1922 г. большой группы ученых из России сразу сказалась на снижении уровня отечественной социологии. Социологи конца 20-х гг. еще пытались проводить эмпирические исследования (К. Кабо, С. Первушин, А. Гастев и др.), разрабатывать теорию и преподавать в университетах (Н.И. Бухарин, С.И. Солнцев), но вскоре научные исследования в этой области были существенно ограничены.
Ко второй половине 20-х гг. общий уровень официальной философии и социологии в СССР резко снизился. Большевики собирались покончить с «буржуазной социологией», а покончили с социологией вообще. Ее место вскоре занял исторический материализм. Представители старой социологии, объявленные идеалистами, были высланы либо расстреляны, а новые марксистские кадры обществоведов по своему научному потенциалу и теоретическому уровню явно уступали идейным оппонентам. В духовной области прочно утвердились принципы, проповедуемые сторонниками Пролеткульта — еще одного варианта вульгарного материализма. Тем не менее 20-е гг. дали миру замечательных мыслителей — выдающегося экономиста и специалиста в сфере экономической социологии Н.Д. Кондратьева, автора социальной инженерии и самой эффективной по тем временам системы НОТ А.К. Гастева, замечательного ученого плановика С.Г. Струмилина, написавшего фундаментальные работы по социальной истории общественного труда и бюджетам времени. Все это люди с мировым именем.
После 20-х гг. последовал продолжительный период затишья — на протяжении почти 30 лет в России не было создано ни одной сколько-нибудь значимой работы по социологии труда, не проведено ни одного серьезного эмпирического исследования, не организовано ни одной научной конференции, не подготовлено ни одного профессионального социолога.
За эти 30 лет американская социология в целом и индустриальная социология в частности наработала тот мощный теоретический капитал, который она использовала в последующие десятилетия. В конце 20-х — начале 30-х гг. проведены знаменитые Хоторнские эксперименты, положившие начало индустриальной социологии как науке. В 40—50-е гг. в США были проведены известные эмпирические исследования, на базе которых созданы ставшие классическими а) иерархическая теория потребностей А. Маслоу; б) двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга; в) теория мотивации достижения Д. Макклелланда и др. Сформировались теория социального действия Т. Парсонса и теория среднего ранга Р. Мертона, проведены сотни эмпирических исследований, изобретено множество методических инструментариев (анкет, тестов), укрепились основы академической (университетской) науки.
3. Культура современного российского общества.
3.1. Назовите характерные черты культуры русского народа.
Русская культура выступает по отношению к исторической жизни народа как "вторая природа", которую он создает, творит и в которой живет как социализированная совокупность людей, иначе говоря, культура есть величайшая ценность, среда и способ духовной преемственности и тем самым – содержательной деятельности в бесконечном поступательном развитии русского народа.
Русская национальная культура это:
материальные и духовные ценности народа, созданные им в ходе своей длительной истории;
способ жизнедеятельности и мироустройства русских людей;
своеобразие жизни русских в конкретных природно-географических, исторических и этносоциальных условиях;
религия, мифология, наука, искусство, политика в их конкретно-историческом проявлении;
совокупность русских социальных норм, законов, обычаев, традиций;
способности, потребности, знания, умения, социальные чувства, мировоззрение русских.
О смирении, терпении и соборности как характерных чертах «русского архетипа» писал Г.С.Лебедев:
«смирение – самоограничение личности в ее самосознании (индивид не равен Богу, но частицу Его несет в своих высших проявлениях);
терпение – отождествление себя с иным (от элементарных культурных норм до признания политического и духовного суверенитета);
соборность – принцип консенсуса, реализуемый от низших звеньев общественного согласия к высшим, осваивается постепенно в глобальном масштабе: "единение в любви" – его предельный случай;
духовность – конечная адекватность человека Богу как итоговый смысл личного и общечеловеческого бытия». Не стоит, впрочем, идеализировать названные качества русской культуры, так же как нет оснований предаваться национальному самодовольству. Уход в трансцендентное может порождать ослабление интереса к имманентному, эмпирическому миру, в том числе и к запросам общественной и государственной жизни.
В эмпирической жизни русский часто склонен к известной бесформенности, и эта склонность, поскольку она освобождает его от положительных религиозных корней, легко вырождается в страсть к разрушению. В этом состоит опасная односторонность русской сущности и ее следует открыто признать, даже если решительно отклонить как ложное преувеличение расхожего мнения о полной неспособности русских к государственно-общественному и культурному строительству.
3.2. Охарактеризуйте массовую культуру российского общества.
Тема массового общества очень актуальна для современной России. Общество испытывает шок от столкновения с массовой культурой в ее западном, "вестернизированном" варианте. Обозначился разрыв между развитием теории и запросами социальной практики. Отстает подготовка квалифицированных работников средств массовой информации и общественных учреждений, ученых, педагогов — которые могли бы с уверенностью работать в таких новых областях, как коммуникативные технологии, информатика, реклама, компьютерное искусство, дистанционное образование и др. Не определен и статус специалистов, занятых данными видами деятельности.
По ряду причин сами термины "массовое общество", "массовая культура" еще не обрели устойчивое научное значение. Хотя в литературе имеется немало работ, посвященных отдельным историческим и теоретическим аспектам данной темы1, однако недостает основанных на отечественных материалах фундаментальных исследований, которые давали бы целостную картину развития массовых процессов в прошлом и теперь.
Формирование массового общества на российской почве происходило, в основном, тем же путем, что в Западной Европе и США. Однако этот процесс начался в России позднее и имел некоторые особенности. Отрицательную роль сыграло то, что до начала промышленного переворота и массовой индустриализации в России не были созданы эффективно действующие институты гражданского общества и социальные организации, которые могли бы смягчить последствия распада структур традиционного, аграрного общества. Запутавшись в дефинициях "народа" и "массы", отечественная философская, общественная мысль, не сумела с самого начала занять правильную позицию в отношении данного феномена. Вследствие этого систематические исследования массового общества и культуры в нашей стране не проводились, а их оценки, вплоть до настоящего момента, нередко давались в искаженной перспективе.
В советское время было создано массовое общество, соединившее некоторые базовые черты, характерные для индустриальной цивилизации эпохи Модерна, с элементами традиционной докапиталистической культуры, влияние которой было особенно сильным в сферах идеологии, политики и морали. Советскую культуру, в целом, можно квалифицировать как культуру мобилизационного типа. По мере эволюции советского общества, его культура все более сближалась с потребительской массовой культурой западного типа.
Многое положительное из того, что было создано в советское время, разрушено или влачит жалкое существование: отечественная сеть кинопроката, клубные учреждения, центры культурного досуга и творчества для молодежи, местные музеи и библиотеки. Многие вновь открытые культурные учреждения носят формальный характер, не воздействуя глубоко на повседневное сознание и образ жизни масс. Однако развитие массовой, популярной культуры в России продолжается. Сегодня уже можно определенно говорить о некоторых новых чертах политического ритуала, новой стилистике монументального искусства (например, храм Христа Спасителя в Москве) и современного российского кино, о своеобразной деловой "этике" новоявленных российских бизнесменов.
В настоящее время в российском обществе можно выделить уже не два, а три исторических слоя — традиционная, массовая индустриальная и постиндустриальная культура. Новейшие тенденции глобализации и компьютеризации не отменяют существенных признаков массовой культуры, но изменяют условия и формы, в которых она существует сегодня. Это значительно усложняет ткань общественных отношений, приводит к социально-культурным конфликтам и аритмии. Современное массовое общество в России является нестабильным, переходным. Перспективы его развития зависят от того, насколько будут разрешены проблемы, обусловленные незавершенностью предыдущих этапов модернизации (демилитаризации экономики, создания эффективного потребительского рынка, влиятельного среднего класса, формирования институтов и отношений гражданского общества), а с другой стороны — от того, насколько успешно будут осваиваться прогрессивные технологии и социально-культурные образцы новой, постиндустриальной эпохи.